О ПВД «Мой первый велопоход» к реке Истра

(глазами руководителя)

25.05.2019-26.05.2019
"Новичковые походы" затеивались еще в 2013 году в рамках мероприятия Велоклуба "32 спицы", чтобы показать велосипедистам, что есть велосипедные поездки куда намного интереснее, чем просто кататься по Садовому кольцу Москвы или вокруг дома, ну или за пивасиком в ларек.

А туризм, сами знаете, он такой - дозу нужно только повышать =)

В тот первый поход приехало довольно-таки много участников велоклуба, которые так или иначе хотели себе разнообразить веложизнь. С тех пор серия походов "Мой первый велопоход" из года в год стала "узнаваемым брендом". И с тех пор же началась невидимая работа руководителя над осмыслением своего опыта и ошибок. Рождались даже статьи о то, что нужно сделать, как подготовиться, что купить, чтобы отправиться с комфортом и без проблем в свое первое велопутешествие.
Все это было не систематизировано на просторах сайта клуба и интернета. И только с конца 2018 года именно на этом сайте появились первые шаги к системе статей, ознакомившись с которыми риск получения негативных эмоций и впечатлений от велопутешествий должен был быть уменьшен. Это, так сказать, теория, некая экономящая время составляющая всей подготовки. Замена "лекциям" в устаревших школах спортивного туризма. Как оказалось такой подход тоже имеет свои минусы.

Собственно эта статья (как и всех последующих с подзаголовком "глазами руководителя") для тех, кто любит учиться на чужих ошибках. И для тех, кто готовится или уже руководит походными группами. А еще, наверное, из этого материала должно будет родиться что-то, что позволит избегать или минимизировать типичные ошибки новичков.

Итак, поехали!
Поход к реке Истра планировался небольшим по протяженности, несложным с точки зрения рельефа и простым с точки зрения транспортной доступности точек схода. Как показала финиш, накатали мы 120 км. Для "новичкового" даже больше чем хотелось, но умирающих от усталости не было замечено. Или были?

К моменту старт уже были написаны и доведены до участников похода статьи о том какой велосипед годится для велопутешествия, о том какую взять палатку и спальник, о том какой багажник лучше всего использовать. Были даже даны два чек-листа по подготовке снаряжения и ремкомплекта для поездки. Казалось бы что может пойти не так?

Наверное в 50% случаев проблемы на маршруте, особенно в новичковых походах, можно предугадать простым собеседованием с участником. Например в личной переписке, либо в "чатах". В этом походе "проблемный участник" легко вычислялся по желанию взять с собой в поход собачку (на 7-8 кг). Но кое-как договорились от этой идеи отказаться. Так как возникла проблема с подбором "корзинки" для перевозки животинки.

Другой потенциально "проблемный участник" считает, что в группах кататься некомфортно. Странно, забавно, но он так и не приехал =)

Третий, на старте велотуристического сезона решил поехать с ребенком. Под честное слово заняться активной подготовкой себя и ребенка. Более того, правилам похода это не противоречило. Забегая вперед - проблем дитё совсем не доставило.

Итого держим в голове, что 4 участника в любой момент могут сойти. Держим, но не в коем-случае не относимся предвзято к этим участникам. Ибо вы еще не знакомы и не можете адекватно оценивать их силы, и сюрпризы, кстати, тоже.
Первый кандидат, опоздав на точку старта приехал на следующей электричке (благо мы сделали кофе-паузу) на таком велосипеде, которого врагу не пожелаешь. Скрипяще-пердящий ашанбайк тёти с консольным багажником и корзинкой вместо велосумок. То есть 100% рекомендаций, которые были доведены заранее, были просто на просто проигнорированы.

Сколько угодно руководитель может обижаться, что его материалы не читают. Но это, во-первых, неуважение к участникам, которые вынуждены терпеть на маршруте проблемы этого велоэкспоната. В общем, времени мы потеряли много, опоздали на удобную электричку до дома и потратили лишние деньги на экспресс, чтобы не терять еще пару часов.

Проблемами на маршруте были именно велосипед и его техническое состояние, так как человек все-таки адекватный и выносливый. Да, не покупать же новый велосипед для похода?! Но и так тоже поступать нельзя.
Еще при установке лагеря появилась новая потенциальная проблема. У одного из участников была однослойная палатка, а по прогнозу (да и в пути уже были) ночью дожди. Как итог - палатка промокла, даже несмотря на то что сверху положили дополнительный тент. А промокшие участники, так и не выспавшись, вынуждены были отправиться на следующий день домой.

Вместе с ними отправились домой и те участники, у которых очень сильно заболела пятая точка. А болеть она очень сильно начинает, когда ты впервые после очень и очень долгого перерыва садишься на велосипед.
Самый яркий момент маршрута - преодоление брода. На этом участке до сих пор незнакомая между собой группа показала свои суперспособности по взаимопомощи! Хотя перед этим и немного очканула =)
Выводы.

Итог всей этой истории (разбора ошибок) прост - пренебрежение рекомендациями руководителя группы.

Для новичков статья - это отличный опыт, чтобы учиться на чужих ошибках.
Читайте статьи, прислушивайтесь к руководителю. Не забывайте, что лучше всего отправляться в велопоход, когда у вас уже есть опыт езды на подходящем для туризма велосипеде, хотя бы по городу, близко к заявленному километражу, ТО велосипеда, снаряжение и хорошая физическая форма.

Для руководителей... Может быть требовать фотографии велосипеда? Или модель, чтобы хотя бы погуглить информацию о нем. Физическую форму сложно проверить, всегда есть риск обмана. А до этих предварительных "скаток" (тем более для ПВД) нет никому дела, а может и времени.

Все остальное придет с опытом!

Материал подготовил Толубаев Сергей
Поделиться статьей можно в социальных сетях: