Провоз велосипеда в поездах дальнего следования РЖД
Эксплуатация велосипеда

Перевозка велосипеда в поезде

Велосипед, конечно же, прекрасное и полезное (для здоровья) средство туризма, особенно для тех, у кого много свободного времени. Но нам, велотуристам, часто приходится пользоваться общественным транспортом, чтобы успеть в свой выходной день или отпуск взять от планируемого маршрута максимум. А для этого мы прибегаем к помощи железнодорожного или авиатранспорта. Реже к помощи автобусов, водного вида транспорта и прочих услуг по перевозке.

В настоящее время самолеты стали составлять хорошую конкуренцию железнодорожному пассажирскому транспорту в плане стоимости билетов. Разница во времени перевозки велотуриста колоссальная, особенно на расстоянии свыше 1000 км.

Но тем не менее мы используем поезда потому что:

- Мы приезжаем из центра города отправления (куда очень просто попасть) точно в центр желаемого населенного пункта. А ведь зачастую веломаршрут путешествия начинается со знакомства с городом (или населенным пунктом).

- В поезде есть возможность комфортно поспать. Очень часто эта возможность неоценима, особенно при выезде в велопоход после рабочего дня. Или же при возвращении из велопохода в рабочий день.

- Можно походить и размять ноги, поприставать к молодой проводнице или соседям =)

- Можно выходить на других станциях подышать свежим воздухом, купить у бабушки на перроне пирожки. Но это и минус тоже - дополнительные траты денег, которые мы не учитываем при сравнении цен на билеты на самолеты.

- Твой багаж под контролем и всегда есть к нему доступ.

Что нужно знать о провозе велосипедов в поезде?

Наверное 95% всех перевозок велотуристов на железнодорожном транспорте осуществляет родненькое РЖД. Значительно больше половины из этих 95% осуществляют "пригородные пассажирские компании" (их много), оставшуюся часть "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) и "Дирекция скоростного сообщения" (ДОСС).

Пригородные пассажирские компании (например, ЦППК, МТППК, ППК "Черноземье" и др.), как правило, перевозят пассажиров между центрами регионов и прочими населенными пунктами региона посредством пригородных поездов (моторвагонный состав aka электрички, рельсовые автобусы, состав с локомотивом), следующих на расстояние до 150-200 км. О том, как правильно перевозить велосипеды в пригородных поездах можно ознакомиться в нашей отдельной статье.

ФПК и ДОСС же перевозит пассажиров между регионами и между различными странами. Для этого используют поезда дальнего следования (локомотив+вагоны) и скоростные моторвагонные составы ("Ласточки", "Стрижи", "Сапсаны" и др.). Поезда дальнего следования преодолевают более 700 км за маршрут.

Давайте подробнее разберем ФПК и ДОСС, вот что вам необходимо знать:

- Провозить велосипед в поездах дальнего следования можно
- Велосипед необходимо разбирать
- Велосипед необходимо упаковывать
- Велосипед можно размещать на местах для ручной клади в пассажирском вагоне или в багажном купе.
- За провоз велосипеда необходимо заплатить

Правила провоза велосипеда в поезде

На сайте РЖД об этом есть четкая информация:
В поездах АО «ФПК» пассажирам разрешается провозить следующие предметы, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см:

....

в) велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждый велосипед, перевозимый в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг. Также велосипеды можно перевозить в багажных купе.

Как разобрать и упаковать велосипед для провоза в поезде?

На сайте РЖД указан пример того, как можно упаковать и где можно размещать велосипед:
Инструкция по размещению велосипедов в плацкартных вагонах, вагонах купе и СВ (кроме двухэтажных поездов).
Упаковка и перевозка велосипеда по версии РЖД
Этот вариант неплох для любителей байкпакинга, так как вся упаковка по приезду утилизируется и не перевозится с собой. Другое дело - нужно заранее позаботиться об упаковке. Это может стать проблемой посадки на поезд с промежуточных станций.

Для перевозки велосипеда в любых видах транспорта уже давным-давно придумали велочехлы. Рекомендуем пользоваться - они не дорогие, многоразовые, легкие и простые в использовании. В продаже можно найти на любой вкус. О том как упаковать велосипед в велочехол читайте в соответствующей статье

Где в вагоне поезда разместить велосипед?

В поездах дальнего следования, опять же видно на картинки выше, велосипеды можно перевозить на третьей полке плацкарты (места два, но можно вместить и три велосипеда), на верхней полке купе (одно место) или в багажном вагоне.

Бывают случаи когда разрешают разместить велосипед в нерабочем тамбуре вагона. Но это запрещено правилами, влететь может и вам, и поездной бригаде.

Багажный вагон - это, как правило, вагон с купе в составе поезда, в котором часть пассажирских мест демонтировано. Эти места используются для провоза багажа. Двери купэ запираются на ключ. Ключ у проводника. А еще в этом вагоне находится начальник поезда. Провоз велосипеда в багажном вагоне различается по стоимости с провозом велосипеда в качестве ручной клади почти в два раза.

В моторвагонных составах поездов дальнего следования (ФПК и ДОСС) велосипеды можно размещать в специальных местах или у не открывающихся дверей (по привычке проводники это место называют нерабочим тамбуром, хотя это и не тамбур). Проводник поезда подскажет, как лучше сделать.

Советы по размещению велосипеда в вагонах
скоростных поездов

Если с обычными пассажирскими вагонами все ясно, то не всегда понятно где же размещать велосипеды в скоростных поездах? Особенно если вы еще ни разу не перевозили их.

Ответ лежит на поверхности: нужно внимательно изучать схему того вагона, куда вы хотите купить билет.

Поезда типа "Стриж" и "Сапсан" - практически не приспособлены для перевозки "негабрита". Да и будем честны перед собой - это не самые выгодные по соотношению "цена/время" поезда. Зато комфорт! Но какой вам, нафиг, комфорт, когда вы едете на велосипеде? Да еще и в поход с палатками?!

Другое дело "Ласточка". О "Ласточке" и об извращениях в использовании этой машины можно написать целую статью, но не на этом сайте. Все "Ласточки" ФПК и ДОСС имеют примерно одну компоновку салона, которая показана на слайдере ниже.

Особенность эксплуатации в России: две входные группы в каждый вагон и только одна из них служит для посадки/высадки пассажиров. Вторая, соответственно, не открывает двери вплоть до конечной станции. На конечной - открывают, будьте внимательны. Именно туда можно разместить велосипеды (наглядные примеры на слайдере выше). Проводники вас туда же отправят. Но какие двери открываются, какие нет - вы узнаете только на перроне. Потому все потенциальные места для размещения велосипедов указаны зелеными прямоугольниками.

Вагоны первого класса. Первый класс отелен от второго дверным проходом, через который регулярно снуют проводники. Велосипеды разместить не получится ни у дверей, ни в пространстве, обозначенным желтым прямоугольником

По мере поступления информации о других скоростных поездах будем обновлять эту статью.
О том, как купить билет на велосипед для провоза в поезде читайте в следующей статье.
Поделиться статьей можно в социальных сетях:
Made on
Tilda