Провоз велосипеда в пригородных поездах (электричках)

Эксплуатация велосипеда

Как правильно провозить велосипеды в пригородных поездах и электричках?

Если до точки старта далеких и длительных путешествий велосипедные туристы используют в основном поезда или самолеты, то для коротких и непродолжительных велоПВД (велопрогулок и велоэкскурсий) прибегают к помощи пригородных поездов, более известные в народе как электрички.

В этой статье мы писали о том, чем отличаются поезда дальнего следования от пригородных, и рассказывали как правильно провозить велосипеды в "дальняках".

А в этой статье мы расскажем о правилах перевоза велосипедов в пригородных поездах и будем стараться поддерживать актуальной информацию.

Перевозкой пассажиров посредством пригородных поездов занимаются пригородные пассажирские компании. Полный список компаний можно посмотреть на сайте РЖД. Каждая пригородная компания самостоятельно (и/или с согласованием местных властей) устанавливает тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа (в том числе и велосипеда). Так же она и устанавливает правила провоза этого багажа, в зависимости от типа подвижного состава и прочих меркантильных зачастую не логичных соображений, известных только руководству этих компаний.

О типах подвижного состава рекомендуем ознакомиться на википедии, чтобы не нагромождать текст этой статьи. Там отлично показано, что под понятие "пригородный поезд" попадают "электрички" (электропоезда), дизель-поезда, рельсовые автобусы и д.р.
Практически на 100% железных дорог московского региона (Москва + Подмосковье) для пассажирских перевозок используются электрички (они же электропоезда, они же мотор-вагонный подвижной состав).

Московский регион еще уникален тем, что его обслуживают две пригородные пассажирские компании (ЦППК и МТППК) и подвижной состав (модели электропоездов) самый разнообразный. Рассказывать о каждой модели поезда мы не будем. Есть составы более удобные для провозки велосипеда, есть менее удобные, и все они постоянно обновляются. Но ко всему приходится приспосабливаться ради того, чтобы отправиться в свое велосипедное путешествие. С опытом придет понимание где лучше размещаться, так чтобы было удобно и вам и другим пассажирам.

Обратить внимание начинающих велотуристов стоит на нумерацию поезда. И ЦППК и МТППК (и в целом в России) присваивают электричкам шеститысячные и семитысячные номера.

Шеститысячные (6000-е) - это самые обычные электрички, которые останавливаются практически на каждой станции и платформе какого-либо направления движения. Те самые, к которым мы так привыкли.

Семитясячные (7000-е) - ускоренные поезда повышенной комфортности. В этой статье, а точнее в сноске, на сайте РЖД очень хорошо даны разъяснения в отличия поездов. А еще при покупке билетов вы ощутимо заметите разницу в цене и в классах вагонов. В ЦППК их называют "Фирменный экспресс", "Регион Экспресс (РЭКС)", "Спутник". В МТППК в качестве ускоренного поезда используют "Ласточки".

Провоз велосипеда в электричках Московского региона

А теперь вернемся к велосипеду. Провозить велосипеды во всех этих поездах возможно, согласно правилам транспортной компании, которой вы пользуетесь.

Мы разберем Московской регион, так как почти все наши путешествия начинаются и проходят тут.

В поездах МТППК (Ленинградское направление) тарифы и правила провоза велосипеда (пункт 4.1) говорят нам:

1) Разрешен либо бесплатный провоз багажа с суммарными габаритами 180 сантиметров (нужно как следует разобрать велосипед). На досуге обратите внимание, что даже если вы снимете переднее колесо - габариты вашего велосипеда скорее всего будут превышать 180 см.

2) Либо платный провоз в неразобранном виде в тамбуре. Причем "в одном тамбуре - один велосипед" - понятие нечеткое, относится ли это к одному пассажиру, либо ко всем пассажирам в вагоне.
Если вы упертый человек, то можете доказать не менее упертым сотрудникам перевозчика то, что выгодно вам. Но зачем портить себе настроение перед путешествием?

3) Как мы знаем "Ласточки" (7000-е) - составы с бестамбурными вагонами и формально четкого определения места провоза велосипеда в неразобранном виде не дано.

4) Стоимость провоза велосипеда зависит от дистанции перевоза.

Провоз велосипедов в Москве и Московской области разрешен бесплатно с 11-00 до 16-00 и с 21-00 до 6-00. Обязательно требуется оформить "бесплатный билетик". Когда вы въедете, например, в Тверскую область - вас правомерно могут попросить купить "платный билет" за провоз велосипеда.


В поездах ЦППК
(все направления, кроме Ленинградского)
тарифы и правила перевозки велосипеда (пункт 7.1 и 7.2):

1) Провоз велосипеда в неразобранном виде разрешен за отдельную плату в тамбуре. Один тамбур - один велосипед.

2) Если разобрать до суммарных габаритов меньше 180 см - бесплатно как багаж.

3) В поездах "Стандарт+" (обычные 6000-е электрички с комфортным салоном)
в головных вагонах предусмотрены крепления для провоза велосипеда в вертикальном положении в количестве 3 шт (формально это противоречит правилам). При хорошей сноровке можно разместить и шесть велосипедов.

4) Стоимость провоза велосипеда зависит от дистанции перевоза.

5) К абонементу на проезд пассажира можно добавить "Велоопцию".

Провоз велосипедов можно осуществить бесплатно с 11-00 до 16-00 и с 21-00 до 6-00 по всем направлениям, обслуживаемые ЦППК. Обязательно требуется оформить "бесплатный билетик".

Билеты на велосипеды можно приобрести в кассах или в билетопечатающих автоматах.

А еще его вам с любовью оформят кассиры-контролеры в поезде, но придется заплатить за услугу оформления! Даже если провоз велосипеда бесплатный.

Провоз велосипеда в электричках других регионов

Пункты 1) и 2) из вышеприведенных примеров справедливы для всех пригородных пассажирских компаний, которые работают на железных дорогах России. На досуге можно перечитать все 25 "Правил проезда пассажиров и перевозки багажа" и сравнить. Но лучше этого не делать, занятие это не такое интересное, тем более мы за вас уже потратили свое время, которое могли бы провести на велосипеде "удосужились" это сделать =)

Нудное замечание:

В качестве примеров поезда мы рассмотрели электрички. В рельсовых автобусах тоже есть тамбуры, по принципу использования можно считать как "дизельную электричку", только с узкими габаритами вагонов.
Но в правилах пригородных пассажирских компаний не указано где перевозить велосипед в случае если это обычный "вагон дальнего следования", то есть "плацкартный". В рабочем тамбуре - проводник будет не рад, в нерабочем - замучаетесь туда его тащить. Кидайте на верхнюю полку, либо в свободный "плац" (если есть место) - точно не ошибетесь.

Теперь вы знаете "правила" игры перевозок и можете кинуть ссылочку на эту статью своему товарищу, чтобы он тоже был в курсе.
Поделиться статьей можно в социальных сетях: