Велопутешествие по Узбекистану

"Мечта зовет"
(2022)

сентябрь-октябрь 2022

Участник премии "Веломаршрут.ру '22"

Маршрут

Маршрут состоит из этапов:

1 этап «В путь». Велопробег Ташкент – Янгиабад.

2 этап «В горы». Горные, пешие походы, восхождение на вершину Бабайтаг (3555 м), участие в съемке фильма.

3 этап «Через Голодную степь». Велопробег Янгиабад – Заамин. Голодная степь.

4 этап «Зааминские горы – жемчужина Узбекистана»– велопробег через Зааминские горы. Посмотреть на Зааминский заповедник, изучить этот район для рекомендации другим велопутешественникам

5 этап «Джизакская самса. Сокровища Самарканда». Велопробег Зааминские горы – Джизак - Самарканд. В Джизаке попробовать знаменитую джизакскую кухню. В Самарканде посмотреть знаменитые Регистан, Афросиаб, Мавзолеи.

6 этап «Жизнь и Голодная степь». Велопробег Самарканд – Голодная степь – Навои. Посмотреть на Голодную степь изнутри, испытать себя, снаряжение.

7 этап «Саксаулы Кызылкума». Велопробег Навои - Зарафшан. Посмотреть на пустыню Кызылкум, испытать себя, проверить снаряжение, приобрести опыт путешествий через пустыню.

Участники

  • Евгений Коротких 68 лет руководитель, видеооператор
  • Андрей Мигай 23 года видеооператор, завхоз и веселый человек
  • Никита Щеглов 23 года штурман, реммастер, фотограф и медик.

Как начиналось

Эта идея проехать по Узбекистану у меня появилась с юности, а у ребят после моих рассказов о Узбекистане. И маршрут был определен тоже в те далекие годы.

С ребятами познакомились в походах выходного дня. Много катались вместе, ребята поведали, что мечтают о дальних походах, и я им предложил проехать по Узбекистану. Они загорелись этой идеей, и мы стали готовиться.

Составили план подготовки:

Я собирал информацию по Узбекистану, составлял маршрут, по интернету искал и знакомился с велолюбителями с Ташкента и просто жителями. Никита и Андрей готовили общественное снаряжение, приобретали палатки, велорюкзаки и прочее.

Мы жили в разных местах, и тем более Андрей уехал в Москву заработать деньги на велосипед и поход. И каждый готовился, и тренировался сам.
Так провели полтора года. Подготовка прошла успешно. Маршрут и график составлены, велосипеды и снаряжение приобретены и подготовлены, а участники вышли на соответствующий физический уровень. И были за полгода куплены билеты на поезд из Волгограда в Ташкент.

Мы тронулись.
По логистике Волгоград оказался местом сбора нашей команды. Это единственный город, откуда есть поезда из России в Ташкент.
Никита из Луганска, я из Цимлянска добирались до Волгограда на велосипедах, а Андрей из Москвы на поезде.

13 сентября поздно вечером садимся в поезд и поехали. Соседями оказались узбекистанцы, они много нам поведали интересного. А одна женщина, баба Валя – так она представилась, подсказала, как надо торговаться, потому что узбеки любят торговаться и не уважают людей, который сразу покупают и уходят. И даже продемонстрировала, это было шоком для нас. Вы знаете, что в поездах частники продают сувениры и прочее. Так вот один сувенир понравился бабе Вале и она захотела его купить внучке. Продавец назвал сумму 450 руб и начался торг, как было интересно за ними наблюдать, такие эмоции, такой диалог и в результате баба Валя купила за 150 руб. И это не все, у другого продавца, который ей предложил игрушку за 200 руб, купила за 17 руб !!! Какое-то это чудо. Даже продавцы уходили удовлетворенные. И в будущем нам это помогло сэкономить немало денег. А потом соседи по купе помогли нам обменять деньги по очень выгодному курсу.

Гостеприимство народов Средней Азии мы ощутили уже в поезде. Для нас это было необыкновенное чудо.

16 сентября рано утром мы оказались в Ташкенте. Нас, на выходе из вокзала, уже ждали!

Ждали местные велолюбители и одна женщина, с которой я познакомился в интернете. Ее зовут Людмила Ивановна. Вот она взяла над нами шефство и приютила нас на время проживания в Ташкенте и в Янгиабаде. Оказывается она из Янгиабада. Эта добрая и приветливая женщина оказала нам такое гостеприимство, и благодаря ей у нас не было проблем с жильем, пока мы были в Ташкенте и Янгиабаде. Мы очень благодарны ей.

На следующий день Алексей, ташкентский велокатальщик, выгулял нас по Ташкенту. Катались весь день, побывали даже на Фестивале Корейской Культуры, в музеях, в местах, связанные с древней историей, поели в местной чайхане, сидя на тахте. Интересно.

1 этап. В путь.

18 -19 сентября.

Мы отправляемся в свое велопутешествие. Ташкент - столица Узбекистана, поэтому город не маленький и найти удобный выезд из города нелегко. И нам в помощь приехал вездесущий Алексей, он нас и проводил до самого выезда. Там попрощались с ним, он поехал домой, а мы - в путь.

В начале дорога шла по равнине, с обеих сторон были поля, хлопчатник. Наконец-то увидели настоящий хлопок!

Вдоль дороги росли тополя, а на обочинах часто встречались торговцы. И интересно, вначале встречались только с помидорами. Они их держали на наклонных ящиках, чтобы были хорошо видны проезжающим.

А потом пошли яблоки. А потом кисломолочные продукты кефир, кумыс, айран. Я решил попробовать айран, купил, продавщица, Фатима, не просто так налила айран, но с таким изяществом, что захотелось еще что-нибудь купить.
Удивительно, рядом проезжает много машин, но не чувствуется угарный газ, а наоборот кажется чистый воздух. Что мы с удовольствием решили и перекусить, запив айраном.

Айран оказался своим вкусом непривычным для нас, мы с Андреем попили его, осилили. А Никита с ужасом смотрел на айран и на нас. Ведь там в бутылке плавали разные травы - базилик, мята, еще что то нам незнакомое. И даже не прикоснулся к бутылке.
Ехать было интересно, если недавно у себя дома мы мерзли, то сейчас нам здесь было жарко, но в тоже время жара переносится легко – воздух сухой.
На дороге много машин, но особенно много местного производства «Дамас». На вид такой маленький минивен на одного человека, по ширине и длине кажется как Запорожец, но в действительности туда вмещается 8 человек! И на базе не только пассажирские, маршрутки, а есть еще и грузовички. Уникальная машинка.

Через час мы проехали город Ахангаран - город кузнецов. Еще в древние века здесь было развито кузнечное ремесло. Город расположен внизу в долине реки Ахангаран. Город интересен, и удобен для нас оказался. Основная трасса идет через город, а по обе стороны трассы идут параллельно дороги, по которым ходят пешеходы, ездят местные машины, и мы спокойно ехали, не боясь, что кто то нас задавит . Хотя, честно признаться, за все время езды по дорогам ни разу не было даже намека, что прижмут, подрежут, а наоборот, нам давали дорогу.

Поздно вечером мы нашли удобное место для ночевки и остановились.
Палатки не ставили, просто расстелили коврики и спальники. Недалеко от нас в поле гуляли аисты, знакомые по дому, а мы … а мы легли спать уже в другой стране. На трассе гудели машины, над нами на деревьях кричали местные скворцы – майны, рядом паслась корова.
А потом все затихло и мы уснули.

Проснулись в семь часов местного времени. Ночью было прохладно. Оказывается это на солнце жарко, а без солнца холодно!
Проснулись, сразу собрались и без завтрака и чая выехали на дорогу, чтобы согреться и … пока свежо до жары добраться до Ангрена.

Ехать было приятно, отличная дорога, люди приветливые. Нам сигналят в знак приветствия, некоторые останавливаются спрашивают откуда мы и самое удивительно, все (!) спрашивают – помощь нужна?

Встречали не только людей, но и животных. Проезжали через кишлаки, которые уже не похожие на кибитки, которые есть на старых фотографиях.
Это современные дома, улицы, дороги. Практически в каждом поселке есть велодорожки. Спортивные площадки с современным покрытием!
После Ахангарана дорога стала постепенно подниматься вверх, долина реки оказывалась все ниже и ниже, и все трудней и трудней пришлось крутить педали. Солнце поднялось высоко и давило нас своим жаром. Благо воздух сухой, жара легче переносится. Но силы забирала изрядно.
Чистое голубое небо придавало энергию, и мы к обеду въехали в Ангрен.
В Ангрене отдохнули в тени деревьев, зарегистрировались, пообедали в красивой большой чайхане и здесь мы первый раз увидели и поели местный суп - балаза, в котором шариками плавали кусочки жира.

Дальше дорога шла на Янгиабад. И не просто шла, а поднималась в горы. С одной стороны шел горный хребет, а с другой бежал сай – горная река. На реке часто встречались запруды. Река мелкая, но течение очень сильное и в этих запрудах местные купались. И мы тоже решили искупаться. Залезли в воду и сразу выскочили ….. вода оказалась ледяной, она-то течет с ледников!

Уже поздно вечером мы въехали в Янгиабад, нас встретила Людмила Ивановна, «кураторша» наша. Она приехала автобусом сюда. И ждет нас.

1 этап закончен!
Мы проехали 133 км.

2 этап. В горы!

20 сентября – 2 октября. Мы провели в Янгиабаде. В плане было совершить недельный поход в горы, но оказалось что в местной турбазе не было соответствующего горного снаряжения, мы стали делать одно-двухдневные радиальные выходы.

Совершили горные походы к перевалам, скалам, ледникам, водопадам и сделали восхождение на самую высокую вершину этого района Бабайтаг (3555м).
Возможно альпинисты нас засмеют, мол высота малая, но для нас это достижение. Это наша Высота!
Мы видели не только горы сверху вниз, мы видели орлов, парящих ниже нас!
Напились воды с горных родников, поигрались в снежки на снежниках и загорели на солнце.
70 километров мы прошли во время янгиабадской эпопеи, думаю - немного. Но мы были восторге. Мы не только бродили по горам, мы нас еще пригласили участвовать в массовке. И один день мы провели в съемке кинофильма, снимающего киностудией «Узбекфильм». Видно наши загорелые и заросшие лица были колоритны.

На этом 2 этап закончился, и мы отправились дальше в свое велопутешествие.

3 этап. Через Голодную степь.

03-06 октября. Это был длинный этап.

Когда мы уезжали из Янгиабад, там в горах выпал снег. Как вовремя мы сходили. Выехали из Янгиабада и мы практически до самого Алмалыка (около 60км) спускались с гор. Было так легко и весело катиться, что мы как дети радовались этому.

После Алмалыка мы повернули на юг и въехали в Голодную степь.
И слева и справа до горизонта растянулась степь. Когда то эта степь была безжизненной, безводной и пустынной.
В 19 веке сюда провели каналы, появилась вода и степь стала преобразовываться, появились люди, кишлаки, поля, сады. Но только там, куда дошла вода. Мы ехали через эту степь, покрывшуюся травой, кустами верблюжьей колючки, бродили стада овец, лошадей, много встречалось полей с хлопчатником и вдоль дороги росли тополя. И на столбах были гнезда аистов, а на полях бродили сами аисты.

А когда выехали в степь, мы почувствовали жару, после янгиабадских гор это было испытанием для нас.
Проехали несколько городов построенных в 20 веке. Они маленькие, с десяток пятиэтажных домов, но с прекрасной дорогой, с красивыми домами, велодорожками, а вокруг пустынная степь. Проезжали каналы, берега которых были пустынные. Нелегко поддается Степь освоению.

Дома мы планировали, что еду будем готовить сами, но оказалось, что проще и интересней обедать в чайханах, не так дорого и самое завлекающее. Так мы пробовали всю местную узбекскую кухню.

Утром вставали, пили чай и пока еще прохладно спешили до жары добраться до чайханы. А ночевали то в рощицах, возле арыка, то в степи среди колючек.
И ночи были разные. Где то спали спокойно, а где то иначе.
После Хаваста мы заночевали в удаление от населенки в степи среди высоких колючих кустов. Андрей лег спать в палатке, если днем нас давила жара, то ночью было очень холодно. А мы с Никитой, как старые закаленные моржи, спали под открытым небом.
Мы усталые, но счастливые, что добрались до спальников и уснули быстро в надеже хорошо отдохнуть. Но ….
Как вдруг среди ночи в глубокой тишине раздался, с захлебывающимся злостью, лай собак. Собаки грозно, зло, громко гавкали и чувствовалось, что они боятся. Боятся! И через некоторое время раздался другой лай, тонки и пронзительный. Это были шакалы. Их вой наполнил всю округу, их было много. А лай собак раздавался все дальше и дальше, и все совсем затих. И было слышно только вой шакалов и он приближался к нам.

Мы вскочили, по идеи надо было разжечь костер, но дров здесь нет, поджигать траву - значит поджечь себя. Мы быстро загородились велосипедами, приготовили все, чем можно было защищаться. Включили все фонари на велосипедах, налобным фонарями стали освещать, вокруг, тарахтеть посудой. Вой умолк. Мы еще долго были в напряжение. В степи настала тишина. Успокоившись, мы вновь залегли в спальники. Но спать не хотелось, лежа лицами каждый в свою сторону, мы наблюдали вокруг. И все же усталость и тишина успокоила и усыпила нас. Но не долг был сон, как вновь раздался лай шакала и рядом, метров десять от нас. Мы вновь вскочили, начали светить в эти кусты, готовиться к бою. Вой прекратился. И опять наступила тишина.
Наступила тишина, но не надолго, послышался шум машин, проезжающих по дороге, наступает утро.
И вспомнили мы предупреждение местных, что здесь много шакалов, волков.
А потом нам рассказали, хорошо, что нас было трое, если был бы один …. Кто знает, чем бы это закончилось.
Еще в Ташкенте велотуристы советовали нам ночевать в чайханах, они так постоянно делают. Это безопасно и удобно. Тем более чайханщики рады таким гостям.
Поэтому в следующую ночь мы искали чайхану.

А днем опять ехали по степи, а вокруг степь, покрытая колючками.
Поздно вечером мы проехали поселок Заамин. Степь закончилась. Начинаются горы. Зааминские горы. Нам повезло, сразу после поселка мы увидели пустующую чайхану и хозяин, его звали Бахрейм, с радостью нас не только впустил, а напоил чаем с лепешками. Предоставил на ночь тахту и .. принес много одеял. Ночью у них уже очень холодно.
Мы спали как убитые и счастливые, мы спим в безопасности, в тепле и сытые!
Проехал 262 км.

4 этап. «Зааминские горы – жемчужина Узбекистана».

07 – 08 октября. Перевал за перевалом.
Утром проснулись рано. Бахрейм угостил нас чаем, яичницей, лепешками. Показал свои владения. Удивительный человек. Приехал сюда в дикое место еще молодым парнем. И он не просто построил чайхону, дом, а выровнял склоны, засыпал овраги, вырастил огромный сад, виноградник, вырастил двоих детей. Его трудом можно восхищаться. Если вначале местные его приняли неуважительно, то сейчас в чайхоне постоянно людно, заезжают водители пообедать, приходят соседи попить чаю, спросить совета. Сейчас он самый уважаемый человек. Как нам повезло познакомиться с таким удивительным человеком.

Мы поблагодарили хозяина и оправились в путь.
Перед отъездом чайханщик посоветовал нам воспользоваться попутной машиной. Сейчас перед заповедником будет очень крутой подъем, машины его с трудом преодолевают, а мы точно пешком пойдем и точно потеряем день. И тем более дорога не так интересна. И мы решили воспользоваться этим советом. Не успели выйти на дорогу, как показался грузовичок, остановили его. К сожалению водитель не говорил по-русски, а мы по-узбекски, объяснялись на пальцах. Вроде поняли друг друга. Погрузились к нему в кузов и поехали.
В начале дорога шла не круто через поселки, однообразные кишлаки. А потом ….

Потом пошел подъем. Грузовичок ехал то на первой, то на второй скорости. В общем тяжело. Дорога шла серпантином, среди безжизненных склонов гор.
Когда проехали этот перевал, то мы попали в красивое горное урочище. На въезде в заповедник нас зарегистрировали, и мы уже на велосипедах поехали дальше. А дальше до санатория был длинный подъем, но по хорошему асфальту.
А перед санаторием пошла грунтовка. Почему? Так странно.

Проезжаем санаторий, один из самых популярных в Узбекистане. Он находится, как в ладошки гор. Вокруг крутые склоны гор, покрытые арчой.
При въезде в санаторий нас остановил охранник и ….. пригласил нас к нему попить чай. Удивительно. Мы зашли и он нас напоил чаем, накормил пловом. И предупредил, что у них в горах появилось много медведей.

Мы были рады такому приему и, конечно, нас смутило сообщение о медведях.
Позже встречные люди тоже нас предупреждали, что медведи бродят рядом.
Когда проехали санаторий, увидели что идет полный ремонт дороги через все перевалы Зааминских гор. Было очень много дорожной техники, особенно дробильной. Они как отбойный молоток дробили скалы, чтобы расширить дорогу.

И рядом строились еще здания санатория. По активности видно, что это не долгострой.

До первого перевала мы в основном подымались пешком по грунтовке.
Идти было тяжело, крутой подъем, много проезжающих грузовиком и густая пыль стелилась от них. Мы поднимаемся, а вокруг крутые склоны, арча и холодный воздух. Подъем очень крутой, мы шли сами с трудом, а велосипеды с рюкзаками тянули нас вниз. Не знаю как парни, но я поднимался через силу. Понимал, надо идти. Шел, сердце пытается выскочить из груди, легкие дышали шумно как меха. Этот подъем давался тоже тяжело, как и вершина Бабайтаг. Ноги уже ватные, но надо идти, перевал сам не придет. Тяжело дается путь вверх. Силы уже уходили. Мы поднялись на 1900 метров.

Мы так не успели в этот день подняться на перевал. Остановились на одном повороте дороги, где была широкая обочина, удобная для установки палатки.
С одной стороны дороги примыкает крутой склон горы, а с другой идет обрыв.
Устроились, отдыхаем, а рядом проезжают машины, нам сигналят и некоторые останавливаются и опять предупреждают за медведей.
Когда солнце спряталось за горы, все строители стали спускаться вниз, а потом наступила тишина. Мы вокруг палатки поставили велосипеды, приготовили все фонари. И заснули.

А утром нас разбудило солнце, повеяло теплом. Так было здорово - мы спали спокойно, медведям мы, наверное, не понравились. Но ночью было холодно.
Поэтому первым делом, как вылезли из палатки, это были горячий чай и лучи солнца.

А потом опять подъем и подъем затяжной. И опять пешком, парни изредка проезжали на велосипедах, я не осилил такое.

А на перевале … а на перевале небольшой аул и даже местный базарчик.
Высота уже около 2200 м. Здесь мы набрали воды в роднике и купили курта, а потом разговорились с женщинами – торговками, так они нас потом угостили яблоками, дали еще курта. До чего же гостеприимен местный народ. Здесь в горах живут в основном киргизы.

После этого перевала был небольшой спуск и опять подъем, и опять крутой, но уже по асфальту. И опять я иду пешком, а парни пытаюсь хоть по 10 метров, но проехать.
К обеду мы поднялись на самый высокий перевал 2500м И здесь небольшой базарчик. Правда из одной торговки, но все равно удивительно.
Рядом растет арча, которой как утверждаю местный люд, около двух тысяч лет! Мы очень долго отходили от подъема. Отдохнули и помчались вниз в надежде, что больше подъемом не будет.

Спускались по прекрасной дороге, с новым покрытием. Мы не просто мчались, было ощущение, что мы летим. Такое состояние приподнятое, солнце теплое, воздух пьянящий, асфальт как стекло и вниз! Как это здорово! Мы радовались как дети.
Но, увы, скоро асфальт закончился и начались опять грунтовка, и опять пыль от дорожных машин, и грохот от камнедробильщиков. Здесь тоже заново делают дорогу.

Мы спустились в долину сая. Высота около 2200м. Сай протекает по такой пологой долине и сразу обрывается вниз водопадами далеко вниз, пробив в скалах очень узкое ущелье. Когда мы подошли к ущелью над нами парил орел.
Через узкое ущелье круто вниз шла очередь водопадов. Зрелище ошеломляющее – узкое ущелье шириной до 5м, высотой вертикальных стен до 100 метров, грохот от водопадов и водяной туман. Мы всего лишь спустились на 100м и дальше прохода нет, сплошные отвесные скалы и крутопадающий сай.
По карте посмотрели, эти водопады начинаются с высоты 2200 м и заканчиваются 1780м. Четыреста метров перепад высот!

А дальше пошли еще перевалы, но уже поменьше, где мы уже взбирались на велосипедах.
А когда преодолели последний перевал начался спуск. Спуск в 60км. Пологий спуск по грунтовке, иногда одна щебенка. Здесь мы проверили не только крепость велосипедов и велорюкзаков, но и своих внутренностей. Это было ужасно.
Мы как козлики прыгали по дороге, а вокруг степь, пологие глиняные хребты.
Нас предупредили, что здесь водятся волки, да мы и сами то убедились, когда увидели остатки волчьих пиров. Поэтому решили ехать до первого кишлака и даже ночью, но не ночевать здесь степи.
Солнце садилось, и вслед за ним пришел холодный воздух. Мы устали, но нам надо добраться до кишлака, до безопасного места. И только благодаря этому спуску мы добрались до кишлака Каттакишлак.

В кишлак мы заехали уже к ночи, при свете своих подсевших фонарей. Остановились возле магазина, который был к удивлению открыт, рядом стояли молодые парни - местные. Они подошли к нам разговорились и вдруг один парень приглашает у него переночевать и мы согласились.
Это были тоже еще киргизы и было очень интересно посмотреть на их быт.
К сожалению, парень не знал русского, а мы узбекского, объяснялись на пальцах. А потом подошел еще один местный, который более менее знал русский и наконец-то мы начали нормально общаться.

Оказывается в горах Узбекистана живут в основном киргизы, есть места где живут таджики, а сами узбеки живут на равнинах.
Вошли в гостиную дома. Пока мы мыли руки, женщины накрыли на стол. Как было раньше, так и здесь, так будет в следующих ночевках в гостях у местных. Нас всегда отвлекали на что-нибудь, чтобы мы не видели, как женщины накрывают на стол, «стелят постель», «убирают постель». Мы очень редко видели в доме женщин, они все время на своей хозяйской половине. Гостей принимают в отдельном помещение. Здесь вдоль стены стоят красивые сундуки и на них на всю высоту и ширины стены были уложены одеяла. Оделяла очень большие, толстые и тяжелые. Как эти женщины умудряются укладывать верхние ряды одеял? Лестниц-то нет!.

Мы долго общались с Шахрухом с помощью переводчика. Много узнали за местные традиции. Шахрух имеет дом, сад, продает яблоки. Семья мать и жена. Легли спать поздно. И Шахрух предупредил, что он сейчас уезжает на базар, повезет свои яблоки, а мы можем спокойно спать.

Мы спали такие счастливые – самые высокие перевалы проехали, ночуем в безопасности и в тепле. Так закончился путешествие через Зааминские горы. Проехали 200км

5 этап. Джизакская самса. Сокровища Самарканда.

09-12 октября.
Утром рано мы проснулись сами, только успели подняться как появился наш переводчик, помог нам сложить одеяла и поставить в середину комнаты стол. А потом появилась хозяйка, она принесла чайник, пиала, лепешки и яичницу. Вот это завтрак. На сей раз она общалась с нами, правда опять через переводчика, но все равно было очень неожиданно. Когда мы выезжали со двора, нас провожали мать, соседи, переводчик. Помнить будем долго этих прекрасных, добрых людей.

Мы опять спускаемся вниз. Конечно дорога не крутая, немного пологая, бежит рядом с саем смутной водой. По берегам сая тянутся горные хребты, состоящие из глинистых пород. Серо-желтые горы, они пустынные и ветер срывает с них пыль и несет по долине, в сай. Да, сай сам пока спустится с гор смывает много глины.

Дорога по-прежнему то грунтовка, то щебенка, то кочки из асфальта.
Через час выезжаем на асфальтированную дорогу и спустились к поселку Бахмал. Этот поселок был большой. В центре было много людей, праздновали какой то праздник. Время обеда и мы решили перекусить в местной чайхане. Было интересно все, обслуживали нас девушки, веселые и красивые, на стене висел телевизор и оттуда разносилась песня на узбекском языке. А вокруг тополя, тень, двор чайханы полит водой. Как-то прохладно и уютно показалось.
Но надо ехать и мы двинулись в путь. А жара усиливается.
Едем по хорошей дороге, здесь много машин и как всегда нам сигналят, машут руками, останавливаются, расспрашивают нас. Не видели здесь раньше велотуристов, мы им в диковинку.

По прежнему чувствуем, что идет незаметный, но помогающий нам, спуск.
По-прежнему дорога бежит рядом с саем, а по сторонам идут низкие пустынные горы.
После обеда задул сильный ветер, его порывы стали сдувать нас с дороги и ….. полетела стена пыли. Мы попали в пыльную бурю. Встали не только мы, встали некоторые машины. Пыль проносилась с большой скоростью и закрыло все вокруг, как в снежную пургу. Это было для нас чудом. Читать, слышать это одно, а попасть самим это намного зрелищней и азартней. Мы не боялись этой бури – мы уже не в горах, мы едем по населенке. Буря то затихала, то опять усиливалась. Так прошло около часа. Не только велосипеды, а и мы, спрятавшись на остановке, были в пыли.
Закончилась буря, мы отряхнулись и отправились в путь.
Наконец-то мы спускаемся в долину реки Заревшан.

А там выехали в поселок Галлаарал и на главную трассу Узбекистана Ташкент – Бухара. И сразу поняли, что мы в цивилизации. Большая трасса, полная машин, а обочины ларкев с яблоками, арбузами и прочей восточной вкуснятиной
Наш путь лежит в Джизак. Нам еще в начале подготовки убеждали заехать в Джизак, чтобы поесть местной самсы. Считается в Джизаке самая лучшая самса. Вот мы и поехали.

Проехали через ворота Тамерлана. Это место соединяются два хребта, оставив узкую щель. Есть легенда, когда Тамерлан с освоим войском подошел сюда, ему перегородил огромный камень. Тамерлан приказал своему колдуну превратить в пыль этот камень, но увы колдун не справился. Тогда Тамерлану сказали, что есть кузнец, который может своим ударом расколоть камень. Привезли кузнеца и расколол этот камень, открыв путь войску. Сейчас через эти ворота течет Заревшан, идет автомобильная трасса и железная дорога, по которой бегают поезда «Афросиаб» со скоростью 250км в час!

Мы устали, ехали не так весело и очень тяжело. Уже поздно вечером въехали в Джизак, стали искать место для ночевки. Рядом не оказалось чайханы и места где можно поставить палатку. Ехать по городу искать уже не было сил. Но в душе было спокойно, мы были уверены, что все будет нормально. И действительно, я обратился к одному парню, который ждал автобус, - где здесь можно переночевать? Он ответил, - у меня.

Да интуиция хорошая вещь. Мы поехали к нему. Все было как и везде – отдельное помещение для гостей, женщины где-то у себя. Мы поужинали и улеглись на одеяла и заснули. А утром этот парень, Арслан помог нам, свозил нас на базар, где мы нашли у них дефицит – газовые баллончики для горелки, а потом отвез к большой чайхане, где мы и поели джизакской самсы.

Посмотрели на тандыр, в котором пекли самсу.
Поели, побродили по Джизаку. Большой город, многоэтажки, драмтеатр, в общем есть все, что есть в больших городах. Поблагодарили Арслана.

И отправляемся в путь. Только выехали на дорогу, обратили внимание, что у Никиты как-то странно ведет себя велосипед. Глядь, а у него на заднем колесе три спицы разорваны. Кроме спиц, у меня крепление багажника раскрутилось. Вот они последствия вчерашнего спуска по грунтовке с щебенкой.
Спрятались в тень, поменяли спицы подкрутили все что можно было, отдохнули и поехали.
Жара еще больше становится. Если в горах мы мерзли, то сейчас ищем тень.

Наш путь лежит в Самарканд. Дорога однообразная, широкая с широкой обочиной, что мы никому не мешали и мы не боялись, что кто-то нас может подрезать. Асфальт ровный, только катись и радуйся. Но жара!

К вечеру возле дороги увидели заброшенные остатки от кафе. Туда и свернули, хватит на сегодня, пора отдыхать и готовиться к ночлегу – так мы решили.
Андрей из кирпичей сложил печь, рядом оказалось много сухих веток. Это был второй наш вечер с настоящим огнем и ужином сваренным на костре.
Ночь оказалась, холодная и шумная. Рядом проносился поток машин. Но мы спали как убитые.
Утром быстро приготовили чай и отправились в путь. Дорога как и вчера.
В обед проезжаем реку Заревшан и въезжаем в Самарканд. И как во всех городах Узбекистана нас встречает караван.
Проехали 230 км

Рассказать о Самарканде надо много времени. Город богат на историю, достопримечательности. Мы понимали, что за два дня мы не увидим полностью Самарканд и решили, посмотреть что есть по пути, а самое главное это Регистан.
Первым на пути были мавзолей и обсерватория Улугбека. Еще тысячу лет назад Улугбек рассчитал координаты многих звезд, создал каталог, который еще используется.

Потом заехали на Афросиаб. Это старое поселение, когда еще не было Самарканда. Ему более трех тысяч лет. Был одним крупнейшим торговым центром в Азии. Там я узнал интересную вещь. Мы в детстве играли в альчики. Такая игра с костями. И вдруг среди выкопанных артефактов я увидел эти кости. То есть получается этой игре не меньше двух тысяч лет!

Потом заехал на городской базар. Конечно базар уже не тот. Нет здесь верблюдов, ишаков, гор арбузов, нет криков продавцов, споры. А обычный современный базар. Потерялся восточный колорит.
После подъехали к Регистану и любовались им до полночи. Там же встретились с велотуристом из Турции. Он уже четвертый месяц на велосипеде путешествует.

Просидели до полночи, стало холодно, пора спать. И тут мы расстерялись – а где здесь спать. Позвонили в хостелы – для нас оказалось дорого и не везде есть три места.
Тогда сбоку Регистана около его стены под деревем растелили коврики, спальники и завалились спать.
Только уснули, как нас разбудил чей голос, кто то спрашивает, - к вам можно подойти? Мы вылезли из спальников, недалеко от нас стоял ….. полицейский.
Представляете – полицейский спрашивает разрешения!?
Мы ответили, пообщались, он проверил наши документы, извинился, что нас потревожил, предупредил, что здесь могут быть нехорошие люди и пожелал нам спокойной ночи. И ушел.
Мы опять залезли в спальники. Сквозь сон слышу Андрей с кем то разговаривает. Оказывается подошли какие то мужики, расспрашивали у него о нас и ушли.

Мы опять ушли в сон, … но не на долго. Как опять послышались голоса этих мужиков – они принесли нам горячей шаурмы. Деваться некуда, пришлось вылазить из спальников и съесть шаурму пока она горячая и вкусная.
Поели, потом попрощались с мужиками и завалились спать. Но опять ….
Слышу требовательный голос – Вставайте, собирайтесь! Вылезли, а рядом стоит полицейский, но другой. Коротко – собирайтесь и следуете за мной.
Ну все, мы влипли, сейчас протоколы, штрафы. Мы понуро со своими велосипедами пошли за ним. Приводит нас в помещение полиции, показывает нам комнату и говорит – спите здесь! Мы в растерянности. Что это? Я спросил, - а можно мы переночуем тут рядом в чайхане. Он – пожалуйста.

Наконец-то мы заснули спокойно до утра.
Проснулись очень рано, нас разбудил стук посуды. Это пришел чайханщик. На нас никого внимания, мол спите. Но уже надо собираться, да ехать. За полчаса собрались поблагодарили полицейского и поехали.
По пути заехали в Гур Эмир. Это последнее пристанище Тимура (Тамерлана), Улугбека и других властелинов Согдианы.

6 этап. «Жизнь и Голодная степь».

13-18 октября.
Выехали из Самарканда с его широкими и зелеными улицами, мы сразу попали в поселки с одноэтажными домами, пыльной дорогой и жарким солнцем.
Наш путь лежал в сторону Джам черех Голодную степь.. Там есть пещера Хозрад Давуд. По преданию там последние свои годы прожил царь Давид.
Дорога ровная, без заметных подъемов и спусков. С каждым часов становилось все жарче и жарче. Справа от дороги идет степь пустнынная, покрытая колюками, изредка появлются маленькие кишлаки, стада овец, а слева тянется горный хребет Джамских гор.

Как бы не было жарко, но крутили педали и уже ближе к вечеру доехали до поселка Кызылкарван , от которого идет дорога к пещере.
Туда ехать в гору около 15 км.
Я устал и решил подождать здесь. Никита тоже видно устал и остался со мной. У Андрея взялись откуда-то силы, видно мотивация посетить эту пещеру подействовала. Он поехал . А мы с Никитой зашли в придорожный магазинчик купили кефир и стали ждать.

Пока мы ждали Андрея, к нам подходили местные жители, приглашали на чай, но мы ждали Андрея.
Андрей вернулся через три часа. Усталый, но довольный с горящими глазами. Там было интересно. Но это уже отдельный рассказ. Но коротко, эта пещера является святым местом мусульман. Там постоянно много людей. Приезжают паломники, просто помолиться, попросить совета, помощи, прикоснуться к святым вещам.
Солнце уже садилось, надо уже подумать за ночевку. Как вдруг подъезжает легковая и выходит местный участковый, молодой парень, и приглашает нас переночевать у них в участке. Мы согласились, понимая, что по другому у нас не получиться.

Приехали в участок. Это небольшой домик на краю хлопкового поля. Имеются две комнаты. В одной комнате и предложили переночевать. Пока мы устраивались, участковый, Дастан, взялся готовить ужин. Это было страшно смотреть! Включил газовую плиту и, обычно газ горит голубым огнем, а здесь вспыхнуло огромное желтое пламя. Он поставил на плиту казан, налил туда какого-то черного масла, разбил туда несколько яиц. Яйца не жарились, они варились в этом кипящем масле!

Сели за стол, яичница с трудом лезла в рот, но есть надо. Поели яичницу, арбуз, попили чаю и пошли спать. Надо отдыхать, набираться сил. Сегодняшний день был трудным, да и завтра тоже будет не легкий.

Заснули сытые и довольные. И вдруг посреди ночи чувствую, что у меня в животе что не так. Быстро выскочил из дому, добежал до кустов и …… жирная яичница сделала свое черное дело. Слышу, рядом Никита страдает. И его яичница одолела. Это было ужасно и страшно. Мы бегали до самого утра.
А Андрей спокойно спал, видно причащение к святым местам берегли его.
А мы с Никитой, обессиленные, усталые, утром наглотались таблеток и хлебнули чаю.

Собрались, попрощались с Дастаном. Он так и не понял, что у нас. Да как объяснить, у него не хватало запаса русских слов, чтобы понять, что было. Да и мы старались не подавать виду. Все же он хотел как лучше.

Выехали на дорогу и поехали. Едем, по пути посещаем кусты. После этой ночи нет сил, нет настроения. Но понимаем, что надо ехать.

Ближе к обеду жара усилилась и мы сдались. Как раз появился канал «Москва». Единственный канал в этом районе. Нам просто повезло до него доехать. Он оказался полон воды. И решили здесь остановиться, отлежаться, отдохнуть и даже переночевать.

Пользуемся случаем, постирали свою одежду и, спрятавшись в тень, страдали от жары и отравления.

И все же покоя не было. Это был оживленный участок. Рядом проходила железная дорога, по ней изредка проходили поезда, а еще сюда на водопой приходили отары овец, коровы. К нам подъезжал пастух на лошади. Лошадь была красивой и бег ее был как у настоящих арабских скакунов. Появился рыбак! Здесь в канале водится много рыбы. Место интересное. Хоть оставайся здесь на неделю. Но время поджимает, надо ехать, впереди еще половина пути. В общем была мотивация за сегодня вылечиться. И мы лечились.

Вечером поставили палатку, попили чаю и спать.
Проснулись рано, солнце осветило только верхушки склонов. Было очень холодно. Все же по ночам здесь холодно, температура доходит до 10 градусов.
Чувствовали себя уже бодрее, вроде и сила появилась. Но ощущения болезни еще присутствует.

Собрались, попили чаю и поехали дальше.
Ехать было приятно, еще не жарко, хорошая дорога и самое важное – мы почувствовали себя, что мы побеждаем болезнь.
Едем через степь, слева и справа степь, колючки.
Ближе к обеду подъехали к небольшому поселку.
Как только въехали и сразу почувствовали облегчение. Возможно, что мы в населенке, мы видим деревья, людей.
Проезжаем поселок и удивляемся. В степи маленький поселок - кишлак и прекрасная дорога, и Велодорожка! Строятся новые дома. Магазины полные продуктов. Люди не бегут в города.

Сразу после кишлака появился город Нурабад. Собрат Янгиабада, тоже шахтерский город. Здесь тоже добывали уран. А сейчас добывают мрамор.
К сожалению фото и видео материал по Нурабаду не сохранился. Сам городок маленький, но весь зеленый. Если посмотреть с высоты, то наверное улицы будут закрыты деревьями. Будут видны крыши домов и деревья. А еще есть искусственное озеро. Мы заехали на озеро, скупались. Потом заскочили в магазин, перекусили кефиром с лепешками. И поехали дальше.
А дальше хорошая дорога закончилась. Опять грунтовка, щебенка, а вокруг степь. Мы едем в самое сердце Голодной степи. Вокруг безжизненная пустынная степь. И солнце жарит. Если утром было 10 градусов, то сейчас сорок семь!

Проезжаем кишлак в котором одно дерево на весь кишлак. Остальное сухая земля и колючки.

Солнце палит, а мы еще больные. Ехать очень тяжело. Негде спрятаться от солнца, жары. Надо ехать, ехать, ехать!

Возле одного арыка стояли на обочине заграждение и была от них тень. Мы не сговариваясь, сразу свернули и нырнули под тень. Ничего не хотелось делать, только пить хватало сил. А вокруг сухая безжизненная земля.
Проезжаем еще один кишлак. Здесь протекает арык и есть деревья. Но какое-то безжизненное и сухое. Все же местные люди сильные и терпеливые раз здесь живут.

Удивительно - пустыня, кишлак и вышка сотовой связи!
А мы едем дальше. Солнце уже садится и жара спадает.
Уже солнце подошло к горизонту и мы решили останавливаться на ночевку. Нашли удобное место. Глотнули очередную порцию таблеток.
Никита уже на грани выздоровления, а я еще слаб.
Солнце уходи за горизонт, а мы в палатки и спать.

Спали мы крепко и разбудило нас солнце. Кто-то из нас поел кашу, а кто-то один чай. Пока собрались, к нам подъехали местные джигиты на своих резвых скакунах. Они смеялись с нас, а мы с них. Они по-русски ни слова, аналогично мы по-узбекски. Который раз сожалению, что хоть какую-нибудь малость знаний по языку не поучил. Надо изучать местные языки, хотя бы на бытовом уровне.

Помахали друг другу руками, они погнали своих ишаков в одну сторону, а мы на своих велосипедах в другую.
Опять появились кишлаки, появились машины на дороге. И опять нам сигналят, останавливаются. Один даже в приказном порядке пригласил к себе на чай, - мол как въедете в кишлак, сразу езжайте ко мне.
Проезжаем один кишлак, второй. Все сухое, какое-то безжизненное. Видно в жару все прячутся. Но все равно как можно так жить – без воды, без деревьев, без зеленой травы. И не просто жить, а нормально жить. Они, жители, возможно сильные.

Уже ближе к обеду мы подъехали к этому кишлаку. Я плелся из последних сил, мало что не выздоровел от отравления, так поймал еще тепловой удар. Поднялась температура. Приглашение оказалось кстати.
Нас уже ждали. Зарезали барана, приготовили чай. Честно, чай оказался не просто чаем, а огромным обедом.

А после «чая» Абдула, хозяин, предложил остаться на ночь. У них в кишлаке есть хороший врач, меня подлечит. А ребят свозят показать им местные достопримечательности и узбекскую свадьбу. Мы не стали сопротивляться и согласились. Да и выхода не было. Ребята шутили, что на моей голове можно яичницу жарить – такая температура.
Ребят повезли показать уникальный мавзолей. Там захоронен первый человек, который принес Ислам в Среднюю Азию.
А я остался, наслаждаться бездельем.
Позже, когда они вернулись, пришли соседи, друзья хозяина, врач и чаепитие продолжилось.

После врач сделал мне укол, меня уложили лечиться, а все остальные, прихватив моих ребят, уехали на свадьбу.
Когда они вернулись я не заметил, крепко спал.

Утром проснулись рано, еще солнце не появилось. Хозяин затопил тандыр, накормил скот, пока мы собирались. Потом мы вместе позавтракали и пора разъезжаться. Хозяин по своим делам, а мы в свой путь. Поблагодарили, попрощались и выехали на дорогу..

Солнце только появилось из-за горизонта, только начало освещать землю
И потом прям на глазах оно стало быстро подниматься вверх и разгораться. За полминуты из маленького пятнышка превратилось в огромный очаг.

Я чувствовал себя нормально, а ребята тем более были полны сил и энергии.
И дорога пошла дальше хорошая, асфальтированная. А вокруг по-прежнему пустынная, безводная степь. Но не безжизненная.
И часто стали встречаться кишлаки. Все же это удивительно. Голодная Степь и Жизнь.

В одном кишлаке мы заскочили в маленький магазин воды купить, мороженое поесть, солнце уже начинает жарить. Нас встретила продавщица – девушка и неожиданно она, узнав, что мы из Луганска и путешествуем на велосипедах, достала смартфон и попросила сделать с ней селфи. Это было неожиданно для нас. Это в первый раз с нами так общается девушка. Проехали территорию бывшей ракетной части. Там остались заброшенные дома, какие то сооружения.
К обеду заехали в другой кишлак пообедать и отдохнуть, переждать жару.
И здесь нас остановил глава хокимата (местной администрации) и нам рассказал о своем кишлаке. Интересно было. Какие они гостеприимные!

И опять мы в дороге. И опять пустынная степь. И теперь до самого Навои не будет кишлаков, поселков.

Но увы до Навои мы не доехали, ехать мне было тяжело, не отошел еще от своих напастей, поэтому ребята часто меня ждали.

Уже вечером нашли укрытое от ветра место и решили здесь заночевать.
Место интересное, вокруг много больших глыб мрамора.
Поставили палатки, попили чай и улеглись спать. Заснули быстро.
Спали безмятежно, как вдруг слышу – Андрей выскочил из палатки и …. .
И на него напала напасть – отравление. Как это? Он же самый здоровый, жизнерадостный, сильный и вдруг! Мелькнула, шутя, мысль - это закончились защитные действия Святой пещеры. Андрею досталось намного хуже, чем нам с Никитой. Он так и не смог обратно вернуться в палатку – его не отпускала напасть.

Утром до захода солнца мы встали, собрались, приготовили чай бутерброды.
Андрей весь бледный и ослабленный сидел рядом с нами. И по-прежнему был с юмором и верой, что он победит!

Было не привычно – небо заволокло тучами. Обрадовались – не будет жары!
Выехали на дорогу. Теперь Андрей ехал последним и мы его ждали. А еще начались подъемы на перевал. И … вдруг сзади нас появились тучи. Темные дождевые тучи. Они шли вдогонку за нами и постепенно догоняли нас.
Дорога испортилась, опять грунтовка, опять щебенка, возможно ремонт идет.
Все же дождь нас догнал и подмочил немного. Но это было не обидно, зато пошла хорошая дорога.
И пошла череда подъемов и спусков через горный хребет. Это было тяжко. Мы с Андреем поднимались на все эти подъемы пешком.
Нас обгоняли огромные на 6 мостах грузовики с мрамором. На встречу шли порожние.
А на последнем подъеме наблюдали, как грузовик на самых пониженных передачах медленно и тяжело полз на перевал. Мы шли пешком за ним и не отставали.
Поднялись на перевал и перед нами длинный спуск до самого Навои. Наконец-то! Как мы стремились к этой точке, как ждали этого момента, мы доехали, дошли, но сделали!
И помчались вниз, летели и радовались.

Когда подлетели к Навои, первым нас встретил завод по переработке мрамора.
Сегодня у нас День Мрамора!
А потом, въехав на первые улицы города, нас остановили работники ГАИ. Они смотрели на нас удивленно и молчали, не понимаю, что делать. Тогда я спросил, - а где здесь чайхана, чая попить?. Один показал рукой. И тогда я, - спасибо, мы поедем, так хочется чая. Сели на велосипеды и поехали. А гаишники смотрели нам в след недоуменными глазами. Вскоре мы скрылись во дворе чайхоны.
Навои нас встретил прохладной погоды, мы стали мерзнуть. Хотелось нормально отдохнуть и мы решили провести ночь в местном
хостеле.

По плану мы должны ехать в Бухару, но время уже поджимало, надо спешить. Поэтому решили, что ребята на поезде съездят в Бухару, а я с велосипедами останусь в хостеле их ждать. Так и сделали. Ребята остались на ночь в Бухаре, а я после теплого душа в теплой постели в уютном домике.
Вот так и закончилась эпопея путешествия по Голодной степи.
На следующий день они вернулись полные впечатлениями, упивались увиденным. Решили еще провести ночь в хостеле, дать возможность ребятам отдохнуть. Ночью прошел дождь.

Проехали 270 км

7 этап. «Саксаулы Кызылкума».

21-23 октября.
Уже по привычке рано утром проснулись. Собрались и покинули уютный хостел, выехали в путь. В путь на Зарафшан.

Навои большой город, областной центр. И нам пришлось больше часа выезжать из него.
Погода не баловала, было прохладно и холодно ехать.
Проезжали в центре мимо многоэтажек, а на окраине одноэтажек, И все улицы в деревьях, газонах. Чисто, аккуратно.
Очень много новостроек. Город все увеличивается.
Очень приятный город. Город, построенный в 1960 годы для трудящихся на переработке урана, а сейчас - мрамора.

На окраине увидели хлопкоперерабатывающую фабрику. Белые горы это хлопок.
Когда выехали из города пошли хлопковые поля, но уже убранные.
И даже далеко от города есть новостройки. Трудяги эти узбеки.
Дорога шла ровная и приятная. А вокруг ровная степь с колючками.
Идет степь, а потом резко раз и появляется поселок. Так получилось с поселком Кенимех. Там нас как везде встретил караван
Дорога с маленькими подъемами и спусками пошла через Саксаульский лес.
И мы по ней едем.
«Лес» оказался не безжизненный, вдоль дороги были колонии сусликов.
Все же местность оказалось не однородная. Вот проехали «лес» саксаула. Появилась голая пустыня.
И дорога устремилась вниз и прямо, и мы вместе с ней полетели вниз.
Потом опять появились саксаул и суслики.
Солнце высоко поднялось, стало жарко, мы уже отдыхаем в тени саксаула.

И неожиданно появились вышки. Возможно, это готовят скважины для выщелачивания руды. Как эти вышки появились, так быстро исчезли и опять по пустой пустыне катим. А чуть позже состоялась встреча трех видов транспорта.
Проехали шахтерский городок Зафарабад.

После него еще долго не будет населенок. Запас воды хватало на два дня, а мы были уверены, что за два дня доедем до первого кишлака.
Ехали без приключений и каких-то событий. И как обычно нам сигналили автомобилисты, останавливались, расспрашивались, удивлялись. И как всегда спрашивали - "помощь нужна"?

Так ехали до самого вечера. Как только опустилось к горизонту, мы стали искать место для ночевки. И нашли огромную яму, возможно это был карьер, где копали глину. В километре от нас виднелись домики Талдыкудука.
Мы спустились, поставили палатки, наломали сухих веток саксаула и приготовили еду. Мы устали, но не так, как мы ехали по Голодной степи. Здесь было не так жарко и дорога прекрасная. Так что день удался.
Ночь прошла спокойно, никто не тревожил, и было тепло – благодаря спальникам. Проснулись рано, это уже привычка, собрались, попили чаю с лепешкой и пока не жарко вышли на дорогу

Дорога уже не такая гладкая, уже пошел ямочный ремонт.
Но все равно катиться было приятно.

Интересно, когда появляются большие заросли кустов, то там устанавливают профили животных. Издалека, кажется, что это натуральные и уже сбавляешь скорость. Да, животные пробегают дорогу быстро. Местные рассказывали, что верблюды по ночам ложатся на асфальт отдыхать. И были случаи, когда машины с ними сталкивались.
Очень часто видели табуны лошадей, которые прятались друг за другом от солнца.

Солнце уже высоко, жара придавливает, мы по-прежнему, чтобы отдохнуть, прячемся в тени саксаулов. Воздух сухой, жара переносится легче, чем дома.
Пейзажи меняются то кусты, то все голое, то песок, то сухоглиник.
А потом стали появляется барханы. Песчаные горы. Как в кино.

Все же к вечеру мы стали сдавать, появилась усталость. Все мысли были доехать до кишлака. И когда до него оставалось меньше 5 км, задул сильный встречный ветер. Да такой сильный, что нас сдувал. Ехать было не возможно.
Мы до самого кишлака ползли против ветра пешком.
По дороге летели потоки песка, закрывая видимость, покрывая лицо и велосипеды. И был ветер в придачу еще холодным.

И все же мы добрались засветло до кишлака. Ветер немного утих, но песок еще струился по дороге.
Мы успели к закрытию небольшого магазинчика, купили воды, продуктов и пошли искать места для ночевки. Солнце уже начало прятаться за горизонт.
Видим небольшой здание дома, без одной стены, которое видно еще строят.
Спрятались в него. Только собрались ставить палатку, как появились двое местных парней, удивились нам и увидев, что собираемся ставить палатку, помахали нам рукой и показали рядом домики и жестами показали идти за ними. Мы пошли. Они привели нас к очередному новострою. Здесь строится типа гостиницы для водителей. Комнаты уже готовые, есть окна, двери. И есть еще щели между стенами и полом. Пол глиняный. Притащили они кабель с розетками, настольную лампу. И у нас появились и дом, и свет. Здорово! Зарядим свои гаджеты, поспим в тепле. А на улице темень и холодина.
Приготовили ужин. Постелили коврики спальники. И счастливые завалились спать. А засыпая, все еще мерещилось, что мы опять сейчас будем в этой песчаной бури. Заснули быстро.
Проснулись бодрые, полные сил, как обычно очень рано, еще была темень.
Включили лампу, стали готовить завтрак и собирать свои спальники. Я достал свой спальник, тряханул и ……. из него выпал …. скорпион. Настоящий.
Видно тоже замерз и подлез ко мне погреться. Как хорошо, что я его не придавил. М-да, опасное соседство.

Мы вышли из домика, ребят не нашли. Написали им «Рахмат».
И вышли на дорогу. Солнце начало появляться из-за горизонта.
Да, погода не южная очень прохладно. Мы крутим педали, чтобы согреться.
И мы то не рассчитывали на такую погоду, поэтому не у всех была дополнительная теплая одежда.
Дорога пошла хорошая, мы катились без приключений и проблем.
Местность была такая же как и вчера. Мы уже и психологически устали, поэтому просто крутили педали и не обращали внимания на пустыню. Так мы доехали до очередного горного хребта за которым наш конечный пункт.

На сей раз перевалов было три, но по-прежнему на последнем я уже поднимался пешком. Все же усталость накопилась и физическая и психологическая.
И когда наконец-то мы взобрались на последний подъем, мы это дело отметили. Мы на мосту, под нами проходит железная дорога. Сколько же серпантинов намотала эта дорога, чтобы сюда подняться?

Долго стоять и наслаждаться своей победой не получалось, слишком холодно было стоять. Поэтому мы быстро распили пепсиколу и рванули вниз, в Зарафшан.
Еще светит солнце, а мы въехали в город и едем по его улицам.

На душе радостно, мы сделали это, и печально, что оно закончилось – наше велоприключение.

На этом наш последний этап закончен.
Проехали 220 км

Заключение.

У нас здесь были знакомые, с которыми мы заранее списались. Поэтому нас ждали. У них переночевали. Собрали велосипеды, сели в поезд и поехали домой.

Общее расстояние – 1400км.
Общее время – 44 дня
Ходовое время – 23 дня.
Маршрут получился очень своеобразный и интересный. Проехали по району, который не посещают велотуристы.

Пустынные дикие степи, пустыни, горы это основное этого маршрута. И в них есть своя изюминка – это экстрим.

Присутствует здесь и экзотика.
А еще важное можно убедиться что человек может жить и в таких условиях.
Мы рекомендуем этот маршрут для любителей экстрима и экзотики.
По советам местных велотуристов мы выбрали сроки сентябрь – октябрь.
Действительно, так очень короткие сроки для велопутешествий по равнинам. Весной с марта до середины мая и осенью с середины сентября по конец октября.

Весной пустыня цветет, выползают из нор все живое змеи, насекомые, черепахи, вараны. Зрелище красивое. К концу мая большая часть прячется в норы, вся растительность пожелтела и высохла. С конца мая жара становится не терпимой.

Осенью все уже попрятались, все сухое и безжизненное. Единственное это обилие фруктов, овощей. С начала октября ночью температура воздуха опускалась до 10 градусов. К концу температура уже ниже и начинаются дожди, редкие, но холодные.

Кроме этого письменного репортажа мы сделали серию видеофильмов. Там более зрелищно показан наш велопоход

Всем Удачи и Успехов! Восхитительных велопутешествий!

Команда велотуристов Луганска.
Материал подготовил Евгений Коротких
Поделиться статьей можно в социальных сетях: