Великолепная пятерка на Алтай (2024)

21.07.2024 - 08.08.2024

Участник премии "Веломаршрут.ру '24"

Маршрут

Аннотация

Группой велосипедных туристов Томской федерации спортивного туризма в составе 4 человек с 21 июля по 07 августа 2024 г. пройден велосипедный маршрут 5 категории сложности по республике Алтай.

Группа перед прохождением маршрута по ряду причин не была в достаточной мере осведомлена о состоянии пути и возможности проезда по среднему течению реки Карагем, по подъему на Куектанарский перевал и спуску вдоль реки Верхний Ильдугем, а также наличии мостов и качестве переправ на отдельных участках маршрута, а в частности через реку Башкаус.

Группа своими силами организовала три навесные переправы – через р. Джело, Камрю и Башкаус, а также распутала и преодолела сложный брод через реку Карагем на разливах в среднем течении. Следует отметить, что все участники имели хороший маршрутный опыт в горном туризме, поэтому наведение переправ не составило особых сложностей, тем более что перед выходом на маршрут была проведена основательная тренировка по навесным переправам.
Ночевки на маршруте организованы только в полевых условиях. В ряде населенных пунктов по пути следования группа в плановом порядке закупала продукты. Также была организована заброска части груза на середину маршрута – на турбазу Куектанар.

На маршруте имеются участки первопрохождения, а также новые пути прохождения ранее пройденных другими группами препятствий:
- пос. Курай – р. Тюте – р. Кызылярык – пер. Кускуннур (2611 м.)- р. Карасу – пос. Бельтир (вариант прохождения);
- лог Куектанар – пер. 2570 м – р. Узункарасу – р. Верхний Ильдугем -р. Башкаус – р. Йолду (перворпрохождение на велосипедах).

Идей для этого путешествия было несколько:
1. Пройти окончательный этап подготовки томских спортсменов-велотуристов на маршрутах высших категорий сложности в качестве как участников, так и руководителей собственными силами Томской федерации спортивного туризма.

2. Просмотреть отдельные перспективные участки в республике Алтай для маршрутов на средствах передвижения, решить вопросы о возможности прохождения отдельных перевалов и долин рек Горного Алтая в велосипедных маршрутах.

3. Пройти достаточно сложный и насыщенный препятствиями маршрут в умеренном темпе для участия в Чемпионате ДВОСФО 2024 года.
Перед выходом на маршрут все участники прошли углубленное медицинское обследование и были допущены к его прохождению. Все участники были застрахованы от несчастного случая по спортивной страховке по виду спорта «Спортивный туризм, маршруты 3-5 к.с.»

Маршрут пройден с изменениями как в нитке, так и в графике из-за непредвиденных сложных для передвижения с использованием велосипеда участков по долине р. Карагем от Карагемской поляны до начала нижнего течения, а также вдоль р. Верхний Ильдугем, наличия незапланированных переправ через р.р. Джело и Башкаус. Также вышла задержка со временем выхода на маршрут в первый день – заказной автобус ехал медленнее, чем мы запланировали часа на три – с перерывами по тахографу, а также нас задержала с выездом с точки старта вечерняя гроза, которая началась в конце сборки велосипедов и переупаковки рюкзаков в Курае.

График был скорректирован по ходу движения, от участка через плато Укок пришлось отказаться, более того – все запасные варианты продвижения со южной стороны Южно-Чуйского хребта были заменены на автомобильную переброску Беляши-Кош-Агач, что позволило пройти в заявленные сроки все обязательные определяющие препятствия, в том числе особенно интересный пер. 2580 м. (Куектанарский перевал) с выходом в долину р. Башкаус.

День 1. 21 июля 2024

Поезд в Бийск, на котором мы едем, прибыл на конечную станцию по расписанию в 07:40. Выгрузили рюкзаки из вагона, из багажного купе забрали велосипеды, вынесли весь груз за пределы зоны транспортной безопасности железнодорожной станции. Вскоре подъехали координатор перевозки и водитель на автобусе. Решили все вопросы с обратной дорогой, успели купить в магазине рядом перекус в дорогу.

Попутчиками были двое наших друзей-туристов, которые ехали в Кош-Агач. Мы с ними договорились, что они заедут на турбазу Куектанар и оставят там нашу заброску на вторую половину маршрута. Огромное им спасибо! С турбазой уже была предварительная договоренность про заброску и ее хранение.

В Курае выгрузились на остановке в 17:50. С места хорошо видно ущелье, куда лежит наш маршрут, а также долина Актру. Пока собирали велосипеды и рюкзаки, с запада пришла свинцовая туча с сильным ветром и ливнем, поливая стеной всю Курайскую степь и отроги обоих горных хребтов, ее обрамляющую – Северо-Чуйского и Курайского.

Пережидаем непогоду, укрывшись на остановке. Под конец дождя решаемся выехать. Время 20:10, из-под туч пробиваются лучи солнца, освещая широкую долину. Проезжаем Кызыл-Таш. Далее дорога каменистая, мокрая, петляет по надпойменной террасе р. Чуя, разделяясь и соединяясь, но в конце – выводит к деревянному мосту через р. Чуя.

Переезжаем реку и делаем короткую остановку у таблички про историко-культурный заповедник Межелик. Дальше едем, меняя направление, сначала на запад, потом забираем к югу. Дорога каменистая, с влажным грунтом и лужами, особенно на так называемой Гигантской ряби течения.

В сумерках доезжаем до полосы деревьев, которая обрамляет русло реки Тюте, слышим звук текущей воды и у старого кострища останавливаемся на ночлег. Ставим палатку, готовим ужин, после которого укладываемся спать. Ночь тихая, но накрапывал дождик.

День 2. 22 июля 2024

Просыпаемся в 6:30, завтракаем, немного подсушиваем вещи и в 08:40 выезжаем. Утро сначала мрачное, но сразу после сборки бивака начинает светить солнце. Сначала удобная и красивая дорога быстро превращается в каменисто-травянистую со следами размывов и лужами со следами пробуксовки на пологих участках. Она петляет по правому борту долины, постепенно набирая высоту и не приближаясь к реке, сразу заводит в лес с чередующимися крутыми подъемами и полянами. Вокруг почти только лиственничный лес.
Через полтора часа дорога разделяется – правая – к реке и далее в долину р. Тюте, а левая – по которой нам ехать, проходит две большие поляны, затем упирается в небольшой левый приток, сразу становится непроезжей для машин и переходит в проезжаемую на грани тропу с камнями, травой и крутым набором высоты.

Здесь снимаем рюкзаки и за две небольшие ходки челноком выходим прижим над рекой Кизилярык. Оставляя слева небольшой кедровый остров, спускаемся в каньон по тропе и переходим реку. На другом, высоком берегу делаем обед.

На обеде просмотрели начало тропы, петляющей среди зарослей стланика, выводящей на широкое плато после небольшого подъема. После обеда – облака смыкаются, накрапывает, но не льет дождик. С широкого плато по тропе между стланиковыми полями выходим челноком на верхнее плато, ограниченное выходами скал по верху крутого перепада высоты. Наверху подъема сложен большой тур на скале. Тропа идет, местами можно проехать.

Дальше с широкого плато левого притока Кизилярыка ступенями по местами угадывающейся тропе выходим на обширную слабонаклонную к северо-западу плоскотину, в юго-восточном углу которой подъезжаем к большому туру на месте перевальной точки. С нее и далее уже хорош видна заглубленная по отношению к окружающей Чуйской степи долина реки Талдура и горные вершины с ледниками Южно-Чуйского хребта.

Начинается короткий ливень. Быстро фотографируемся и спускаемся сначала по сильно разбитой дороге, а затем по тропинке к стойбищу урочище с родником на левом берегу р. Карасу. Уточняем правильный путь у пастуха, переезжаем небольшую речку в седле и выходим на сильно разбитую, каменистую дорогу, ведущую в Бельтир. Много развилок и очень крутых спусков, дорога изобилует крупными и средними камнями и глубокими промоинами. Спускаться нужно осторожно и внимательно следить за картой на развилках, чтобы не выйти в тупиковую долину р. Кускуннур.

В сумерках переезжаем по мосту реку Чаганузун, которая образуется рядом с Бельтиром от слияния рек Талдура и Чаган, почти сразу переезжаем по мосту р. Чаган. Ночуем в кармане между Талдурой и дорогой в ее верховье.

День трудный. Готовим поздний ужин, наблюдаем восход почти полной луны – саму ее не видно, но она феерично освещает скалы и пустые отроги левого борта долины. Ночь спокойная, прохладная.

День 3. 23 июля 2024

Просыпаемся в 9:00, завтракаем, моемся в реке, чистим машинкой и смазываем цепи велосипедов. Пара участников заезжает в Бельтир – в плановый магазин.

В 12:40 выезжаем.
Дорога небольшими наборами и спусками идет сначала вдоль правого берега Талдуры, затем через деревянный мост не первой свежести переходит на левый берег. Там наборы и спуски становятся больше, но все проезжается. Сама дорога изобилует мелкими препятствиями – гребенкой, участками с песком или крупными камнями.
За три перехода по 40 минут доезжаем до р. Джело. Переходим вброд первые две протоки, первую небольшую и вторую широкую. Подходим к третьей – она большая и просто непереходимая в брод. Машины с трудом ее переезжают. Ждут утра.

Решаем осмотреть русло, чтобы найти возможно место для навесной переправы. Чуть выше находим беседку, пока готовится обед, находим удачное место почти у самого выхода реки из каньона – там и берега высокие, и ширина не запредельная для нашей веревки и есть подходящие опоры – две лиственницы.

После обеда перетаскиваем велосипеды и рюкзаки через лес и полузасыпанные песком и грунтом камни к месту переправы. После один участник группы переходит с шестом и страховкой на правый берег. Затем вся группа поднимается каждый по своему берегу к намеченному месту переправы. Перекидываем на целевой берег бечевку с грузиком, за нее перетягиваем основную и транспортировочную веревки. На исходном берегу с помощью полиспаста за два приема натягиваем основную веревку. Тестируем конструкцию и схему, переправляя один из рюкзаков, затем отправляем второго участника (с небольшим намоканием) – для помощи на целевом берегу со снятием грузов и страховкой. Далее переправляем велосипеды – с двумя точками крепления – в районе руля и седла. Затем – рюкзаки, обвязав из по двум вертикальным осям двумя петлями – для надежности. Следом отправляем третьего участника. Последним идет руководитель – как самый легкий. Он же организует систему для съема всей переправы с целевого берега. На всю переправу потратили порядка полутора часов.

Перетаскиваем весь груз на тропу ниже по течению. Закрепляем велорюкзаки и начинаем подъем по дороге. Сначала едем, но затем крутизна не позволяет – и с передышками закатываемся на выполаживание выше каньона р. Джело. В сумерках уже приезжаем на место ночевки. Ставим палатки, ужинаем.

День 4. 24 июля 2024

Утром просыпаемся в 7:00, ясно, солнечно и свежо. Готовим завтрак. Выезжаем в 09:00. Дорога поначалу приемлемая - грунтовая, но вскоре переходит в каменистую пойму рек Кызылоюк и Аштусу а затем и вовсе начинает круто карабкаться на предперевальное плато с озерами.

Закатываем велосипеды в несколько ходок, по плато между озерами едем до перевального взлета. Там дорога в несколько петель забирается уже на сам перевал Карагем. Подъем трудный, особенно на поворотных петлях. Камни проскальзывают из-под ног, и крутизна достаточно большая – приходится подтягивать велосипед за седло.

На перевале – достаточно широкая седловина. Во все стороны – очень живописные виды, на западе даже маячит Белуха. Фотографируемся. Отдыхаем.
Спуск вниз крут и изобилует камнями, чередуется пологими и ровными участками. Через четверть часа после начала спуска переходим по камням в первый раз реку Йолдоайры, а затем спускаемся в широкое урочище Верхний Белтырь, за ним вновь начинается крутой спуск с множественными размывами и крупными камнями. Нужно ехать очень аккуратно.

Перед впадением правого притока (р. Паспалагачиоюк) вновь меняем берег реки Йолдоайры – уже вброд и выбирая траекторию движения. Местами глубоко, вода кристально чистая и холодная. Сразу за бродом дорога идет скатом обширной каменной массы обломков по крупным камням. В старых отчетах групп водников здесь отказываются проезжать грузовики – это достаточно свежий оползень.
Дальше едем по дороге более полого к впадению в Йолдоайры мутной и от этого кажущейся более мощной реки Киренэльдуярык, перед ее устьем переходим более глубокий брод уже челноком – отдельно велосипеды, отдельно рюкзаки. За бродом устраиваем обед. Пока он готовится, разведываем путь дальше.
После обеда преодолеваем первый прижим Йолдоайры – раздельно рюкзаки, раздельно велосипеды, после прижима – участок, где по дороге течет разлившаяся (возможно после дневного таяния ледников) река. Два участка брода по мутной воде.

Далее едем по лесной дороге с участками луж. Но едем нормально. Затем более протяженный – второй прижим, здесь получается провести велосипеды по крупным камням – по ним есть как бы тропка. Далее опять участок лесной дороги и третий прижим – узкий проход – челночим. Сверху могут осыпаться камни, Прижим с живой осыпью и продолжением каменного навала в пойме.
После едем по дороге с подъемом – теперь она обходит все прижимы сверху. Дорога местами осложнена лужами и крупными камнями. В ее конце – крутой спуск с выкатом на Карагемскую поляну. Очень красивое место. C с поляны видна огромная гора, разделяющая долины Правого и Левого Карагема, причем с обеих сторон от нее видны вершины Маашей и Тамма соответственно долинам.
Двое участников осматривают брод через Карагем выше широкой части поляны. Решаем перенести переправу на завтра, а сегодня уже отдохнуть. Поляна пустая – туристов или местных жителей нет. Есть стационарный туалет. Обе реки – мутные, со взвесью и илом.
Ставим палатку, готовим ужин, едим и рано ложимся спать.
Ночь спокойная, без осадков.

День 5. 25 июля 2024

Утром просыпаемся в 6:00, пасмурно, но облачность высокая – видно дальнюю вершину в верховье Левого Карагема – Тамма. Готовим завтрак, собираем лагерь и выдвигаемся к заранее разведанной переправе через заросли стланика по каким-то неведомым тропинкам. Как пишут в водных отчетах по Карагему – река часто меняет конфигурацию русла из-за активных процессов снеготаяния в паводковые периоды, также русло сильно менялось из-за землетрясения 27 сентября 2003 и последующих затухающих сейсмических явлений, когда русло перегораживалось селями и оползнями.

Карагем переходим челноком – то велосипеды, то рюкзаки. Велосипеды – на лямках на спине. Вода очень холодная. Переносим все с остановкой на острове. Самая холодная вода в ключах у правого берега. Там нет тропы, хотя должна быть.

В поисках прохода выходим сначала по каменной осыпи и зарослям березы, затем среди стланика в пойму. Там вроде начинается тропика, приводящая к прижиму напротив устья Йолдоайры. Там приходится тоже челночить – особенно трудно выходить на уступ в конце – за прижимом.
Дальше тропинка идет по заваленным упавшими стволами зарослям и редколесью, чередующемуся полянами. Все прижимы реки обходятся сверху. Редко, но можно даже передвигаться в седле. Примерно через 6 километров (несколько ходок) выходим на многочисленные овраги-промоины на склоне, заросшем лесом. Тут приходит понимание, что дальнейшее передвижение одновременно с велосипедом и рюкзаком будет крайне затруднено и мы начинаем челночить.

Дотаскиваем велосипеды до р. Каноюк, там обедаем и ставим тент от палатки, куда прибираем рюкзаки, затем возвращаемся за велосипедами. С ними двигаться немного проще – они периодически дают отдохнуть плечам и спине. Особенно на полянах. Время еще есть, поэтому решаем для ускорения передвижения в следующий день сделать заброску велосипедов на реку Камрю, заодно просмотреть переправу.

В графике движения зафиксировано только передвижение бивака – местночевок, фактически по Карагему мы прошли в три раза больше.
Переправа через Каноюк – непростая. Лежит большое бревно, но с грузом по нему пройти тяжко, поэтому велосипеды переправляем чуть выше, передавая их по цепочке с левого берега на правый. Один из участников при этом перетаскивает их через узкий участок реки вброд. Остальные перешли по бревну.

До р. Камрю путь примерно такой же – лес с завалами, трудности с поисками внезапно потерявшейся тропы, промоины, сухие русла, поляны, узкие тропы над высоким крутым склоном. Велосипеды оставили на высоком склоне над рекой на правом берегу.

Место переправы осмотрели, наметили, что будет вероятнее всего навесная. В лагерь вернулись в 21:30. Поужинали и легли спать.
Ночь была спокойная, но временами накрапывал дождик.

День 6. 26 июля 2024

Утром просыпаемся в 6:30, небо ясное. Утро солнечное. Завтракаем, немного сушим вещи упаковываем рюкзаки и выходим. Дорога уже знакомая. Чуть меньше чем за 2 часа доходим до р. Камрю.
Осматриваем еще раз. Находим место переправы первого участника – по бревнам до середины реки и потом прыжок в сторону берега. С грузом так не получится, поэтому организуем выше навесную переправу – за дерево с левого берега, за большой валун – с правого.

Сильно натянуть не получается – сильно короткий остаток веревки остается, пробуем выйти из положения за счет достаточной высоты берегов. Тестовый груз переехал нормально, а вот второй участник перешел полувброд.
Затем отправили велосипеды и рюкзаки, затем третьего участника с небольшим намоканием, а потом и четвертого, он предварительно организовал систему для снятия переправы. Он намок чуть сильнее. Хорошо, светит солнце.

Полностью все работы по переправе прошли за 2,5 часа от времени прихода к реке. Перетаскиваем всё к началу найденной тропы. В 13:15 выдвигаемся дальше с рюкзаками. Запланировали переход до реки Каиндыодру. Тропа становится значительно сложнее, упавшие деревья крупнее, их больше. Начинается дождь, который вымачивает нас насквозь. Тропа часто теряется, ее приходится искать. Местами она опасно проходит над крутым склоном над рекой.

Чуть выше устья реки Караайры (левого притока Карагема), которая отчетливо выделяется широкой долиной на противоположном берегу выходим на большую поляну, где снова теряем тропу. Вынуждены какое-то время блуждать по густому заваленному лесу, прежде чем выходим на шум реки Каиндыодру. В зарослях на правом берегу находим площадку, ставим тент и готовим обед, одновременно пробуем сушить вещи.
После обеда возвращаемся за велосипедами, заодно примечаем более удобную тропу, ведь возвращаться придется уже в сумерках. Так и вышло, блуждали уже значительно меньше. Однако собрали на себя снова воду с кустов, мокрых после дождя.
Приходим поздно, ужинаем и ложимся спать.
Ночь ясная, тихая. Неподалеку шумит сильно заваленная и дикая река Каиндыодру.

День 7. 27 июля 2024

Утром просыпаемся в 8:30, небо ясное. Солнце выглядывает из-за деревьев. Завтракаем, досушиваем вещи, собираем бивак. Выходим позже из-за долгих вечерних прогулок.

Сегодня весь день челночим – таскаем сначала рюкзаки до точки в 1,5 километрах в лесу. Потом подкатываем туда велосипеды. Потом снова возвращаемся за рюкзаками и останавливаемся на сухой речке, где изначально планировали пообедать – но водоток там временный, сейчас нет воды.
Возвращаемся за велосипедами. Затем просматриваем тропу за первым ручьем и решаем, что можно перевезти вещи на велосипедах – чистый склон впереди открывал хорошую перспективу, но это удалось примерно на 400 метров, дальше – узкая осыпающаяся тропинка. Оставляем тут рюкзаки.
Робкая надежда, что во втором ручье будет вода не оправдалась. Сначала туда притащили велосипеды – через старый лесной пожар с обилием завалов, потом и рюкзаки. Так как уже пора была обедать, решили оставить тут велосипеды, и двигаться в сторону реки Нижней Каиндыодру.

Тропа плохая, теряется. Карабкаемся вверх, в надежде ее найти. Тропа должна где-то обходить прижим. Тут выходим вверх на полку и за дальним перегибом находим хорошую тропинку, которая бодро спускается вниз в нужном нам направлении. Как выяснилось позже, ранее, до пожара это было очень живописное место и называлось – Райская полянка.

На тропинке с обхода прижима (Большого уступа) встречаем троих туристов, идущих вверх по долине. У них уточняем про брод. Они на нем три дня сидели, с трудом перешли. Видно, что река их немного побила, объясняют, что не там переходили. Невнятно объяснили, где нужно перебраживать разливы Карагема. Главное – бродить нужно очень рано утром – часов в пять.
Ободренные поспешили вниз, хотя еще предстояло немного поплутать по развалам и промоинам, прежде чем вышли на пологую полку, приводящую к реке Нижняя Каиндыодру. Переходить ее решили уже в пойме Карагема, спустившись между старым сухим, промытым давним селем руслом и текущей рекой, сильно заваленной упавшими деревьями. Зато в нижней части – неглубоко и комфортно можно перейти реку на нужную сторону.

На ночёвку остановились над ручьем, окаймляющим террасу выноса на пологих каменистых площадках. Дров много, рядом есть кострище. Тут ставим палатку, готовим ужин, едим и ложимся спать.

День 8. 28 июля 2024

Утром просыпаемся в 8:00. Завтракаем и выходим за велосипедами, оставленным в русле дальнего за Райской полянкой ручья. После подъема на прижим производим разведку более удачной тропы, находим ее и забираем велосипеды. На обратном пути уже после Большого уступа можно прокатиться, но педали скручены. Отдыхаем, стираем одежду, сушимся, моемся, чиним обувь.

Руководитель обнаруживает впившегося в коленку клеща.
Ближе к вечеру проводим разведку места начала перехода через Карагем.
Ночью шел дождь.

День 9. 29 июля 2024

Утром просыпаемся в 5:00, небо затянуто тучами, немного даже подкапывает. Собираем вещи и выдвигаемся на заранее просмотренное место. В 6 утра начинаем бродить – сначала на островок прямо.
Брод – сложный, пробуем прощупать сразу два варианта. В итоге выбрали вариант – после островка, перед которым было самое глубокое место на броде – двигаться диагонально вниз на большой остров с бревнами по перекатам с умеренным течением, а затем вверх – также диагонально – и снова вниз – в излучину с родниками. Переносим рюкзаки и велосипеды отдельно за несколько раз.
На каменистой излучине левого берега завтракаем. Выходим после короткого отдыха челноком попеременно то с велосипедом, то с рюкзаком. Река здесь наваливается на берег, подмывая его, а чуть ниже упирается в старый вынос от безымянной реки. Тропы нет, пробираемся сначала краем берега над рекой, затем выходим по камням между густыми зарослями молодых деревьев на удобную площадку метрах в 300 от места завтрака.

Оттуда челночим дальше до заболоченного участка и присклоновых ручьев. Оставляем велосипеды и возвращаемся, надеясь найти другую тропу, но безуспешно. Возвращаемся к велосипедам и уносим дальше рюкзаки – до реки, безымянного левого притока Карагема. Сначала упираемся в речные выносы, которые пытаются заставить нас подниматься вверх туда, где нет тропы. Она все же идет берегом. Спускаемся сквозь плотные заросли молодняка к берегу и выходим к реке. Оставляем рюкзаки, возвращаемся за велосипедами, уже примечая тропу.

Вернувшись, обедаем. После обеда – проливает короткий дождик, нас затронуло лишь краем, но верховье ущелья затянуто плотной стеной. Заранее подтаскиваем все имущество за речку. За первую ходку проходим еще километра полтора.
На второй ходке дальше сначала идем с рюкзаками. Попадаем на верхнюю тропу, которая пытается перейти крутые промоины с сухими руслами и где-то упирается в непроходимые заросли. Проходим по лесу к реке и выходим на удобную плоскотину с остатками бивака. Чуть ниже этого места из-под камней бьет родник. Решаем тут ночевать, по найденной нижней тропе возвращаемся к велосипедам и гораздо более простым путем возвращаемся к запланированному лагерю в начинающихся сумерках. Вся тропа от брода до ночевки – сложная, с завалами. Речи о том, чтобы перевозить груз на велосипеде, а тем боле ехать, быть не может. Только челночить.
Ставим палатку, готовим ужин, едим и укладываемся спать.
Ночь прохладная, с дождем под утро.

День 10. 30 июля 2024

Утром просыпаемся в 7:00, небо ясное. Но вокруг все мокрое от дождя. Завтракаем, сушим тент, собираемся и выходим. До обеда – монотонно все – сначала катим по появившейся вдруг тропе, которая через 300 метров упирается в первый прижим. Затем серия прижимов, с обходами то поверху, то по пойменным камням, то прям с акробатическими этюдами на осыпающемся подмытом склоне, цепляясь за деревья. Местами пройти можно только применяя помощь других участников группы. Но получается более быстрое передвижение за счет того, что рюкзаки и велосипеды передвигаются часто одновременно – на спине, а велосипед катится.

Примерно через 5-6 километров такой тяжелой работы тропа забирает больше к югу, отходит от реки, становится удобной (можно даже ехать, но педали все еще скручены), входит в лес и начинает немного набирать высоту. Останавливаемся на обед перед речкой, протекающей в овражистом русле.

Пока обедаем – досушиваем тент и чиним велосипеды.
После обеда переходим речку, на другом берегу грузим рюкзаки на багажники и снова уверенно катим велосипеды в сторону уже близкой дороги. Один из участников накрутил педали на обеде и местами даже едет. Тропа выводит к избе без крыши – остаткам зимовья, но это ошибочный вариант тропы – возвращаемся на пригорок и едем левее.
Тропа переходит несколько ручьев, пересекает поляны, вскоре выходит к берегу Карагема. Там хороший бивак, а вскоре начинается и дорога. Там мы прикручиваем педали и уже едем в направлении Аргута. Дорога разная. Ныряет в овражки, объезжает рвы, пересекает речные наносы, встречаются неудобные для проезда участки песка и крупных камней, а также колеи на сырых местах. Но мы все быстрее и быстрее приближаемся к устью Карагема и повороту на Аргут.
Все ближе и ближе торец Катунского хребта с ледовыми шапками у некоторых вершин. Панорама завораживает, а дорога зовет и манит небольшим уклоном лететь к устью Карагема.

После выхода на основную дорогу – от с. Беляши до с. Аргут – сильно лучше она не становится. Выйдя в широкую долину стрелки Аргута и Карагема она перестает падать вниз, а поворачивает на юг и начинает подниматься в гору. Причем все круче и круче. Ехать становится невозможно, катим велосипеды. В этом месте дорога проходит над шумящим внизу Карагемским прорывом – сложнейшим каньоном на реке Аргут.

Воды близко нет, поэтому для ночевки мы вынуждены хорошо набрать высоту, чтобы заночевать рядом с чистой речкой. Запланировали обязательно дойти до шпильки реки Карасу. На пологих участках едем по крайней левой половине дороги – справа глубокий обрыв.

На ночевку останавливаемся в сумерках. Вода есть, ровная площадка тоже. Рядом – пустующая турбаза. Ставим палатку, готовим ужин, едим и ложимся спать.
Ночь ветренная, с небольшими осадками. Под утро – ясно, но ветрено.

День 11. 31 июля 2024

Утром просыпаемся в 7:00, небо c клочковатыми облаками. Готовим завтрак, едим, собираемся и выезжаем.
Вброд переходим два рукава реки Карасу, затем на дороге дальше еще один. Дорога грунтово-каменистая с крупными булыжниками и очень большими камнями, выступающими верхушками из полотна. Она идет поверху, то теряя, то набирая высоту, но вскоре выходит к реке – спокойной и широкой в этом месте. Долина расширяется, появляются остатки срубов и пастбища (урочище Кызыл-Аргут).

Затем начинается подъем на перевал Верблюжья Шея (Тьюмойнак), который по мере движения становится все круче – в итоге спешиваемся и закатываемся за несколько переходов. С подъема видно устье реки Коксу и как она медленно вливает свои прозрачные воды в муть Аргута.

Перед самим перевалом дорога делает зигзаг, на пологих участках которого получается немного проехать в седле. С седловины перевала открывается великолепная панорама степи Самаха, окружающих гор и долины Аргута. Появляется сотовая связь. Извещаем родственников и координатора, о том, что у нас все нормально. Перевал обходит скальные сбросы и прижимы реки Аргут.
Фотографируемся, отдыхаем и начинаем спуск. Дорога петляет, и постепенно выполаживаясь, приводит к броду через реку Онгулу. Переходим, набираем воду. Выход от воды крутой.
Следующие 15 километров дорога идет более плавно – то приспускаясь, то поднимаясь. Характер покрытия меняется – камни, грунт, песок, разбитые участки на мелких ручьях, несколько несложных бродов (р. Ашик, безымянные ручьи, р. Бара).Начинают попадаться турбазы. За рекой Бара небольшой перевал перед Беляшами.
Въезжаем в село. Заезжаем к пограничникам, регистрируемся. Они очень удивлены, что мы смогли спуститься по Карагему с велосипедами. На их памяти такого не было, хотя нам известно, правда пока без деталей) о прохождении этого участка в 2007 году.

Созваниваемся с МКК СФО, с председателем велосипедной комиссии – Андреем Басалаевым, обсуждаем с ним ситуацию с задержкой по графику из-за трудного участка вдоль Карагема и согласовываем автомобильную переброску от села Беляши до села Кош-Агач, запасные варианты уже не проходят по срокам. Все успешно.

Пограничники помогают нам найти машину до Кош-Агача, которая сможет перевести нас всех с грузом. Обедаем на детской площадке, потом грузимся в УАЗ Фермер и выезжаем в Кош-Агач.
Дорога с двумя остановками (санитарно-техническая и на пограничном посту Солонешное) занимает больше трех часов. Очень живописно меняется местность от реки Джазатор до Трахаты через перевал – от густого леса до травяных или каменистых пустошей.

В Кош-Агаче выгружаемся на АЗС, нагружаем велосипеды и через продуктовый магазин и дежурную аптеку едем на Кругленькие озера на ночевку. На ночевке растягиваем палатку за велосипеды – плотный каменистый грунт не позволяет воткнуть в него колышки. Ужинаем и ложимся спать.
Ночь спокойная, ясная.

День 12. 1 августа 2024

Утром просыпаемся в 7:00, небо ясное. Завтракаем, собираем вещи и в 9:40 выезжаем по асфальту Чуйского тракта.
Проезжаем село Ортолык с остановкой, затем на источнике Чаган-Узун (набираем воду) и к 12 часам подъезжаем к Воротам в Куектанар. На турбазе забираем оставленную для нас нашими друзьями туристами-горниками заброску. Переупаковываемся и выезжем в направлении озер.
Следом за нами идет караван лошадей с туристами. Погонщики говорят, что мы не пройдем через перевал.

Буквально через 300 метров понимаем, что вода будет нескоро, поэтому делаем остановку на обед в елово-лиственничном лесу недалеко от неработающего санатория. До речки метров 200. Пока обедаем – налетает туча с молниями и громом, идет ливень, переходящий в град. Мимо нас проходят группы прогуливающихся на озера, промокшие до нитки, но очень довольные. Некоторые спрашивают, куда мы идем. И очень удивляются ответу – «На Башкаус». Очень-очень удивляются.
Закатываем велосипеды на очередную горку по каменистой дороге, но в том месте, где она переходит в крутую тропу понимаем, что пора челночить. За три перехода переносим всё на маленькую стоянку на южном берегу озера, но пара велосипедов остается в одной ходке от лагеря. В сумерках решаем не ходить, оставляя их транспортировку на раннее утро.

День 13. 2 августа 2024

Двое участников просыпаются в 6:00, еще двое в 7:00. Первые идут за велосипедами и возвращаются к завтраку. Утро – ясное. Едим, собираем вещи, кроме тента. Под ним оставляем рюкзаки.
С велосипедами выходим в 11 часов, за 30 минут поднимаем их почти до границы леса по вполне сносной, но местами крутой тропе. С грузом их тут не прокатить. Затем спускаемся за рюкзаками. Поднимаемся к велосипедам и навешиваем рюкзаки на них. Пробуем катить.

Лес редеет, появляются поля стлаников, между которыми вьется тропинка в сторону перевала. Встречаются полянки и пара родников. Перед перевальным взлетом тропа становится круче – оставляем рюкзаки и закатываем велосипеды до следующего небольшого выполаживания – так проще вести разведку. Возвращаемся уже рюкзаками. Дальше до перевала катим велосипеды и несем рюкзак одновременно.

На седловине в 14:50. Фотографируемся и начинаем спуск в седле до выполаживания перед поросшими травой лбами сбросов. Пробуем уйти влево по теряющейся тропе, но не понятно, как она ведет до реки. Поэтому решаем спускаться круто по логу между двумя лбами.
Выходим на тропинку, по ней докатываем до речки, где устраиваем обед. Там же моемся в чистой и не сильно холодной воде.
После обеда переходим вброд реку на левый берег и местами идем, но иногда едем по тропинке между зарослями стланика. Тропинка то с камнями, то разбита лужами, то заболочена, но уверенно несколькими нитками идет вниз по ущелью.
Река в районе, где проявляются деревья, зажимается в теснину с водопадом. Ниже выходим на пастбище с зимовьем, еще дальше переходим вброд реку Узункарасу, выходим на склон, по которому по тропкам спускаемся к стрелке, где за большим навалом наша речка впадает в Верхний Ильдугем. Тут тоже остатки зимовья и даже ограждение для скота.

Тропа вдоль Верхнего Ильдугема идет левым берегом. И то улучшается, что можно проехать, то заставляет спешится. Приближается вечер, поэтому останавливаемся на ночевку на подсохших пологих мочажинках, где в углублении течет чистый ручеек.

Ночь тихая, прохладная. С выпавшей росой.

День 14. 3 августа 2024

Утром просыпаемся в 7:00, небо ясное. Все влажное от ночной росы. Завтракаем, сушимся и собираемся. Выезжаем в 09:20. Немного едем, но тропа то упирается в прижимы, то петляет по стланику с выходами крупного галечника, то путается в лесу с упавшими стволами. Через один из прижимов перетаскиваем раздельно велосипеды с рюкзаками.
Несколько раз встречаются довольно крупные строения для скота, но везде пусто. Также переходим вброд несколько левых притоков. Броды простые. Там, где нет леса – тропа неплохая. В лесу – чем дальше к Башкаусу – тем больше завалов и трудных мест.
Перед выходом к Башкаусу река Верхний Ильдугем уходит в глубокий каньон с крутыми стенами. Иногда на участках без леса видно кристально чистую реку, перемежающуюся бурлящей пеной порогов. Постепенно тропа снижается к приустьевой части, становится ровнее и чище.

На подходе к Башкаусу на его левом берегу лежат длинные тесаные стволы – это подозрительно и настораживает. Так и есть - на месте моста, моста нет. Но на другом берегу видны срубы новых быков.
Обедаем на берегу, обдумываем план и возможность переправы. На другой стороне ходит мужик и косит траву. Сказал, что реку переходят на лошадях чуть выше – под скалами. После обеда организуем переправу одного участника вброд – с шестом и на всякий случай со спасательным жилетом. Вода не ледяная, очень прозрачная, точно оценить глубину у дальнего берега – сложно.
Переправа первого удалась. Перекидываем ему бечевку, за которую он втягивает две веревки – основную и транспортную. Но ширина реки больше длины наших веревок, натянуть на удобных опорах не получается – на целевом берегу используем большой камень. На исходном берегу в два приема натягиваем полиспастом перильную веревку. Транспортировочную надвязываем куском вспомогательной бечевки.

Тестируем на рюкзаках, затем переправляем второго участника, с намоканием. Затем по уже отлаженной схеме – велосипеды и рюкзаки, затем третьего участника – с небольшим намоканием, и четвертого, который предварительно подготовил систему для снятия переправы. На переправу потратили 2 часа.
На правом берегу встаем на высокой террасе, ставим палатку, готовим ужин, едим и укладываемся спать.
Ночь теплая. Спокойная.

День 15. 4 августа 2024

Утром просыпаемся в 7:00, небо ясное. Завтракаем, собираемся и выезжаем в 8:50. Через 10 минут по дорожке-тропинке подъезжаем к реке Артлаш. Переобуваемся и перебраживаем ее. Вода холодная, река умеренно глубокая, камни крупные.

За рекой дорожка позволяет ехать еще метров 700 – до обитаемого зимовья. Ложную надежду на дорогу дальше подает автомобиль Нива у зимовья. Дороги дальше нет – тропа идет и вверх, и вдоль берега. Последняя немного лучше. Пробуем ехать по ней, но упираемся в упавшие деревья. Тут же есть крутой возврат на верхнюю тропу. Поочередно поднимаем туда велосипеды и рюкзаки.
Далее еще 5 километров тропа непростая, едем-идем сначала полого, потом дважды высоко поднимаясь над прижимами и наконец приходим к перевалу, где по-настоящему начинается дорога, по которой можно будет полноценно ехать. Тут повязаны ленточки, невдалеке стоит Нива.

Отдыхаем на перевальчике. Немного ремонтируемся. Потом начинаем спускаться. Проезжаем несколько ферм, дорога то приподнимается, то спускается, попадаются лужи. Дорога преимущественно грунтовая, иногда попадаются крупные камни.Примерно через 7 километров по мосту переезжаем реку Йолду, и наша дорога примыкает к грунтово-каменистой дороге Саратан-Язула. Перед мостом – слева видно каньон Открытый с бурной водой. Перед ним стоят вероятно недавно приехавшие на сплав водники с катамаранами.
Качество дороги на Саратан улучшилось, подъемы и спуски на ней стали более плавными, но все равно периодически встречаются то лужи, то гребенка. Но ехать – это здорово. По дороге проезжаем очень красивые пейзажи. Дорога объезжает верхом Саратанский каньон с водными препятствиями 5 кт.
Через 18 километров от свертка на Язулу въезжаем в село Саратан. Там заходим в магазин – мы поиздержались по мясным запасам. Выбора немного, приходится брать, что есть в наличии в маленьком сельском магазине. Но тут работает оплата по картам, есть сотовая связь. За селом на берегу Башкауса обедаем.

После обеда выезжаем в сторону Улагана. Дорога вьется по правому берегу и после целебного источника Азалу взбирается на Саратанский перевал – обход прижимов выше и ниже устья левого притока Башкауса – реки Юлючар. Первая седловина обманчива – далее следует еще несколько подъемов и спусков, прежде чем дорога начнет спускаться в широкую долину.
За рекой Малый Улаган неожиданно уложен протяженный участок новейшего асфальта. Мелочь, а приятно. Странно, что он заканчивается до домов – табличка Улаган стоит далеко – сразу за мостом через Малый Улаган.
В селе заходим в магазин, планово закупаем продукты (консервы) в супермаркете. Хлеб берем в другом магазине – ближе к вечеру его нужно поискать еще. После покупок устремляемся дальше – в сторону пос. Балыктуюль.

По поселку и дальше на север – также уложен новый асфальт он идет, немного не доезжая до моста через реку Большой Улаган. Как только начинается гравийка – сразу к ней присоединяется пыль от проезжающих машин и дефекты дорожного полотна – гребенка и плохо отгейдерованные или не укатанные камни. Через пару километров решаем свернуть по долине Большого Улагана на северо-восток по проселку и уже заночевать в лесочке, которые присмотрели в полутора километрах от трассы – на берегу реки Балыктуюль.
Место сносное, но есть мусор. И воду из реки нужно обязательно кипятить. Ставим палатку, готовим еду, ужинаем за столом. Ложимся спать. Ночь умеренно прохладная. Перед отходом ко сну отметили выпавшую росу.

День 16. 5 августа 2024

Утром просыпаемся в 6:30, небо слегка пасмурное, высокая облачность, но вскоре проглядывает солнце. Завтракаем, собираем лагерь и едем мимо Балыктуюля по грунтовке вдоль реки Большой Улаган. Не сразу попадаем на пыльную дорогу, а только через 8 километров, но зато пропускаем Пазырыкские курганы.

На дорогу выезжаем с примыкания грунтовки. Сразу становится некомфортно – пыль от машин, средние камни и неудобные не укатанные участки, та же гребенка, только под грифом «Свежий ремонт».
Дорога часто сбрасывает и набирает высоту. И так на протяжении примерно 12 километров. Делаем две остановки – километра через два за поворотом на Тужар и на полке с видом на озеро Учкёль. Дорога утомляет набором высоты. Здесь она переваливает через Улаганское плоскогорье. Зато дальше – в основном хороший спуск.

Доезжаем почти до перевала Кату-Ярык. Долина Чулышмана чуть приоткрывается, но начинается дождь. Решаем переждать его и заодно пообедать в кафе. На перевале и окрестностях много туристов.
Спуск с перевала начинается через полтора километра. Едем вниз с тормозами, не разгоняемся. Крутизна для спуска приличная, но не вызывает дискомфорта. Останавливаемся на поворотах для просмотра дорожной ситуации. Снова начинается дождик. Спускаемся до низу, на последнем зигзаге – перевернутый УАЗ.

Внизу перевала – большая турбаза, много туристов. В виду начавшегося дождика некоторые пробуют уехать. Видели, как одну из машин на тросе наверх затаскивает трактор. Возможно, не рассчитали возможности машины на крутой подъем забраться. Мы фотографируемся и с ветерком едем вниз по долине, выбирая наиболее комфортную полосу, так как покрытие не лучшее.
Пролетаем 10 километров, прояснивается. Любуемся чистым, зеленоватым из-за глубины Чулышманом. Мимо проезжает группа велосипедистов.

Здороваемся. Дальше отдыхаем на мосту через р. Итукая, потом за турбазами в районе впадения р. Чульча, потом на р. Алтыгыко, затем неподалеку от оз. Юлу.
Вскоре переезжаем небольшой перевал через плечо г. Айрыкая и подъезжаем к мосту через Башкаус. Тут он есть. Фотографируемся и едем дальше. На ночевку останавливаемся на протоке рядом с островом Малый Кызылтал. Площадка хорошая, но появились комары.

Ставим палатку, ужинаем и ложимся спать. Ночь теплая. Без осадков.

День 17. 6 августа 2024

Утром просыпаемся в 6:00, небо затянуто. Видно, что ниже по долине или дождик, или туман. Но вскоре – все проясняется.
Выезжаем в 8 утра. Дорога каменистая, разбитая. Все хуже и хуже. Чуть раньше 9 часов въезжаем в Балыкчу. Фотографируемся. Магазины еще закрыты, но открыто кафе. Пьем чай, покупаем выпечку на паром, подзаряжаем электронику.
В 10:00 выезжаем в направлении мыса Кырсай, откуда уходят паромы. В одном месте путаем дорогу, но благодаря бдительности навигатора возвращаемся на правильный путь. В 10:40 приезжаем на южный берег Телецкого озера. Туда дорога по качеству такая, что на велосипеде получается быстрее чем на машине.
Вскоре приходит первый паром, за ним и остальные. Договариваемся с паромщиком. Нас берут. После разгрузки строительного железа нас приглашают на посадку. Ставим велосипеды на корму, сами сначала устраиваемся там же, под навесом на деревянных креслах. Отчаливаем в 11:50 – первыми. Перекусываем, затем любуемся видами, замерзаем на бодрящем ветру и постепенно перемещаемся в кают-компанию, где благополучно пережидаем дождь во сне.

Просыпаемся уже на подходе к северным пристаням. Гадаем – куда же причалим. В итоге причаливаем в Йогаче в 17:06. Выходим на берег после машин. Грузим велосипеды рюкзаками и едем в кафе – обедать, потом в магазин. Потом через мост через Бию на правый берег – в Артыбаш.
В 18:20 выезжаем из Артыбаша в 18:20. Дорога – асфальт, ровная. Останавливаемся после Кобыровского порога – красивый вид на Бию и на нижнюю часть порога с барашками.

Отъезжаем, и почти сразу начинается дождь. Поэтому руководитель предлагает остановиться на ночевку неподалеку – на свободном биваке на берегу.

Ставим палатку, готовим ужин. Купаемся даже – вода приятная. Ужинаем и ложимся спать. Ночь теплая.

День 18. 7 августа 2024

Утром просыпаемся в 8:00, немного пасмурно. В 09:30 выезжаем. На подъеме над порогом Щеки начинается дождь. На въезде в Кебезень фотографируемся, за Кебезенем – уже все сухо, делаем там короткую остановку, потом смотрим порог Сарыкокшинский – перед устьем реки Сарыкокша. Дорога ровная, но местами есть разбитые участки, а есть отремонтированные.

Вторая и третья остановки – через 10-12 км. Третья – на свертке на Горно-Алтайск в Вехнебийске. Перед Верхнебийском дорога часто и много набирает высоту и сбрасывает, обходя Тулойский бом. На следующей остановке решаем, что за устьем реки Тондошки на берегу Бии устроим обед.
Так и сделали – съехали по проселку с трассы и на высоком берегу с лесополосой приготовили горячую еду. Светит солнце, тепло, хорошо.
Выезжаем с обеда на трассу в 14:45, проезжаем деревню Санькин аил, за которым снова небольшие горки на дороге, и в итоге въезжаем в последний населенный пункт нашего маршрута – село Турочак. Тут также посещаем супермаркет, в котором на удачу попадаем на окорочка-гриль. Кроме них еще берем немного продуктов, нужных для ужина-завтрака.
Пока закупаемся, небо затягивает густая свинцовая туча. Стараемся выехать из Турочака, но останавливаемся в лесу на окраине, где нас застает проливной дождь. Но мы сидим под тентом и наслаждаемся горячей курицей – на полдник – мечта руководителя.

Дождь сходит на нет. Мы возвращаемся на мокрую дорогу. Так как едем достаточно быстро – вода летит из-под колес. Проезжаем мост через реку Лебедь. Там фотографируемся и едем дальше в сторону утеса Иконостас. Дорога – нормальный асфальт, постепенно подсыхает.

Прямо под скалой – стоянка слишком посещаемая, проезжаем чуть ниже – занято, выезжаем через поле – занято, проезжаем на самую дальнюю стоянку в углу луга. Там есть и кострище, и спуск к воде. Ставим лагерь, готовим ужин, моемся в реке – вода приятная.

Ночь теплая, без осадков

День 19. 8 августа 2024

Утром просыпаемся в 8 часов. Водитель приезжает к 10 часам прямо на поляну. Мы успеваем собрать лагерь, помыть и погрузить велосипеды в прицеп. Выезжаем в 11 утра, в Бийск приезжаем чуть позже 13 часов. Вечером садимся на поезд, решив все вопросы с помывкой, питанием и едой в поезд. Маршрут окончен.
Материал подготовил Хренков Антон
Поделиться статьей можно в социальных сетях: