Велопоход по Дагестану (2023)

14.07.2023 - 20.07.2023

Участник премии "Веломаршрут.ру '23"

Велопоход вдоль Каспийского моря

День 1. 14.07.2023. 66 км.

С утра время тянулось очень долго. Не хотелось уезжать из прекрасного дома, в котором жили 3 дня после первого похода. Гостеприимство жителей Дагестана поразило радушием хозяев, тёплым отношением и искренним пожеланием прекрасного дальнейшего путешествия.

Наконец, выехав со двора и снова оказавшись в седле велосипеда, чувствовался "дух свободы" и манящее желание катиться на встречу приключениям. Промчавшись по уже знакомым улочкам Избербаша выехали на федеральную дорогу Кавказ. Наш путь лежал на юго-восток.

Трафик на трассе был средний, от мчащихся мимо нас фур обдувало потоком воздуха, поэтому приходилось держать крепче руль велосипеда, чтобы сохранить равновесие. Дорога в сторону Первомайского имела затяжной подъем, но к удивлению педали велосипеда крутились легко и быстро. Примерно через 6 км на обочине трассы стоял поврежденный тягач с разбитой кабиной, на дороге валялись осколки стекла и разлитое масло. Скорее всего, ночью или ранним утром на этом месте произошла авария. Нам пришлось объезжать машины по обочине справа. Примерно через 1 километр подъем закончился, но путешествие по трассе стало более насыщенным, так как дорога из трёх полос сузилась до одной. Приходилось концентрировать внимание на движении автотранспорта вдоль опасного участка.

Наконец, доехали до поворота на Первомайское. На этом перекрёстке мы были 3 дня назад, когда возвращались из похода 2 КС по Дагестану "Через горы к Каспийскому морю", но сегодня погода была прекрасная, в отличие от того дня, когда мы были здесь ранее (тогда шёл дождь).

Немного отдохнув в тени автозаправочной станции, поехали дальше по трассе. Примерно через 2 км дорога опять была огорожена знаками - велись дорожные работы. Но, в отличие от прошлого участка, здесь движение было организовано в одном направлении. Преодолев этот участок через несколько сотен метров, мы свернули с трассы налево и по асфальтовой дороге двинулись в сторону Инчхе.
Машин стало значительно меньше, а дорога уже. Катилось приятно и легко. Проехав село, асфальтовое покрытие сменилось на укатанный песок с гравием. Становилось жарче и катить стало тяжело. Через час пути чувствовалась усталость в руках из-за того, что руки были постоянно напряжены из-за дороги. Справа, от дороги стоял экскаватор. Остановились у него, чтобы передохнуть и попить воды. Но остановившись, приняли решение пообедать. Так как воды было мало решили приготовить салат. На обед ушло минут 40. Витамины E, B, C предали силы, и мы покатили дальше под летним южным зноем.

Через 1 километр наш путь преградила река Гамриозень, которую мы пересекли вброд. Встречный ветер мешал нашему движению так как его скорость была выше, чем наша 29 км/ч.


Преодолев 44 км, мы свернули на поле и покатили по укатанной сухой земле. Через 2,5 км колея. Колёса наших велосипедов катили по укатанному щебню, через 4 км дорога сменилась на асфальт, мы заехали в посёлок Джемикент.
Далее была река Улучай, через которую был единственный путь - по мосту. Мост расположен на федеральной дороге "Кавказ" на которую нам пришлось выехать снова.

Промчавшись по трассе, мы снова свернули налево и по дороге плохого качества, поехали в сторону Каспийского моря. Солнце уже едва касалось горизонта когда мы доехали до горячих источников, рядом с которым поблизости была нефтяная скважина. Людей, купающихся в горячих источниках было мало. Тёплая вода из источников самотеком стекала по каналу в Каспийское море. Мы катили по полевой дороги вдоль канала. В один момент заметили, что в канале водятся красноухие черепахи.
Остановились на ночлег на берегу моря, когда солнце уже скрылось за горизонт. Поужинав мы легли спать под шум морского прибоя. Нам нужно было хорошо выспаться, чтобы набраться сил.

День 2. 15.07.2023. 56 км.

Подъём в 6 утра. Даже в такое ранее время суток было жарко и ветрено, температура +27С. Решили искупаться в море, так как ночевали в прибрежной зоне, но оказалось, что путь к морскому берегу, преграждает канал с водой, бегущей из горячих источников. Вчера мы катили вдоль этого канала до побережья. Чтобы пройти к морю необходимо перейти вброд канал. Берега канала были пологими, глубина около 15-20 см, чуть выше щиколотки. В воде много водорослей и коряг вода мутноватая.
Искупавшись в море мы вернулись к палатке, переоделись, приготовили завтрак и начали собираться в путь.

Во время сбора палатки треснуло одно из звеньев дуги палатки.
Выехали на маршрут 9:30, покатили по дороге из укатанного песка с мелким вкраплением гравия и ракушечника. Через 3 км. пути выехали на асфальт преодолев 18 км. Через 100 м дорожное полотно сменилось на укатанный щебень с песком. И ещё через 1 100 м дорога сменилась на укатанный песок. Встречный ветер обдувал нас, но не препятствовал движению. Через 10 км, повернули на асфальтированную дорогу, устроили обед рядом с магазином, так как время уже было 13-30. Где был источник воды, пополнили запасы воды, еды. Обед придал нам силы и мы с усердием крутили педали. 18 км по асфальту преодолели легко. После этого асфальт сменился на укатанный щебень, а ещё через 1, 5 км пришлось катить по рыхлому песку. Пляжа каспийского моря. Ехать тяжело, так как нагруженный велосипед утопает в песке. На горизонте мы увидели цель до которой ехали весь день — экраноплан Лунь. Он был едва заметен на горизонте и сливался с окружающим пляжем. Но чем ближе мы приближались к нему, тем он был чётче и заметнее. Дальнейший наш путь лежал по местному песчаному пляжу, близ села Араблинское. На пляже было очень много людей и автомобилей, которые двигались на встречу нам и в попутном направлении. Кроме того, на нашем пути было несколько бродов через ручьи, впадающие в море. Преодолев 57 км 300 м мы докатили до экраноплана лунь.
Экраноплан Лунь - шедевр позднего советского инженерного гения, единственный образец экраноплана. Доступен к посещению без платы. В скором времени вокруг экраноплана будет возведен парк «Патриот», а сам «Лунь» воздвигнут на постамент.

При посещении стоит учесть, что при сильном ветре может начаться песчаная буря.

В 19:00 встали на ночлег, на берегу моря покушали. Ветер усилился по прогнозу, был дождь и сильный ветер, мы укрепили палатку и легли спать через 2 часа, проснулись. От шума песка, который стучал по тенту палатки и начал проникать внутрь палатки через вентиляционное отверстие и замки. Сергей встал, закопал юбку палатки в песок, чтобы уменьшить проникновение песка внутрь. Спустя некоторое время, мы смогли уснуть, так как завывающий ветер стих. Тревожность и беспокойство улетучилась.

День 3. 16.07.2023 23 км вело и 8 км пешком.

Подъём в 7:00. Несмотря на пасмурную и безветренную погоду встали тяжело, так как часть ночи была бессонной из-за песчаной бури. Обнаружили, что вещи, одежда и спальники были в мелком песке, который просочился ночью внутрь палатки. Песок был даже внутри спальника и даже в волосах, он прилипал ко всем частям тела. Потратили много времени на то, чтобы собраться в дорогу. Так как долго вытрясали песок. На самочувствие отразился плохой сон из-за песчаной бури.

Выехали на маршрут в 11:00. На улице прохладно и ветренно. Температура воздуха + 27, но встречный северный ветер выдувает тепло.
С пляжа выезжали по более короткой дороге. Через 0,7 км выехали на асфальтовую дорогу близ села Араблинское. Покатили в сторону Дербента. Дорога хорошего качества. Через 10км Светлана услышала стук. Оказалось, что лопнула спица на заднем колесе её велосипеда. Спица стучала о задний переключатель и издавала неприятные звуки. Остановились у обочины дороги, убрали спицу. В 12:45 Докатили до Дербента. Заезжаем в город не по главным улицам, а по второстепенным. Дорога сменилась на укатанный щебень - старинная мощённая брусчатка. В 13:00 идём обедать в кафе. Через 30 минут катим до крепости Нарын-Кала. Начинается подъем, через 1,5 км дорога снова асфальт.

Проехав по улицам Дербента дорога сменилась на мощённую брусчатку. В 13:30 обедаем в кафе и через 40 минут продолжаем катить по старинным улочкам города. Вскоре докатили до главных ворот крепости и решили в крепость велосипеды не брать, а оставить неподалёку. Нам встретились рабочие, которые занимались восстановительными работами. Они любезно разрешили оставить наших коней рядом. И предложили присмотреть за нашими велосипедами и баулами.

Дербент и крепость Нарын-Кала

Дербент - древнейший город России. Цитадель, через которую проходил шелковый путь. Арена битв в средние века. Сохранившаяся крепость Нарьян-Кала - уникальное место, которое обязательно к посещению. Входной билет стоит всего 200 рублей. На беглый осмотр надо заложить около 1.5 ч. На месте формируются каждый час-два экскурсионные группы; стоимость - 700 рублей.

В 18:00 закончили культурно массовое мероприятие и немного пообщавшись с местными рабочими хотели трогаться в путь, но неожиданно обнаружили, что камера на переднем колесе у Светланы спущена. В покрышке был обнаружен "шпион" - колючка местного растения под названием крестец. Заменили камеру на новую и установили ниппель на спицу. Через 45 минут продолжили движение к месту ночлега по пути заехав в магазин. В 19:15 встали на ночлег. Сняли квартиру-студию, чтобы помыться и постирать вещи после песчаной бури.

День 4. 17.07.2023. 63 км.

Набравшись сил и плотно подкрепившись на завтрак мы выдвинулись в путь.
Дорога асфальтированная. Накат хороший, ехалось отлично. 25 км пролетели на одном дыхании.

В 14:50 остановились на обед в кафе "Амина". Кафе расположено на торговой площади, где продавали сувениры, овощи и фрукты. Недалеко от торговой площади, примерно через 50 метров находился плодово-овощной рынок, где местные жители продавали дары дагестанских полей. Пообедав в кафе и побродив по площади, мы поехали дальше, затратив 1 час времени.
15:50 продолжаем движение по трассе "Кавказ" в сторону Избербаша. Наш маршрут проходил только по асфальтированным дорогам: мы то мчались по федеральной автодороге "Кавказ", то сворачивали направо, проезжая по улочкам небольших городов и сёл.

Через 3.5 часа мы докатили до знакомого места - села Первомайское.
В 18:45 на спидометре наших велосипедах показывает километраж 63,7 км.
Решили ночевать на берегу моря. Мы нашли место для палатки на песчаном пляже недалеко от кемпинга. Поставили палатку и хотели искупаться в море, но на небе сгустились тучи налетел ветер и начал накрапывать дождь. Ужин приготовить не успели, так как капли дождя начали всё сильнее и сильнее стучать по тенту. Спешно спрятали вещи под тент палатки и только забрались в палатку как хлынул проливной дождь. Спустя полчаса погода смилостивилась над нами, дождь прекратился и ветер разогнал тучи. Мы достали горелку и приготовили чай. Ужинать не стали. Легли спать.

День 5 18.07.2023. 39 км.

Подъём в 07:00.
Температура воздуха +28°С,переменная облачность, ветер приятный, южный. Приготовили завтрак, поели и через 2.5 часа выехали на маршрут. Дорога с пляжа - песок с щебнем. Проехав 2,7 км, свернули направо на трассу "Кавказ”, по которой покатили до Избербаша.
Четыре дня назад мы ехали по этому участку дороги, но противоположном направлении. Катилось легко, так как был небольшой спуск с горы. Через 15 км заехали в Избербаш доехав до автовокзала. Остановились, купили шаурму и пообедали.
Центральные улицы Избербаша были знакомы и мы хорошо ориентировались в этой части города. Неделю назад в одном из местных магазинчиков мы распробовали вкус местных беляшей, которые напомнили вкус домашней выпечки. Заехали в магазинчик, где купили в дорогу беляшей. После этого продолжили путь. Через 17,7 км асфальтовое покрытие сменилось на укатанный щебень, а ещё через 250 метров продолжили путь по укатанной земле. Через 2,5 км дорожное покрытие сменилось на бетонные плиты, а ещё через 400 метров дорога вновь стала асфальтовой. Через 0,5 км выехали на укатанный щебень, по которому продолжили движение по маршруту. Дорога пролегала вдоль полей. вдалеке виднелось полотно железной дороги. По нему несколько раз проходили электрички. Вдали виднелись сёла, а ближе к береговой линии попадались войсковые части РФ. Время тянулось медленно, было ощущение, что вот вот доедем до какого-нибудь посёлка, но дорога постоянно уводила нас в поле, где среди зарослей травы кустарников и изредка попадающихся деревьев, щебетали птички и трещали цикады.

Лучи солнца пробивались через густую пелену облаков Через 33,15 км снова выехали на федеральную дорогу "Кавказ", так как другой дороги не было. Дорожное покрытие - асфальт хорошего качества. Преодолев небольшой участок трассы, мы свернули направо в небольшой посёлок Ачи. В ближайшем магазине купили продукты для приготовления ужина и побаловали себя мороженным. Световой день близился к концу. Скоро закат. Проехав по посёлку и преодолев в общей сложности 38 км мы свернули налево, дорога сменилась на грунтовую. Приступили к поиску места для ночлега. Преодолев 2 км нашли прекрасную стоянку и поставили палатку. Приготовив ужин, любовались морем, смотрели как местные дайверы ныряли с больших валунов в воду в поисках морских сокровищ. На небосклоне то и дело пролетали "стальные птицы" гудя своими турбинами. Где-то вдалеке был аэропорт, поэтому самолёты так часто пролетали над нашей палаткой, не давая нам уснуть. Шум волн, бьющихся о берег успокаивал и умиротворял. Мы погрузились в сон. Пятый день завершён.

День 6 19.07.2023 47км.

Подъем 5:45. Через несколько минут наступил рассвет. Солнце озарило нашу палатку, местные кемпинги и пляж. Чайки, плавающие недалеко от берега, то и дело выкрикивали наперебой "пиу". Скорее всего на птичьем языке это значило "вставайте".

Приготовили завтрак, поели и быстро собрались в путь. Погода благоволила: ясное небо, штиль. Весёлое, приподнятое настроение. Всё это придавало сил и помогало крутить педали по песочно-щебёночной дороге. Она вывела нас на поля, заросшие травой. По полевой дороге покатили в сторону трассы. Через 10 км выехали на асфальтовую дорогу. Перед нашим взором среди бескрайних полей вдали трассы был отчётливо виден самолёт на пьедестале.

На близлежащей территории аэропорта, недалеко Махачкалы установили авиационный памятник. Он служит одновременно и памятникам авиаторам, и ориентиром для автолюбителей, передвигающихся по федеральной трассе «Кавказ». Самолет Ту-134 установлен на постамент напротив здания аэровокзала аэропорта «Махачкала».

Через 1,5 км заехали в южную часть города Каспийска. По небольшим улочкам доехали до кладбища, миновав которое, снова оказались на старинных улочках частного сектора города. Навигатор усиленно пытался нас провезти по каким-то закоулкам, но мы выехали на центральную улицу с высокими домами, большим количеством людей и машин. Почуяв "дух цивилизации" и восхищённые взгляды местных жителей и туристов, мы с радостью рассматривали высотные новостройки, красивые парки и скверы. Город Каспийск расположен на берегу Каспийского моря, является городом - спутником города Махачкала. Молодой, очень уютный и невероятно чистый город, благодаря чему его по праву называют курортным. Большинство туристов посещает город летом.

Проехав 9 км по городским улицам мы оказались у знака "Махачкала". Это было неожиданно!! Так Каспийск прирастает к столице Дагестана.
По хорошей асфальтированной дороге мы с удовольствием крутили педали, потому что приближались к финишу нашего путешествия. Доехали до железнодорожного вокзала, где успешно закончился наш категорийный поход.

День 7 20.07.2023 23 км.

Днёвка. Решили посетить несколько музеев в самом сердце Дагестана — городе Махачкала. Позавтракали. Сели на велосипеды и выдвинулись в Центр Этнической Культуры. Центр находится на проспекте Петра Первого. Здание состоит из 2 этажей, в котором представлены экспонаты народов всего Дагестана. Были приятно удивлены то, что посещение бесплатное. Персонал очень вежливый и любезный.

Далее наш путь лежал в Национальный музей Дагестана им. А. Тахо – Годи. Но приехав на место, мы ошибочно зашли в музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» который находился в этом же здании, но в другом подъезде.

В городе Махачкале много архитектурных шедевров, но самым знаменитым считается Дом с атлантами по улице Даниялова, построенный во второй половине XIX века по заказу купца Авалова.
История этого дома, в котором расположены музеи, достойна самого пристального внимания.

В 1904 году дом перешёл во владение купца – Ивана Ванецова. Он пригласил мастеров из Москвы, чтобы украсить периметр здания скульптурами атлантов. Помимо этого, фасад, окна, фронтом богато украсили лепниной, то же самое проделали внутри помещений. Дом превратился в настоящее произведение искусства.

К сожалению, после революции в 1917 году было указание бороться с роскошью. Большая часть украшений внутри здания и снаружи была уничтожена. Специалистам удалось частично восстановить прежний облик особняка, некоторые фрагменты (чугунные перила, изразцовые печи, атланты, поддерживающие балкон) сохранились в первозданном виде.
1910-1921 годы – период, когда Дом с атлантами переоборудовали под банк. Затем в разное время внутри размещались Дагестанский революционный комитет, Дагестанский комитет КПСС. Совсем недавно здесь функционировал Минсельхоз Республики Дагестан.
Потом памятник архитектуры было решено превратить в музей. Была проведена полная реконструкция здания, приведение его в надлежащий вид. Дом с атлантами превратился в современный научно-исследовательский, музейный комплекс.

С 2013 году внутри располагаются Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи и Музей-заповедник — этнографический комплекс «Дагестанский аул».
Музей-заповедник небольшой, состоит из 7 выставочных залов, в которых представлены экспозиции элементов интерьера, утвари, орудий труда, традиционной одежды, ювелирные украшения народов, живущих на территории Дагестана. Научные сотрудники музея хранят и формируют историко-культурное единство народов Дагестана для жителей и гостей республики.
После просмотра экспозиций в "Дагестанском ауле" мы наконец-то оказались в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи. Музей большой, с множеством просторных залов и интересных экспозиций. В коллекции музея сохранились фотографии, редкие документы, книги, оружие, станки, ремесленно — прикладные изделия, древние рукописи, находки археологов, предметы декоративно-прикладного искусства, старинные исторические документы, имеющие отношение к становлению Дагестана, образцы местной флоры, фауны, живопись.

После посещения музеев поехали на рынок за подарками. А как же иначе - возвращаться домой с пустыми руками не положено. Купили магнитики, джурабы на холодную зиму, урбеч, коньяк и вино местного завода. Кинжалы не стали брать из-за лишних вопросов на вокзале в пункте досмотра.
Перед сном прогулялись до моря, где начали обустраивать набережную. Купаться не стали, так как уже начало смеркаться, и надо было собрать вещи и упаковать подарки в велобаулы, так как завтра уже поезд домой.
Вот так и закончился очередной велоотпуск.
Материал подготовил Клюкин Сергей
Поделиться статьей можно в социальных сетях: