Горы Севера.
Велопоход по Кольскому (2023)

18.07.2023 - 28.07.2023

Участник премии "Веломаршрут.ру '23"

Велопоход по Кольскому полуострову

Минуя Колу

До станции прибытия оставалось ещё пару часов. За окном поезда ярко светило солнце, погода обещала быть хорошей.

— это всё рекламная компания, завлекает вас Кольский. Сказала бабушка сидящая напротив нас в отсеке.
— погода у нас нестабильная. Добавила она и как мы выяснили позже, оказалась права.

Поезд медленно въехал на вокзал города Кола и вся наша команда, состоящая из пяти человек, выгрузилась на узкий перрон. По-быстрому собрали велосипеды и двинули на местную набережную, любоваться Кольским заливом.

Набережная оказалась совсем новенькой, видно что всё благоустройство проведено недавно, поставлены лавочки, арт-объекты, спортивные площадки, беседки для барбекю. Можно жарить шашлыки с красивыми видами на залив. Здесь же в городе закупились продуктами из Пятёрочки, на первые дни пути.
На выезде из Колы столкнулись с длинным и крутым подъёмом, но заехали в него довольно шустро, благо силы ещё не успели растратить. Сразу же потянулся частный сектор, а затем СНТ перемежающиеся с небольшими посёлками, эдакий дальний пригород Мурманска. Где то посреди леса показалась то ли военная часть, то ли ещё какой-то охраняемый объект. Под щелью ворот просочилась собака и принялась сопровождать нас, то отставая, то убегая вперёд. Пришлось поймать псину и вернуть домой, побоялись, что так и будет бежать за нами, до самого Оленегорска.

Подъезжая к посёлку Магнетиты, свернули на очень живописную песчаную дорогу, окружённую соснами. К сожалению замечательные пейзажи длились недолго и впереди показался пыльный карьер, а затем и сами Магнетиты, там мы собирались купить мороженого. Увидев из далека заброшенное здание, где судя по картам должен быть магазин, я было расстроился. Как оказалось зря, магазин работал, несмотря на ветхость самого дома, где похоже давно никто не живёт.

Ближе к вечеру небо затянуло тучами, и нас немного прополоскало дождём. Всё как и обещала наша утренняя попутчица. Дорогу преградила река Кица, пришлось выезжать на трассу, что бы добраться на другой берег. Позже выяснилось, что мы напрасно корячили велосипеды через отбойник, Кицу в этом месте можно легко перейти вброд и собственно у этого брода мы расположились на поздний обед. Андрей предложил встать на стоянку, но нам нужно было проехать не менее сотки, а за спиной была только половина пути.
Объезжая крупные камни, торчащие из асфальта (нормальное для этих мест явление), добрались до посёлка Песчаный. Прокатились по улочкам. На данный момент все дома кроме одной пятиэтажки заброшены. В ней ещё живёт несколько семей. Немного позже попетляв лесными закоулками, мы выехали на трассу Кола и почти весь оставшийся путь мчали по ней. Собственно до этого мы ехали параллельно, между трассой и одноимённой речкой.
На ночёвку остановились на берегу Колозера, на стоянке оборудованной лавками и столом, с хорошим видом на водную гладь.

По дороге встретились местные:
-здесь недавно видели медведя, не советуем становиться лагерем. Сказал один из парней, сидевший в машине, выехавшей навстречу из леса.


Время близилось к двум ночи, но на улице было всё ещё светло, полярный день давал о себе знать.

Дорога в Хибины

С утра мы оказались в Оленегорске. Думали закупиться мясом для предстоящей днёвки, но решили, что слишком уж далеко тащить. Путь предстоял непростой.
На выезде из города, часть группы куда-то отстала, пришлось дожидаться их на разворотном кольце. Пока ждал, немного прогулялся по лесу, ни ягод, ни грибов не обнаружил, то ли ещё не сезон, то ли засушливое лето сыграло свою роль.

После Оленегорска двинулись в сторону железнодорожной станции «Ягельный Бор». По дороге увидели возвышающиеся над тайгой отвалы Комсомольского карьера. Официально туда заходить нельзя, однако мы всё же глянули одним глазком, подобравшись к нему со стороны леса. Карьер как карьер, ничего примечательного. Работают экскаваторы, грузовики увозят руду. Здесь же недалеко наткнулись на самопальную мототрассу из покрышек и валунов.
- Наверное с карьера воруют. Предположил Саша происхождение шин.
Проехав ещё немного лесными тропинками оказались на железной дороге. По этой ветке нам предстояло добраться в Хибины. Вблизи полотна показался выход к гигантскому озеру Имандра, прошёлся по тропинке, немного постоял на берегу, любуясь на водную гладь. Где-то вдалеке, в туманной дымке уже виднелись горы.

Основная опасность сего мероприятия заключалась в том, что дорога однопутная и с какой стороны ждать поезд неясно. Приходилось постоянно вертеть головой, оглядываться, оказалось, что приближающиеся поезда почему-то совсем не слышно. Местами шли прямо по шпалам, но кое где появлялась тропинка и мы сворачивали на неё, тут уже можно было ехать. Почти добравшись до поворота в лес, поравнялись со стоящим на путях пассажирским поездом. Машинист выглянув из кабины пригрозил нам полицией, если мы и дальше будем двигаться по железной дороге. Затем, наверное поняв абсурдность своих слов, смягчился, сказав что в ближайшие 40 минут встречки не будет и мы успеем проскочить мосты. Так и произошло.

Тропинку в лес мы чуть было не проехали, со шпал она не очень заметна. Минут через 15, свернув с тропки на лесную дорогу, встретили медведя. Мишка что-то увлечённо искал в кустах, но заметив нас, секунд 10 вглядывался, затем испугавшись рванул в лес. Больше мы его не видели.
Дорога типичная для Кольского, местами затопленная, местами в камнях, но всё же по большей части проезжаемая, ближе к вечеру привела нас к уже знакомой стоянке неподалёку от посёлка Имандра. Здесь и расположились на ночёвку.

С утра накрапывал дождь, небо по-прежнему было в тучах. По старой кунской дороге долетели до безымянного озера, с красивым видом на Хибины. Водоём сильно обмелел, по сравнению с позапрошлым годом. Перешли в брод Бассейную Куну, воды в ней так же поубавилось. После обеда встали на полуднёвку на озере Гольцовое, я съездил на базу спасателей, закупился пивом и снеками. Почему-то мне казалось, что база находится совсем рядом, но в итоге накатал километров пятнадцать. Горы позади озера затянуло туманной дымкой, по водной глади стучали капли дождя. Радовало, что на этот раз мы взяли с собой большой тент, так что от непогоды особо не страдали.

Южный Рисчорр и прочие развлечения

К нашему счастью погода на следующий день наладилась, а значит подъём на перевал Южный Рисчорр точно должен был состояться. Покидать Гольцовое не хотелось, это озеро одно из моих любимых мест на Кольском, однако впереди ждали приключения, и мы преодолев Царь лужу, выбрались к базе спасателей Куэльпор. Немного погуляв по территории стали выдвигаться к перевалу. По дороге заехали на фонтан и водопад Рисьйокский (ранее известный как Красивый). С вершины водопада открываются прекрасные виды на лес и горы вдалеке.

По мере продвижения деревья сменились кустами, а затем тундровой растительностью. Дорога казалась очень долгой, но в конце концов мы оказались у подножия. Я ожидал чего-то более серьёзного, в живую же подъём выглядел совсем нестрашным. Тропа хорошо просматривалась, где-то вверху виднелись пешеходники, бойко топающие по камням.


Андрея и Пашу вид перевала всё же вогнал в некое уныние, лезть наверх им явно не хотелось. Пообедав начали подниматься, пришлось челночить, поочерёдно затаскивая вверх то велосипед, то баулы. Где-то вдалеке виднелась оставленная нами база, отсюда она была еле различима среди леса.
Подъём занял намного меньше времени чем я думал, довольно шустро мы забрались на седло перевала. Однако, оказалось, что это не всё, оставалось подняться на плато по очень крутому склону. Эмоции остальных участников, узнавших об этом, бесценны. Андрей до последнего не верил, думая что это шутка. Саспенса добавляла гроза, заходящая со стороны Умбозера. Первым затащив рюкзак наверх, я мягко говоря был в шоке. Тропы снизу не видно, камни под ногами постоянно сыпятся, уклон такой, что впору ползти на четвереньках. Спускаясь за велосипедом всё же увидел тропинку, сверху она просматривалась лучше. В общем и целом это было самое сложное мероприятие за всю мою походную деятельность.

Недалеко от перевала находится озеро Академическое, красивый вытянутый водоём, окружённый снежными шапками. Какое-то время позависали у него, любуясь видами и тундровой растительностью вокруг. Почему-то именно местная флора мне очень запомнилась, эти карликовые цветочки и мхи особенно зацепили своей простой и незатейливой красотой.
Со стороны обратной от озера виднелись обрывы соседних вершин, частично покрытые снегом. Мимо медленно плыли облака. В горах я был впервые и эти пейзажи надолго врезались мне в память.

Стоять было прохладно, вечерело, и было большое желание до заката спуститься в лесную зону на заранее присмотренную стоянку. Дорога вниз была довольно странной, иногда казалось что едешь вверх, хотя Гармин уверенно показывал отрицательный уклон, а велосипед нёсся своим ходом на хорошей скорости. На пути встретился снежник, а дорога куда-то пропала. Немного попетляв ища верный путь, мы всё же перешли по снегу в ближайшем удобном месте. Хибинские крутые спуски сыграли с нами злую шутку, на перевале Куропачий Андрей летя на полной скорости порезал себе покрышку. Хорошо, что была запасная. В дальнейшем у Печенги меня постигнет та же беда, поэтому в итоге пришёл к выводу, что в походных условиях лучше не носиться сломя голову по каменистым дорогам.

Достигнув вершины горы Рыпнецк увидели, что мы не одни в этих диких краях, где-то вдалеке светили фарами джипы. Ранее мы уже встречали их на старой Кунской дороге. Солнце постепенно садилось, на западе разными красками разливался закат, багрово-лилово-красно-оранжево-жёлтые тона раскрасили небо над горами. Такую красоту редко увидишь в обычной жизни.
Стоянка у реки Каскаснюнйок оказалась не занята и мы недолго думая разбили здесь лагерь. Уже по заведённому порядку пошёл дождь, но тент по-прежнему защищал нас от погодных невзгод.

Утро было хмурым, дождь закончился, но вот температура оставалась низкой. Брод речки здорово взбодрил нас ледяной водой, а ведь впереди предстояло перейти залив у мыса Литт, где воды ожидалось по пояс. К середине дня выбрались на берег Умбозера. Озеро поменьше Имандры, но и здесь водная гладь простиралась до горизонта. Где-то вдалеке виднелись Ловозёрские, покрытые тучами. Зрелище впечатляющих масштабов. Дальше пошла череда водных препятствий и наконец мы оказались у мыса Литт. Изначально была мысль переплыть на надувной ватрушке, захваченной с собой, но джиперы, стоящие лагерем на другом берегу, показали удобную траекторию для брода. Решил переходить с утра, однако по настоянию Кати всё же перемахнули брод в тот же вечер. Вода на удивление оказалась приемлемой температуры, а глубина была максимум по грудь. Здесь же на косе встали лагерем, я попытался развести костёр, но сделать это в таких сырых условиях довольно сложно, поэтому бросив бесплодные попытки отправился спать.

Коса на мысе Литт оказалась довольно уютным местечком, поймал себя на мысли, что в будущем было бы неплохо почилить здесь несколько дней.

Туманы Ловозёрских тундр.

Следующий день запомнился разве что бродом реки Сура. В отчётах пугали сложностью его прохождения, но нам повезло, из-за низкой воды довольно быстро перешли реку. В остальном просто катили по лесным дорогам (если их так можно назвать), постепенно удаляясь от Умбозера. Думали встать на днёвку у озера Сикир, но в итоге решили поехать в Ревду и там устроить полуднёвку в местном лесопарке. Городок довольно серенький, единственное чем запомнился, так это отсутствием томатов в магазинах, никак не могли купить их на ужин. Да утренним гимном, доносившимся с местной зоны.

Недалеко от города расположился ГОК, откуда и начинается дорога в Ловозёрские. Чем выше мы поднимались, тем больше сгущался туман, стало ясно, что виды с перевала Геологов нам не откроются. Сверху туман превратился в непроглядное марево, на краю перевала скалы просто обрывались в белой пелене, откуда-то снизу летели капельки воды. Был удивлён автотуристам снующим вокруг, не знал, что сюда можно доехать на машинах. Отличительной особенностью Ловозёрских оказалось почти полное отсутствие растительности, кругом лишь чёрные камни. В Хибинах природа была более цветастой, здесь же создавалось впечатление нахождения на карьере. Лишь иногда попадались снежники, немного красноватые от живущих здесь бактерий, да какие-то железяки- наверное в своё время тут активничали военные. Примерно за 8 часов дошли до спуска, именно дошли, ехать невозможно, так как дорога состоит из немного прикатанных камней довольно большого размера. Ещё час на спуск и мы оказались в долине реки Тавайок. Удивлён как здесь раньше ездили на авто, спуск очень крутой, даже просто идти сложно, хотя конечно дорога могла деградировать за годы запустения. Где-то на спуске у моих ботинок отвалилась подошва, пришлось дальнейший путь преодолевать в кроксах. Это не первая жертва Кольскому, в прошлом походе приказали долго жить телефон и видеокамера.

Ночевать остановились на уже знакомой по прошлому походу поляне, у речки Сенгисйок.

Интересности Кировска

Практически весь день ехали по насыпи заброшенной железной дороги. Местами насыпь размывается ручьями, хотя два года назад такого не было. Ещё немного и её смоет, сделав велотуризм в здешних краях невозможным. В основном наслаждались лесными пейзажами, но в паре мест открылись прекрасные виды на Умбозеро и устье реки Кица. Вечером встали на стоянку у речки Умба, похоже, что здесь стапелятся водники, поляна довольно обширная и утоптанная. Река довольно живописна, даже захотелось сплавиться по ней.
Вечерело, и хоть полярный день уже закончился, было светло, белые ночи приняли эстафету.

-Я хочу заселиться в квартиру - cказала Катя, когда мы въехали в Кировск. По изначальному плану мы должны были ночевать на озере Малый Вудявр, и только на следующий день заехать в жилье. На нашу удачу хозяйка согласилась заселить нас на сутки раньше. Привели себя в порядок, после чего ребята отправились в музей камня, а я на поиски новой обуви. Ботинки в итоге удалось купить только в Апатитах, в Кировске с нормальной обувью туго. Вечером прогулялись по местному парку. Впечатление осталось немного странное, парк ухожен, но большая часть деревьев это низкорослые, кривые и косые северные берёзы, смотрятся необычно.

Следующим днём дошли до заброшенного вокзала, монументального здания сталинской архитектуры. Постройка впечатлила своими размерами, странно, что для такого маленького городка построили такой большой вокзал. На фасаде здания современная графика, это приезжие художники разукрасили его своим творчеством. Выглядит вполне органично. Ближе к вечеру посетили ресторан «Хибины в тарелке», заведение неплохое, довольно обширное меню, красивая обстановка, но нет безналичной оплаты.

На третий день нахождения в Кировске прокатились на подъёмнике к ресторанному комплексу Плато. Местный бар не впечатлил, но виды с площадки открываются красивые, вдалеке видны Апатиты, Титан и собственно сам Кировск. Долго зависать здесь не стали, ведь уже вечером у нас был обратный поезд из Апатит.

Замыкая круг

Поезд медленно тронулся с перрона, увозя махающих в окно ребят домой, в Тулу. Я же поправив баул и вбив в навигатор маршрут, покатил в сторону озера Имандра. Изначально планировал там заночевать, но в итоге просто поужинал на берегу и двинулся в путь. Одному ехать скучно, поэтому включил аудио рассказы с ютуба, они всегда здорово скрашивают дорогу. Примерно к полуночи был на заправке в Мончегорске. Выпил стакан паршивого кофе, начинало потихоньку клонить в сон. Виды вокруг напоминали картины пост-апокалипсиса, кругом всё серое и пустое, над грязными озёрами кружили птицы. По мере удаления от Мончегорска природа стала брать своё и вдоль обочин потянулись деревья и тундровая растительность.

Наконец к пяти утра добрался до Оленегорска. Очень хотелось спать и так как до электрички оставалось ещё четыре часа, разбил палатку в лесу недалеко от станции. Сквозь сон слышались стуки дождя о тент, погода в очередной раз испортилась.

Спустя два часа пути, я снова оказался на перроне города Кола, месте откуда начинался наш поход пару недель назад. Доехал до уже знакомой мне набережной, нужно было отдать в кафе повербанк на зарядку. После двинул ставить лагерь на мыс Крестовый, местную лесопарковую зону. Мне предстояло провести здесь сутки в ожидании Ромы, который уже трясся где-то в поезде. С ним мы планировали отправиться в велопоход по полуостровам Средний и Рыбачий, но это уже совсем другая история.

Итоги в одной картинке

Материал подготовил Салтыков Евгений
Поделиться статьей можно в социальных сетях: