Внимание!! С 15 по 30 апреля может быть увеличено время ответа по обращениям и по заявкам на участие в мероприятиях Веломаршрут.ру

В это время большая часть руководителей Веломаршрут.ру будет в походе, интернет там ожидается нестабильный и редкий. Просим отнестись с пониманием.

На все письма и заявки обязательно ответим как вернемся.

По очень срочным вопросам в этот период времени просьба обращаться по e-mail i.afanasev@velomarshrut.ru

Велопоход по Алтаю (2022)

Июль - август 2022

Участник премии "Веломаршрут.ру '22"

День когда всё началось...

Думаю, каждый кто побывал на Алтае, ещё долго не может его забыть… В моём случае всё было именно так.

МТБ соревнования порядком надоели и очень хотелось показать Горный Алтай своим знакомым велосипедистам.

Велопоход, это что-то Новое, как говорят глоток свежего воздуха. На Алтае невероятно свежий, чистый и вкусный воздух. Вода в Горном Алтае воздуху не уступает. Забегая вперёд скажу, что за время 16ти дневного велопутешествия, наша группа из 4ёх человек, не купила ни одной бутылки с водой. Воду просили у местных, набирали из рек, искали колонки. Чистый путь и #ИюльБезПластика был с нами всегда.

Итак, сбор на «Алтай 2022» начали осенью. В ходе занятий на зимней площадке ДЮСШ2 сформировалась группа предполагаемых участников. Зимой тренировки проходили на фэтбайках. К весне была закуплена необходимая экипировка. Сварены надёжные велобагажники у мастера Александра. Сшиты велосумки (своими руками). Летом состоялись несколько тестовых велопоходов по окрестностям Тобольска, куплены жд билеты. В целом всё было готово...

Команда состояла из...
Меня - тренера ДЮСШ 2 по велоспорту маунтинбайку, город Тобольск.

Спортсменки, фотографа Алисы , воспитанницы отделения маунтинбайка, ДЮСШ2 города Тобольска.

Специалиста по массажу, активной велосипедистки Алсу , тоже из Тобольска.

Моей Драгоценной Жены, многодетной мамочки, экофрэндли всея Земли, Катерины , по совместительству председателя РОЭОТО "Чистый путь".

У каждого были свои мотивы отправиться в путь...
Мне хотелось снова на Алтай, а также показать красоты Горного Алтая участникам. Алисе нужно было сделать несколько хороших снимков для поступления на отделение фото видео творчества. Алсу ждала исполнения давней мечты, стать велопутешественником. Катя была за любой кипишь, только бы подальше от бытовухи и домашних хлопот.

Таких разных, Нас объединил Алтай и любовь к велосипеду!

Маршрут был составлен мной, с учётом всего, что только можно было учесть. Сольная поездка в 2021 внесла ясность в такие понятия как перевал, заброска, днёвка, алтайское ценообразование и т д, и т п.

Было решено ехать сначала по Чуйскому тракту в сторону Монголии, до Курайской степи, забраться в горы, на ледник, а затем отправиться на Улаган и Кату Ярык. Спуститься в долину реки Чулышман... и когда силы будут на исходе, не имея возможности повернуть назад, пробираться к Телецкому озеру.

Восстановив силы на песчаном берегу мыса Кырсай переправиться на корабле в туристический Артыбаш, сесть в машину и уехать на жд вокзал.

Как говориться "лёгкий план"…

23 июля. День 1.

Маршрут от Бийска на авто до вершины перевала Чике Таман, дальше сбор велосипедов и спуск. Ночёвку выбрать по ходу движения. Выбрали берег реки Катунь в районе Яломанского городища.

Из Тобольска до Бийска нет прямых поездов. Нам предстояла пересадка в Новосибирске.

Для перевозки велосипедов в поезде я покупаю билет в багажное купе. Оно находится в вагоне начальника поезда и обычно завалено коробками с товаром или ещё хуже, холодильником с мороженным. Понимая габариты купе, в него мы отправили только три велосипеда. Четвёртый ехал на третьей полке с нами в вагоне. Это было стопудово верное решение.

Вершина перевала Чике Таман - Берег реки Катунь в районе Яломанского городища.

С пересадкой в Новосибирске мы справились достойно! Утром в Бийске нас уже ждали. С поезда, на машине, мы должны были добраться до вершины перевала Чике Таман, а дальше вниз на велосипедах. В ходе поисков на Авито я нашёл самый бюджетный вариант заброски от Артёма. Она обошлась в 12800 за 320 км. Четыре человека + 4 велосипеда с сумками. По пути заехали в Сростки, съели по мегачебурэку, а чуть дальше, набрали воды на источнике Аржан Су.

Погода радовала. Собравшись, мы покатились навстречу двухнедельному путешествию. Спуск длинной 20 км. слегка напрягал, но девочки справились на отлично, и я поверил в них. Трафик большой. Асфальт первоклассный!

Мы лицезрели Горный Алтай во всей красе! Мы заглянули на турбазу БроскоТерра, где я выспался в прошлом году, пообщались с хозяевами. Узнали, что только недавно закончился "сезон дождей" и нам повезло с погодой. Место для ночёвки мы долго не выбирали. Проехали вдоль Катуни с километр и нашли подходящую поляну. Она и стала нашим домом на ночь.

Спали хорошо. Перед поездкой купил ещё два надувных коврика и два спальника в магазине. Ещё раз убедился в первоклассной работе ребят! Покупка пришлась на начало СВО и цены лезли в гору как чувак на электровелосипеде. Раздумывать было дорого и пришлось выбрать два чешских дорогущих спальника на минус 2... На Алтае даже в июле, по ночам, температура может уходить в минус, а отдых в любом походе, ой как важен...

И вот, после долгих консультаций, я уже готовый оплачивать покупку, получаю сообщение от менеджера о поступлении наших спальников RedFox , значительно дешевле. Экономия была ооочень хорошая. Ясное дело, взял наши. Ничуть не пожалел. А ведь могли впарить и дорогие…

24 июля. День 2.

Маршрут от берега реки Катунь в районе Яломанского городища до турбазы "У Надежды", сразу после Иодро.

Первая ночёвка в палатке прошла нормально. У Алсу была компактная велопалатка от Tramp. Мы жили в трёшке: папа, мама, доча.

Река оказалась далековато и подойти к ней оказалось делом непростым.

Утро выдалось солнечным. Катуньские террасы прекрасны! Не спешим. Лагерь собирали два часа. Выехали в 12. Наслаждаемся природой. Делаем много остановок для фото и просто полюбоваться красотой.

Со стороны взглянули на легендарный Цаплинский мост, прогулялись до слияния двух легендарных Алтайских рек, заехали на легендарный Калбак Таш, прикоснулись к рисункам, нарисованным тысячи лет назад…сложно даже представить, как давно они созданы… мне одному кажется, что это там ракета взлетает???

Средняя скорость меньше 10 км в час. А куда спешить? Раскатываемся помаленьку) Навстречу много велосипедистов, попутно ни одного... Наверно мы ооочень быстрые и нас никто не мог догнать...
Проехали за день 47 км с набором 700 метров. Ветер попутный, помогает)

К вечеру начались ремонты дорог. Ищем место для ночёвки. Справа видим на берегу реки несколько домиков. За 300 рублей дали добро поставить палатки. Хозяйка по имени Надежда стала называть нас Тимуром и его командой) Рассказывала, как живёт в тайге и шаманит, напоила нас водой, и активно подкармливала Алису шоколадками.

Приготовили ужин, но прилетела туча и начался дождь. Ужинали в беседке. Когда легли спать налетел сильный ветер с дождём. Два часа пытались уснуть и не улететь вместе с палаткой. Первое безрезультатно. Чуть позже вроде стихло и усталость взяла своё. Утром Алсу жаловалась, что после дождя местные суслики повылазили из своих нор и стали тусоваться у её палатки. Шумели и вели себя некрасиво.

Путешествие продолжается…

25 июля. День 3.

Маршрут от турбазы "У Надежды", сразу после Иодро до турбазы у Гейзерного озера.

…В этот день нам очень повезло с погодой. Большое удовольствие ехать по идеальному асфальту и наслаждаться голубым небом и красотой Горного Алтая.
Самым ярким воспоминанием была снежная вершина. Мы заприметили её когда заехали в Чибит…

Спали до последнего! Шикарное ощущение отпуска и свободы.

Стартовали после обеда. В этот день предстояло проехать много. Ехать вверх по асфальту значительно легче чем по алтайским грунтовкам. Однако мы попали в зону ремонтов дорог и это добавляло неудобства. В итоге, за день проехали почти 60 км. Ветер был нам другом! Мы поднимались всё выше и выше. Погода была стабильно позитивной, а мы двигались вперёд.

Есть такое... удовольствие от движения... Вот и мы, ехали наслаждаясь шуршанием покрышек и шелестом ветра.

Нас впечатлила скала Ак Бом. Раньше здесь было самое опасное место на тракте. Две лошади не могли разъехаться. Кто первый до него добирался, проходил вперед и бросал на землю шапку. Она означала, что дорога занята. Вот такой был древний светофор.

Одна из особенностей и преимущество велотранспорта... Тракт местами настолько узкий, что машине, встать на обочине нереально, везде отбойники. А с байком очень даже удобно. Поставил вел у отбойника и вперёд, исследуй и фоткай сколько угодно.

Доехав до села Чибит, мы решили отобедать в придорожке. Набрали вкусняшек и оторвались по полной)
Стоя на обочине при въезде в Чибит, глазастая Алиса увидела над макушками местных гор заснеженную вершину Северо Чуйского хребта... Невероятное зрелище, особенно на фоне голубого неба... Настолько это поражает, что даже фоткать никто не стал... Просто стояли и глядели во все глаза...

В Акташе были к вечеру. Все девочки конечно устали, но по плану ночевка была недалеко от гейзерного озера. И вот мы, в лучах заходящего солнца, едем дальше... в гору... тяжко... и... спустя некоторое время... снова видим заснеженные вершины и турбазу с кассой на озеро. Палатку у них поставить нельзя, но на турбазе через забор есть кемпинг. Все очень рады что место для ночёвки найдено и за 600 руб. мы ставим палатку среди гор и других палаток, в компании русских туристов...

В итоге нормально поспали. Связи нет нифига от слова фига. Ну и фиг с ней. Фотаем на камеру в сердце, чтоб навсегда. Ночью очень прохладно. Утром вообще везде иней, но спальники от RedFox работают как красавчики и наполняют нас теплом и силами.

Утром нам предстояла прогулка по местному болоту и экономия 400 руб.

Хорошо в велопоходе!

26 июля. День 4.

Маршрут от турбазы возле Гейзерного озера до турбазы «Чуйские Альпы» в селе Курай.

Заметил вот что… Многие группы едут Алтайскую кругосветку через Чулышман в Акташ и на Чуйский тракт, а дальше…обратно на Горно-Алтайск (или в обратном направлении). Не понимаю почему находясь так рядом с Курайской степью не заглядывают туда? Это ведь всего 40 км, но как же Она прекрасна!
Ночь была очень холодной, но это ощущалось только в воздухе. Наши тела были спрятаны в тёплые коконы спальников RedFox, Trimm и Pinguin. Велосипеды и вещи на улице покрылись инеем. Раньше всех проснулся я. Вскипятил чайничек, заварил и потопал по тропе в лес.

Очень живописная оказалась тропа, но привела на болото… Недалеко слышались голоса, и я пошёл по мосткам и брёвнам в их направлении. Спустя несколько минут я вышел к легендарному Гейзерному озеру… бесплатно.

Турбаза где мы заночевали, гостеприимством не отличалась и в целом оставила о себе так себе воспоминание, и прокуренная хозяйка, и гогочущие пол ночи придурки, и всё это за 600 рублей с палатки. Вообще на Алтае (впрочем, наверно, как и везде) как-то так получается… там, где есть «рыбное место» исчезает Дух, остаётся только жажда наживы… и это мерзко, мерзко!

В общем выпил я чаю и стал ждать пробуждения наших спящих красавиц. Первой из норки показалась Алиса. С ней то мы и отправились по тайной тропе экономить 200 рублей за посещение озера. После завтрака я показал путь Кате и Алсу и вернулся собирать лагерь, прикидывая какие вкусняшки мы купим на сэкономленные деньги.

Ах да! Озеро конечно впечатляет! Его стоит увидеть… любым путём!

Сегодня нам предстояло проехать 31 км. Для понимания, это как от Тобольска до Абалака, но подняться при этом на 515 метров вверх, это как 10 раз подняться с подгоры в верхний город…

Именно сегодня станет понятно, как девочки тянут в перевал. Впереди был небольшой, но перевал…

Дорога много шла вверх. Мы ехали в Курайскую степь, а она находится на высоте 1600 метров над у.м.. Погода по-прежнему была бесподобной, я молчу про панорамы вокруг (просто взгляните на фотографии ниже).

В общем мы ехали, шли, шли, ехали, в основном вверх. Местами казалось, что вот же впереди спуск, но нет, глянешь в сторону, а это по-прежнему вверх. Я конечно знал куда мы едем и что за поворотом будет та самая смотровая на заснеженные вершина… но нервы у участников стали трещать… Катя отставала и просила пощады, но привал хотелось сделать на несколько часов в удобном и красивом месте…

В общем как только началась смотровая свернули направо и подъехали к лиственницам, растущим неподалёку. Рядом с ними появлялся ручей... прямо из Земли, просто из-под Земли текла вода, свежая, вкусная и прохладная!

Спустя время Катя добралась до нас, а ещё подошёл алтаец и вежливо попросил перейти чуть дальше от источника, вниз по течению, к другим лиственницам. Он объяснил, что место возле источника священное. Лично я с ним полностью согласен, это место как чудо!

Мы с девочками хорошо устроились в тени деревьев, возле ручья прямо напротив заснеженных красавиц. Нас ждал вкусный обед, лёгкие дуновения ветра, беспечное лежание на ковриках и созерцание бесконечности… Как бы обед нас не то чтобы ждал…мы потратили час на его готовку, а то созерцать на пустой желудок конечно неинтересно.

Провалявшись какое-то время, набравшись сил, мы продолжили путь! Оставалось немного. Вечером нас ждала баня, вкусняшки, мягкая постель и волшебный вечер в волшебной степи.

Горы были совсем рядом…

27 июля. День 5.

Маршрут от турбазы «Чуйские Альпы» до альплагеря АкТру.

Самые красивые панорамы мы увидели в этот день. Просторы степи поражают воображение.

Совсем не хочется куда-то ехать. Хочется сидеть на земле прислонившись к камню и просто смотреть в даль…

Стоит сказать про сотовую связь в Горном Алтае. Мегафон там просто никакущщий! Связи нет вообще нигде и не доказывайте обратного. Проверено! С мегафоном полная жопа. Все необходимые звонки приходилось делать с карты МТС. Интернет к ней не подключен, поэтому телефон всё время находился в режиме самолёта, это значительно увеличивало время его работы.

Для навигации я использовал приложение Maps.me. Для моральной поддержки девочек, я часто проверял какое расстояние нам осталось до финиша, иногда это их заряжало позитивом, иногда расстраивало. Приложение работает в режиме офлайн, интернет ему не нужен. Но! Хочу предупредить! Прокладку маршрута я делаю, и вам рекомендую, для автомобиля. При выборе режима велосипеда оно может завести хрен знает куда, потом ещё выбираться придётся.

В общем, вчера пришлось покататься по степи чтобы найти стабильный сигнал сотовой связи (девчата в это время отдыхали) и дозвониться до турбазы "Чуйские Альпы". Там я отдыхал в прошлом году и сюда же мы приехали, на ночевку, с командой. За двухместную комнату мы заплатили 1500. Баня на час стоила 1000 руб. Эту турбазу я стопроцентов рекомендую! Она находится в стороне от дороги, она красивая, большой выбор номеров и вариантов размещения, на ней даже появился бесплатный душ, есть тёплая кухня с посудой и плитой, ну и конечно беседки с видом на жемчужину этого места, Северо-Чуйский хребет. Необходимо помнить, что места и баню нужно бронировать заранее! Без этого, в сезон, можно остаться без мягкой кроватки. Днём база пустая, но к вечеру приезжает толпа народу на машинах.

В общем, провели хороший вечер. Закупились продуктами на несколько дней и утром были готовы к Восхождению.

Погода была в порядке. Выехали в направлении гор. Изначально было решено проехать Курайскую степь на велосипедах, настолько она красива! Нас ждал один серьёзный брод. Вода была ледяной, но все достойно справились. Ещё мы поднялись на смотровую и поглядели на гиганскую рябь и двинулись дальше до базы "Перевалка". Там мы пообедали вкусными, свежими пирожками, убрали велосипеды в старый аил, взяли с собой все необходимые вещи и стали ждать машину которая поднимет нас в альпинистский лагерь АкТру. Машину мы заказывали через Олега +79835839628 за что ему большое СПАСИБО!

Заброска — это настоящий аттракцион!
«Я ездила на джипинг в Абхазии» сказала Алсу глядя на заснеженные вершины…
…через 20 минут подъёма на УАЗе «какой блин там джипинг»…

Машина приехала через 30 минут. Водителя звали Алексей. Машину звали УАЗ! Загрузили вещи, сели, поехали…

Ну… для тех, кто первый раз будет стартовать с турбазы «Перевалка» на машине заброски:

Во-первых, прям сразу приготовьте фото и видео технику для фото и видео съёмки! Как только вы въедете в реку Актру, машину начнёт не хило так раскачивать (берегите фотообъективы и головы!). От нереальности происходящего вы просто можете забыть сделать всё вышеперечисленное! Водитель об этом не предупреждает!

Во-вторых, расслабьтесь!

В-третьих, получайте удовольствие)

Именно расслабьтесь! Сопротивляться происходящему нет абсолютно никакого смысла! Машину будет так раскачивать что за 30-40 минут подъёма вы просто устанете держаться за что бы то ни было. Иначе чем аттракцион это не назвать. Его стоимость от базы Перевалка 6000 рублей за машину (из Курая это стоит 8000, туда и обратно до Курая 10000 или 12000). Это цена за УАЗ 5 мест (за Буханку дороже на пару тыщ). Однако все цены могут в любой момент поменяться! Заранее договаривайтесь по телефону! Мы по телефону договаривались с Олегом за 4000, на месте оказалось 6000, за что ему огромное СПАСИБО!

Как бы там не было, расслабьтесь! Алтай дорогой.

Девчат очень впечатлил наш водитель Алексей. Они ещё долго восхищались им, даже когда он уехал, и когда он сигналил нам мчась по долине реки Актру пару дней спустя, и когда делились впечатлениями после поездки, и сейчас я уверен, когда читают эти строки, тоже восхищаются) Не меньшее впечатление на них произвёл НАШ! СОВЕТСКИЙ! УАЗ! Он карабкался вверх, по камням размером с чемоданы в нереально крутые подъёмы, преодолевая глубокие броды и затопленные колеи как танк. И каждый новый участок казалось угробит его… но нет… он продолжал двигаться к общей цели, невозмутимо удерживая обороты и температуру двигателя в полном порядке!

Это было незабываемо! Сеанс массажа и экстрим-терапии в одном флаконе. Вся усталость от 30 километров вверх по Курайской степи прошла, и сменилась каким-то необъяснимым весельем. Хмурые лица засияли улыбками, а добравшись до долины и выйдя на «перекур» девочки были готовы пуститься в пляс... или пустились... я уже не помню. До альп.лагеря оставалось пара км.

Палатки было решено поставить недалеко от интернет кафе и ручья с питьевой водой. Ещё рядом был столб с указателями направлений и расстояний до разных городов. Весьма широкая география! Вечером немного прогулялись, осмотрелись и по-прежнему сомневаясь в реальности происходящего завалились спать. Завтра нас ждал день отдыха от велосипедов, пешеходный маршрут и встреча с огромным ледником… Трое из нас прикоснутся к нему первый раз в жизни и уже никогда не смогут забыть…

28 июля. День 6.

Маршрут от альплагеря АкТру до ледника и обратно.

Сегодня будем отдыхать от велосипеда. Как и год назад повезло с погодой. Ясное небо, яркое солнце. Вперёд!
Восхождение...

Ожидания не оправдались и ночью никто не замёрз) Впереди был пешеходный маршрут. Цель дойти до ледника АкТру и Голубого озера. Целый день без велосипеда)

Однако пройти нужно было 722 метра вверх. Подниматься предстояло на высоту 2835 метров. Спускаться тоже нелегко, но мы были полны оптимизма. Стоит сказать что по этому маршруту ходят даже с маленькими детьми.
Солнечная погода позволила сделать много красивых снимков. Самым сложным был финальный участок перед ледником. Скалы называются Бараньи лбы. Это очень крутой подъём, около 100 метров, на фоне огромного каньона, сразу после него можно увидеть ледник. Именно здесь возникли трудности со страхом высоты и возможно с кислородом. Героически преодолев это препятствие мы увидели ледник.

Для дальнейшего продвижения к цели был просто необходим привал с полноценным обедом. Для него мы выбрали удобное местечко возле красивого ручья с чистейшей водой стекающей прямо с ледника. Обед удался, но в дальнейший путь отправились не все. До Голубого озера мы добрались только с Алисой. Катя и Алсу остались внизу и провели там несколько счастливых часов. Мы же с Алисой хотели сделать несколько высокогорных снимков для поступления.

Возле озера находится альпинистский палаточный лагерь и именно там начинаются все восхождения на вершины, в том числе и главная - АкТру (высота 4044 метра).

Спустившись вниз мы не встретили там девушек и стали спускаться вдвоём. Надо сказать что спуск сильно забивает ноги, отдохнуть на спуске не получится)

Мы догнали Катю и Алсу недалеко от нашего лагеря. Вечером мы разговаривали с группой молодых ребят и расспрашивали их про дорогу до водопада Учар. Алсу попросила оценить и сравнить сложность тропы с восхождением на ледник по десятибалльной шкале. По словам одной из девушек АкТру можно оценить на 8. Водопад Учар на 3-4...

Вечером, оценив физическое состояние участников, было принято решение не ходить больше в гору) По плану, утром, неспеша, мы должны будем найти машину и отправить с ней наши вещи вниз, до базы "Перевалка", а самим прогуляться пешком под гору.
Если честно то вечер не помню) Спали хорошо, спасибо спальникам! В этот раз заморозков не было.

29 июля. День 7.

Маршрут от альплагеря АкТру до панорамы Властелин Колец в Курайской степи

Отдохнуть от велосипеда получилось, но отдохнуть - нет. Рассчитываю на то, что сегодня мы помчимся вниз по степи, а значит будет легче.
Спуск...

Утром, сидя за столом и готовя завтрак, мы получили гуманитарную помощь от соседей. Милые женщины собирались уезжать и ждали транспорт, а часть продуктов решили оставить нам. Таким образом, завтрак превратился в пир.

Попировав и собрав свой лагерь мы отправились искать машину. Меньше чем за 2000 руб. везти не хотели. Унести на плечах все свои сумки было нереально, поэтому выбора не было. Прогулка по долине была очень живописной. Спуск тоже впечатлил сценами проезда машин по каменной дороге.

На "Перевалке" мы снова заправились пирожками. И стали готовиться к выезду. Небо затягивало свинцовой тучей. Хозяйка базы показала другую дорогу для выезда. За хранение попросили 100 рублей/день за один велосипед.

Собравшись, мы выехали по новой дороге. Камней на ней значительно меньше. Она огибает тот каменный перевал по которому мы карабкались на базу. Выкатившись в Курайскую степь мы увидели масштабы надвигавшейся стихии. Небо уверенно захватывала грозовая туча.

Дальнейшие 1,5 часа напоминали погоню. Ветер гнал нас под гору и на какое-то время нам казалось что мы победим. Вот только через 10 км. маршрут поворачивал нас на 180 градусов и мы, без вариантов, должны будем ехать навстречу грозе... Кайфанув от наката, шуршания покрышек, драйва, скорости передвижения по абалденной красоты степи мы переехали мост через Чую и повернули в Курай. Ветер сменился на встречный, потом на сильный встречный, потом на сумасшедший встречный с пылью, но когда начался дождь, пыль немного прибило... Доехав до Кызыл-таш мы укрылись от дождя и стали прикидывать как жить дальше.

Хотелось доехать до места где мы отдыхали несколько дней назад и заночевать возле ручья. Закупив продуктов в Курае мы отправились дальше. Предстояло забраться на небольшой перевал и мы на месте. Добрались к вечеру, лагерь разбили возле лиственниц и ручья. Вечер провели у костра. Сделали несколько ночных снимков. Небо было затянуто облаками поэтому Млечный путь снять не удалось.

30 июля. День 8.

Маршрут от панорамы Властелин Колец в Курайской степи до красивого места за Улаганом.

Всё-таки мы были избалованы хорошей погодой. Сейчас нас ждали пасмурные дни и настроение понемногу падало.

Чуть позже мы осознали, что в тумане и дожде тоже есть своя прелесть.
Ночью моросил дождь, но утро было сухим и спокойным. Где-то впереди висели тучи, и мы понимали, что день будет мокрым… Сегодня нам предстояло вернуться в Акташ. Именно там находился поворот на дорогу, ведущую к Телецкому озеру. Правда начиналась эта дорога с серьёзного перевала, имя ему Улаганский. Суммарный набор высоты за 26 км. составлял 920 метров. Почти километр вверх! Оценив, за 7 дней, наши физические возможности, я прикинул, что подниматься мы будем дня три… Конечно мы бы это сделали, но где потом взять сил двигаться дальше, было не понятно. Было принято решение найти авто для заброски на вершину Улаганского перевала.

Приехав в Акташ, мы остановились напротив АЗС. Недалеко висел баннер с рекламой автотуров. Позвонив по номеру и объяснив сколько нас с велосипедами и оставив контактный номер телефона услышал в ответ «…сейчас напишу в чат…». Через несколько минут посыпались звонки. Выбрав подходящий вариант, мы поехали на встречу. Машина УАЗ Патриот, 5 мест и открытый кузов. Владелец просил 5000 и уступать не хотел, но в ходе переговоров раздался ещё один звонок. Другой вариант похожий УАЗ Фермер за 4000. Услышав сумму, хозяин Патриота сразу уступил. В ходе погрузки, пришлось снять часть сумок и очень основательно всё закрепить. Грузились минут 20. Стартанули по новенькому асфальту, но через пару кэмэ он закончился и началась такая жопотряска, что я попросил водителя остановиться. И не зря! Правая тормозная ручка тёрлась о железную перекладину и уже серьёзно пострадала. Велосипеды сползли, и мы снова, минут 10 всё закрепляли. Все 26 км. мы ехали вверх. Дорога напоминала головокружительный аттракцион. Подъём занял минут 30, 40, 45, не помню…

На вершине перевала мы устроили лёгкий обед. Далеко в долине, как песчинки, блестели крыши домов районной столицы. До Улагана было 30 километров вниз по извилистой полуразбитой дороге. Это уже не идеальный асфальт Чике Тамана…

Снова появилось волнение за девчат. Уже первые виражи стали напрягать. На большом уклоне тяжёлый велосипед разгоняло моментально. Практически каждый поворот был покрыт «сыпухой», торможение могло привести к юзу, он к заносу, занос гружёного байка— это потеря контроля над ситуацией… и финита ля комедия… Появился страх перегреть тормоза. Часто оглядываюсь и как апофеоз всей картины вижу, что нас догоняет чёрная туча. Километров через 15 стало понятно… накроет. Вопрос только где и когда. Бог миловал на спуске, девушки не подвели, но туча никуда не исчезла. Заехав в Улаган мы увидели большую, шумную вечеринку в кафе, похоже это была свадьба. Заприметив "МарияРа" (сеть Алтайских магазинов) решили подзатариться. Пока девочки ходили по магазину, на улице началось…

Туча нас догнала. Сумасшедший ветер поднял пыль, вокруг пролетали пакеты, мысли про апокалипсис, прочий мусор, по тротуару покатились пустые стаканы из-под кофе, пошёл дождь. Природа жахнула!

Мы одели себя и сумки в дождевики и отправились искать место для лагеря. По карте, за селом есть много полей вдоль реки, но по факту все они огорожены забором. Лезть даже немного в горку к лесу никто не захотел, поэтому мы ехали дальше, несмотря на проливной дождь. Проехали ещё 8 км. когда впереди показались крыши. Это была турбаза Улаган Ичи, она стоит на реке Большой Улаган или как называют её местные, Улаганчик. На берегу мы увидели машину с навесом, под которым ужинали люди. Они сказали нам что в 100 метрах есть отличная поляна для ночёвки. Она нас вполне устроила, а недалеко от неё было удобное место для купания. Река хоть и мелкая, но значительно теплее других рек. Дождь стих.

Позади красовалась одинокая вершина, прикрытая пеленой дождя и тумана, напоминавшая Одинокую Гору из Хоббита. Вечеровали в каком-то атмосферном месте. Самые смелые искупались, самые ленивые завалились в палатку и отключились. Самый тяжёлый день по набору высоты был позади, мы преодолели почти 1500 метров подъёма (920 на авто), расстояние 93 км (26 на авто). Завтра нас ждала Пазырыкская долина и ночёвка на краю пропасти. Расстояние всего 36 км., но забраться предстояло на 800 метров вверх… Возможно это могло растянуться на пару дней, но девочки опять удивили…

31 июля. День 9.

Маршрут от красивого места за Улаганом до поляны на краю Чулышманской долины (недалеко от Кату-Ярык).

Сегодня мы увидим долину реки Чулышман… Очень жду, когда это случится…
Понимаю, что день будет нелёгким. Впереди 20 км. вверх.

Утро было тихим и спокойным. Туман и предвкушение новых приключений заряжали энергией. Правда из приключений в этот день был только набор восьми сотен метров.

Приходил алтаец пока мы готовили завтрак. Он работает на турбазе. Добрый, милый человек. Простой и понятный. Выехали часов в 10. Встретили ещё одного алтайца. Он мирно спал недалеко от дороги на лужайке. Его конь мотоцикл стоял рядом. Видимо они возвращался со вчерашней свадьбы домой и притомились.

План на день был прост. 20 км вверх, 10 вниз. Сначала всё шло хорошо. Потом появилась усталость и нервы. Распогодилось. Солнце стало припекать.

В Пазырыкской долине устроили фотосессию. Невероятно красиво. Часто вспоминаю лекции профессора Владислава Александровича Могильникова, которые он читал нам в нашем родном ТГПИ на историческом факультете. Он рассказывал, а я теперь еду мимо этих курганов и вижу как две с половиной тысячи лет назад здесь кочевали племена скотоводов, ещё задолго до рождения Христа. Вижу эти курганы в десяти метрах от себя и не могу даже представить что такое 2500 лет... Целая культура, целая история... от которой остались только эти разрытые каменные колодцы, да несколько экспонатов в Эрмитаже... Что от нас останется через 2500 лет?

В общем если опустить воспоминания, нервы, целый день пешкодрапа и толкания велосипеда в гору, то часам к пяти мы добрались до смотровой на озеро, а значит впереди было 10 км. спуска.

Год назад я двигался в обратном направлении и както не уловил всей картины... Но спуск был больше похож на падение с горы. Уклоны пугали даже опытных эмтэбэшников...
Километров через пять даже спуск стал напрягать... Стояли на обочине и нервно высказывались о хреновости бытия, проводника и качестве алтайских дорог. Опять появились нервы... Но я то знал что впереди будет невероятно космическая пропасть и ночёвка на самом краю...

Худо бедно скатились. Набрали воды в придорожном кафе. Добрая алтайская женщина напоила нас вкусным травяным чаем и мы поехали выбирать место для ночёвки...

Дальше было хорошо. Тяжелый день был позади. Завтра нас ждал спуск. Мы сидели на огромной скале с чашкой ароматного чая и глядели на долину реки Чулышман. Силы возвращались. Космос заряжал наши духовные аккумуляторы. На лицах проявлялись улыбки...

1 августа. День 10.

Маршрут от поляны на краю Чулышманской долины (недалеко от Кату-Ярык) до турбазы в районе «Каменных грибов»

С одной стороны, финиш был уже не далеко, с другой накапливалась усталость и нервы.
Одному ехать проще, но раз сам всё затеял, держись!

Утром пришёл мужик, сказал, что через полтора часа будет взрыв и мы зоне поражения... Вот так утречко... Выяснилось, что строят новую дорогу на перевал Кату Ярык 2, красивую и асфальтированную. Конечно очень хотелось посмотреть на взрыв!

Мы быстро собрали лагерь, и потопали. 10 минут на смотровой и вниз по Кату Ярык 1. Он представляет 4 км вниз по горному серпантину, по сыпухе, камням, на гружёных велосипедах с духзахватывающим видом на километровую пропасть. Девочки были бесподобны! Дремлющие эмтэбэшницы проснулись и показали себя на 5 с плюсом! Не было ни одного падения и даже намёка. А градиент и дорожное покрытие местами были такими, что всё равно не поверите...

Мы спустились и нас тормознули, не пускали из-за скорого взрыва... Но через пару минут вдруг сказали проезжайте по быстрому. Мы доехали до подвесного моста через Чулышман и стали ждать. Прошло больше получаса от назначенного времени, солнце припекало, небо было безоблачным, нервы пришли в норму, можно было покимарить... и тут как шарахнет!

Река была прозрачной так, что можно было видеть огромные валуны на дне. Текла то бурным потоком, то мирно и неспеша. Нам приглянулась тихая песчаная бухта. Не думая долго остановились и полезли купаться. Вода холодная, но солнце и горячий песок согревали быстро. Радость посетила нас, но через час унеслась с налетевшим ветром. Навстречу Тимуру и его команде двигалась гроза...

Помню, держал над кипящей кастрюлей раскрытую пачку макарон и думал сыпать несыпать, успеем сварить неуспеем...

В итоге... пока варили, успели собраться одеться, и как только поели и отмыли последнюю кастрюлю нас накрыло...

Глядели на дождь стоя под деревьями...

Дальше дожди держали нас в напряжении до вечера.

А вечером мы добрались до долины откуда лежит путь на каменные грибы и водопад Учар.
Ночевали на небольшой турбазе.

2 августа. День 11.

Маршрут от турбазы в районе «Каменных грибов» до водопада Учар и обратно.

Впереди был ещё один пешеходный день. Мы понимали, что отдохнуть от велика не значит отдохнуть, но стремление увидеть водопад победило! Правда не всех…
Девочки устали. Алсу и Катя решили не ходить на водопад Учар. Мы с Алисой не могли отказаться от такого соблазна) Самый большой каскадный водопад на Алтае. Вспоминая девочку с альп.лагеря прогулка должна была получиться лайтовой. Мы взяли продукты, газ, плитку, фотик и… дождевики… Небо не предвещало… но мы взяли дождевики.

Дошли до переправы через реку. Лодка стоит 1000 руб. Берёт 5 человек. Прождали 20-30 минут, никого не дождались. Совет – выходите на водопад раньше. Километра через два есть КП, проход на территорию заповедника стоит 150 руб. с человека. Прошли инструктаж, взяли палки для отпугивания змей и потопали. Ещё через 2 км. дорога становится экстримальной. Вбитые в скалу металлические скобы, подвесные мосты, канаты вдоль отвесных уступов, поваленные деревья там, где нет мостов, сумасшедшие подъёмы в гору… И вот когда мы добрались до экстрима начался дождь… Стало очень весело. Снова вспомнил ту девочку из альп.лагеря) Дорога на водопад, это не до ледников прогуляться… Очень радовался что Алсу и Катя остались в лагере.

И вот идём мы, одетые в дождевики, мокрые снаружи от дождя, мокрые от пота внутри. Ужасно душно, при этом почему-то холодно (лично мне) и влажно. Радуемся хорошей обуви на ногах (Саламон СпидКросс и Мерэль КроссЛэндэр Вэнт), а навстречу топают ошарашенные туристы (словно медведя увидали). Туристы капитальные, в шортиках и рубашках, панамках и шлёпках. Они идут не оглядываясь. Некоторые припадают к горным ручьям и жадно хлебают холодную воду. Идут большими группами. Встречаются и нормальные, одетые по фэншую.

Дождь фигачит, мы тоже. Настроение никакое, но сдаваться не собираемся.

Спустя какое-то время мы увидели нашу цель. Очень красивый лес возле водопада, словно в сказке. Камни, мох, поваленные деревья. И вот, как приз за первое место, дождь закончился. Солнце осветило мирозданье и наши мокрые лица. Голубое небо, зелёные деревья, белая как снег спадающая вода и чёрные, чёрные громадные валуны. Ни у одного художника на Земле нет таких красок. Ну и как бонус, резкое потепление. Пока мы готовили обед, все наши мокрые вещи высохли. Удалось даже просушить стельки и ботинки. Отлично пообедали, поснимали на зеркалку и стали собираться в обратный путь. Правда пытаясь отмыть котелок, нога соскользнула и весь правый ботинок ушёл под воду) Чавкал всю обратную дорогу)

Спускаться было тяжелее чем подниматься, ноги сильно устали постоянно притормаживать. Солнце собиралось садиться. До реки оставалось километра четыре, мы преодолели весь экстрим и… встречаем мамочку с шестилетним ребёнком идущих в сторону водопада… «А далеко ещё до водопада?» это вопрос мамочки. Я даже не знал, как ответить, но собрал волю в кулак и сказал ей всё что думал… «Далеко!», «А вообще, Вы молодцы что отважились на такой поход», «Сколько лет девочке?». Рассказал им про «Каменные грибы», объяснил, что добраться до них с маленькими детьми значительно проще.

Вернулись в лагерь уставшими, но довольными) Девочки тоже были довольны, что не испытали такого спектра эмоций от пешего похода. Фотографии им понравились. Вечером была баня и ночёвка в домике на мягких кроватках (но, не для всех).

3 августа. День 12.

Маршрут от турбазы в районе «Каменных грибов» до… как карта ляжет…движемся к финишу, на южный берег Телецкого озера.

Этот день был какой-то совсем мокрый и неприятный… но сейчас, разглядывая фотографии, понимаешь, как он был прекрасен.

До Озера оставалось 50 км. Планировал заночевать в месте впадения реки Башкаус в Чулышман, но до него мы доехали в обед. Погода была дождливая. Честно говоря, за 11 дней разбивка лагеря порядком надоела, поэтому решили ехать дальше. Добраться сегодня до берега было в наших силах.

Часа в четыре мы добрались до Балыкчи. Финальный населённый пункт на сегодня. И на радость измученным велотуристам здесь появилась связь (мтс) и возможность оплатить покупки банковской картой (наличные деньги закончились... не считая отложенных на паром). Надо сказать, что магазин, в который я зашёл очень удивил изобилием продуктов, особенно овощей. Главная трудность — это не набрать сверх меры. Места в сумках немного.

Километров за 10 до финиша, качество дороги резко ухудшилось. Ехать по булыжникам было крайне сложно и нервы снова стали трещать. Мы свято верили в то, что у нас получится. Последние пара километров "дороги" были покрыты мерзкой жижей из грязи и навоза. На фоне пасмурной погоды и моросящего дождя все прелести долины ушли на второй план. Я как папаня, дети которого постоянно спрашивали "нуу когда мы уже приеедеем???". Я тоже очень хотел знать ответ на этот вопрос... Однако берег категорически отказывался являться взору, хотя очертание гор уверяли что он где-то рядом...

Дорога совсем потеряла всякую совесть... Мало того что она развалилась на десятки грунтовок и троп... ехать по этой грязи стало невозможно. Машины погружались в лужи с бамперами. Мы спешились и побрели по заросшей тропе. Ох нервы, нервы...

"Дорогу осилит идущий"... девочки были бесподобны! Натерпевшись и налюбовавшись Горным Алтаем, спустя 12 дней велопутешествия они ступили на южный берег Телецкого озера. Мыс Кырсай встретил нас бескрайним песчаным берегом заваленным дровами.

Мы шли по песочной дороге мимо машин, палаток, костров, туристов. Лагерь решили разбить под небольшим деревом, оно давало небольшую защиту от дождя. Здесь мы планировали провести весь следующий день. Недалеко находился "причал" для парома. Дождь закончился. Мы разожгли костёр, приготовили праздничный ужин, и долго глядели на гладь алтайского озера пока не наступила ночь.

4 августа. День 13.

Маршрут… южный берег Телецкого озера…днёвка

Путешествуя на велосипеде иногда сожалею что нельзя взять с собой лодку или каяк. Очень пригодилась бы… чтоб взять всё своё добро, переплыть реку, забуриться подальше, через лес, выйти на песчаный берег и разбить там палатку подальше от всех…

Мудаков везде хватает. Ночью нашлись таки соседи, которые не давали спать...

Но хороших людей всё равно больше! Прогуливаясь утром вдоль берега меня пригласила на кофе семейная пара. Они ехали на машине, поэтому с собой у них было всё необходимое, в том числе и кресла! В одном из них я и устроился с чашечкой. Приятно пообщались.

В обед приплыли паромы с северного берега. Я отправился искать подходящий. На паромах и на берегу начался движ. Поясню, что самая короткая и доступная дорога с южного берега озера в Бийск (на ж/д вокзал) это переправа. Другой дороги, кроме обратной (а это 700 км) НЕТ. Стоимость переправы машины в сезон начинается от 12000 рублей (только по предварительной записи!!!), велосипедист от 1500 рублей.

Спросил у первого причалившего паромщика стоимость парома для велосипедиста на завтра. Серый, невзрачный человек поглядев на меня и немного подумав назвал сумму 2000 руб с человека... Так... думаю не мой паром...

Иду дальше. Слышу как местный алтаец приветствует другого матроса и просит взять его на паром с семьёй (жена и два маленьких ребёнка). В ответ какое-то быдло в тельняшке "посылает" его к капитану. Из-за этой ничем не мотивированной грубости начинается словесная перепалка. Не стал следить за происходящим. Двигаюсь дальше. Наблюдаю как остальные экипажи выходят на берег с видом "пупов земли" и королей положения. Жалкое зрелище.

Подхожу к следующему парому, задаю тот же вопрос. В ответ слышу сумму 2500 руб с человека, с великом 3000...
Спрашиваю "вы тут все цены на ходу придумываете?"
"Да" говорит "пупок".
Ну тут всё ясно...

Вспомнил как утром в 8 часов от другого берега отходил большой паром. Решил прогуляться в ту сторону.

Хватило ума до начала поездки на Алтай списаться с группой "Паром На Телецком" (есть в инстаграм) и предупредить, что нам будут нужны четыре места и мы с велосипедами. Точной даты я не знал (как сложится путешествие было неизвестно), но назвал диапазон с 3 по 5 августа. Паром должен был уходить в обед. Цену мне называли 1500 руб. с человека вместе с велосипедом.

На дальнем берегу находилась большая турбаза где я нашёл администратора. Молодая, приветливая девушка сразу вспомнила про велосипедистов, попыталась найти нашу переписку, но потом нашла отметку в блокноте "4 велосипедиста". Я уточнил цену. Всё было как договаривались, 1500. Правда меня она называла Кириллом. Я её поправил, но сам немного напрягся. Вдруг завтра приедет какой-то Кирилл и мы будем дальше куковать на берегу. Пофиг! Думаю утром разберёмся... Ах да, ещё одна непонятка было в том, что паром идёт в 8 утра, а не в обед. Мы хотели нормально выспаться, но паром был важнее. Ещё раз пофиг! Пойду купаться и пить кофе. Голова уже отказывалась что-то планировать и разбираться в этом еба..том логистическом беспределе...

Суть вышеизложенного проста. За всю поездку по Горному Алтаю мне выдали только два чека. Один за вход в национальный парк, второй в продуктовом сетевом супермаркете. Хер поймёшь как такой "туризм" может пополнить бюджет Республики Алтай и в какие карманы текут деньги отдыхающих...

Остаток дня, лично я, наслаждался хорошей погодой. Искупаться я собрался только вечером. Снова развели костёр. Утром предстоял ранний подъём, оперативный сбор лагеря и паром, который привезёт нас в другой Алтай...

5 августа. День 14.

Маршрут от южного берега Телецкого озера до северного… ну и ещё чуть-чуть…

Лично меня радовала мысль о том, что скоро можно будет сходить в кафе. Правда мы шли с опережением графика на 2 дня… Но лучше приехать раньше, чем позже.

Кирилл утром не приехал, поэтому места были наши. Алсу установила новый рекорд по скорости сбора лагеря. Мы же тележились, как всегда. Плыли очень долго. Часов через шесть дошли до Артыбаша. Солнце вышло, стало жарко.
Долго кушали в кафе. Отъелись. До поезда было ещё 3 дня. Мы планировали уехать из Артыбаша на авто, а эти дни провести возле озера. Однако дорогой Алтай выкачал все финансовые ресурсы и всё что мы могли себе позволить, это катить дальше. Наслаждаться бесплатным теплом и солнцем. Нехотя, мы приняли решение ехать в сторону ж/д вокзала.

Мы ехали вдоль реки Бия. Временами она пропадала в густой сибирской тайге. Кемпинги и турбазы уже не встречались. К вечеру мы проехали около 25 километров. Хотелось встать около реки, но при этом подальше от автодороги. Проехав большую поляну возле Бии, я предложил доехать до лесной речки найденной по карте. Поляна осталась далеко позади. Мы свернули в лес, но проехав по узкой грунтовке петлю снова вернулись к дороге. Река спряталась в густом сибирском буреломе. Сил ехать дальше не осталось, а мысли вернуться назад мы дружно прогоняли. Решили ставить лагерь на небольшой полянке недалеко от дороги... Скажем честно, не всем это место понравилось...

Расчистили место, разложили палатки... и вдруг из леса, метрах в ста от нас, что-то дико зарычало, заревело или что-то в этом роде... Толи бык, толи медведь, толи бык которого дерёт медведь... Треск кустов неподалёку добавил красок в наше буйное воображение. В связи с невдалеке услышанным, мы дружно поддержали предложение Алсу "а что, можно и дальше немного проехать".

Через пару минут мы ехали по автодороге дальше. По мосту мы переехали речку которую искали и увидели, что она больше походила на болото. Через час мы добрались до моста через Бию. Широкая, шумная река с каменистыми берегами. В стороне мы нашли отличное место на берегу и уже в темноте разбили лагерь. Давно хотелось сделать это в сумерках, при свете налобного фонарика.

Тёмный лес немного напрягал, но вскоре усталость взяла своё и все уснули.

6 августа. День 15.

Маршрут от поляны на берегу реки Бия до деревни Салганда с ночёвкой в гостевом доме «Вольный ветер».

Уже завтра мы сядем на поезд, а пока впереди целый день и новая дорога… Посмотрим куда она нас приведёт…

Это был финальный день на велосипедах. Погода продолжала радовать нас теплом и солнцем. Мы решили ехать до турбазы которую я нашёл на карте maps me. Планировали заночевать в домике где есть душ, электричество и удобные кровати. Завтра вечером поезд. До базы было около 60 км. Профиль высоты был гуманный в основном вниз. Зарядки в телефоне было мало поэтому большую часть пути ехали по бумажной карте. Да, с ней путешествие значительно романтичней)

Утром умывались в реке и собирали лагерь крайний раз. Настроение было отличным!

Сразу заехали в "придорожку" выпить кофейка и зарядить телефоны, но как-то резко наткнулись на недоброжелательную и жадную хозяйку. Бывает...

Из интересного в этот день были...

Пасеки и много точек продажи мёда. На одной из них мы купили баночку.

Большое количество ремонтов дорог которые мы спокойно объезжали по обочине, преимущество велотуриста)

Мало источников воды, с колонками в некоторых деревнях совсем плохо.

Совсем нет турбаз, хостелов или гостиниц.

Встретили несколько велогрупп, с одной из них удалось поболтать на вершине перевальчика. У ребят из Санкт Петербурга велопутешествие только начиналось и они были очень позитивно настроены.

Алсу умчалась вперёд, а мы попытались искупаться в небольшой речке. Она оказалась очень мелкой и грязной.

Забыл рассказать как вчера заглянули в отличный элитный ресторан ЧАГА ДОМ | СЕМЕЙНЫЙ ОТДЫХ в селе Кебезень. Когда подходили к входу, по дороге шли упитанные хрюшки, которые жутко ворчали. Но когда вошли в помещение, ощутили резкий контраст. Красивые, позитивные люди вокруг, очень стильно, красиво, свежо! Сами мы были по нулям, но зашли поглядеть, особенно хорош балкон с видом на реку.

Добравшись до нужного посёлка мы не нашли ни указателя ни турбазы. На её месте оказалось что-то вроде детского лагеря куда нас не пустили, но дали бумагу с телефоном как-бы турбазы...

Созвонившись, мне объяснили маршрут и обещали тёплый приём с тёплым бассейном, за 1000 руб с человека... Ну вы понимаете, что даже тёплый душ бывает редкостью, а тут целый бассейн...
Лично я был готов... Но вот остальные участники нашего велопутешествия сильно сомневались... Особенно некоторые... Особенно когда узнали что до этого места ещё 15 км пути... Включив интернет и попытавшись нарыть информации про ближайшие турбазы я столкнулся с проблемой стремительно исчезающей зарядки телефона и жутким качеством интернета... Салют мегафону!

40% ...через пару минут уже 32%... Что происходит??? 28%... Блин!!! Ну нету турбаз нигде в округе... Ни яндекс, ни maps my ничего не находят... Перезвонил по номеру, ещё раз уточнил маршрут, уточнил есть ли подъёмы и какое качество дороги. Хозяин заверил что всё ровно и очень уверенно заверил меня что " завтра вы не захотите уезжать от нас"...
Я попытался так же уверенно передать девочкам всю услышанную информацию, но видать не вышло... Дополнительно ехать ещё 10-15 км в сторону от основной дороги, измученные уже "шестидесятники"... желания не проявляли... батарея телефона издохла… возможность нарыть что ни будь в интернетах о единственной турбазе на крайний алтайский вечер совсем исчезла…

Мы добрались до перекрёстка... Нужно было решать... Мы зашли в большой супермаркет набрали вкусняшек, и .... отправились вперёд... где нас ждал тёплый бассейн и полная неизвестность...

Проехав посёлок Паспаул мы выехали на прямую и ровную дорогу. Километровые столбики тянулись так неспешно, что нервы стали сдавать... Доехав до таблички Салганда, я испытал нервное потрясение... Взору предстали полуразваленные дома, холмы поросшие лесом, и... грунтовая дорога ведущая в никуда...

Накопленная усталость нарисовала мне такие интересные картинки турбазы, что мама не горюй... некоторые участники нашего похода были на таком пределе всех своих сил, что чуть не угодили в лапы к весёлым трактористам)

Свернув вправо я увидел пограничный столб и ... невероятно красивый газон и бассейн и красивые домики и... добродушных людей с улыбками на лицах... Это был хостел "Вольный ветер".

Я почувствовал себя космонавтом который только что свалился с орбиты... и выдохнул... Все мои больные фантазии испарились как утренний туман над Катунью. Я понял, что здесь мы сможем отдохнуть и привести себя в порядок. Так и было! Чтобы сложилось представление об этом месте просто посмотрите фото. Спать на мягкой кроватке в четырёх стенах было уже не привычно. Катя вышла на улицу со спальником и уютно устроилась под окнами, на газоне, возле небольшого ручья, под яркими звёздами...

Мы долго разговаривали в беседке с хозяевами этого волшебного места. Нас угощали чаем и свежей выпечкой.

В голове летали мысли "Слава Богу всё позади! Слава Богу все целы и невредимы! Слава Богу мы справились!" и в то же время «наверно хватит, я больше не хочу, никогда больше не поеду в такое путешествие, да гори оно всё..." И вот хозяин оазиса Сергей Беспалов , приносит фото своих велопутешествий... рассказывает истории, объясняет, как добраться... И что я слышу в своей голове? Предательское... "Отличный маршрут! Фигасе красота какая! Нужно проверить, нужно проехать! Да яж тут был, да туджешь всего полтос и налево, а там уже огого!" ...

Отличный вечер!
Я горжусь своим отрядом!
Девочки были такими отважными и сильными, что просто нет слов...
Только гордость!
Я Вами горжусь!
Спасибо за приключение!
Материал подготовил Рябов Федор
Поделиться статьей можно в социальных сетях:
Made on
Tilda