Велопоход
"Алтай с девчонками" (2023)

31.07.2023 - 16.08.2023

Участник премии "Веломаршрут.ру '23"

Вступление

Привет с далёкого острова Сахалин! Мы – SakhTravelBike, небольшая команда велотуристов. Ходим в велосипедные походы по нашему острову, иногда выбираясь за его пределы. Об одном из таких путешествий хотим рассказать ниже.

Вообще, планировал Кыргызстан, но не нашёл сообщников для этого дела, поэтому решил еще раз поехать на Алтай. Основной целью поставил плато Укок.
Сообщники на Алтай нашлись – Оля и Катя. Маршрут был составлен на основании нескольких отчетов и с учетом «девичьего» темпа передвижения. Долгие сборы и вот мы готовы.

Дневной вылет из Южно-Сахалинска, пересадка в душном Хабаровске, через 5 часов мы в Новосибирске. Уже сидя в баре гостиницы я понимаю, что забыл получить второй багаж. А зачем? Ведь коробка с велосипедом уже получена, зачем мне сумки, палатка, спальник, коврик и прочие вещи? Благо, гостиница в двух шагах от аэропорта. Поэтому через десять-пятнадцать минут я возвращаюсь в гостиницу с рюкзаком наперевес. Забавно.
Рано утром нас забирает такси и мчим в Горно-Алтайск. Почему сразу не летели до республиканской столицы самолетом, а решили отдать 34 тысячи таксисту это отдельная скучная история, не достойная этого рассказа.

Коробки от велосипедов оставили в магазине «BixeBoard», проехав Горно-Алтайск транзитом. Там же рядом в рыбацком купили газ. Много газа, баллонов 6, наверное, по 230 граммов. Артыбаш встретил солнцем и теплом. Заночевали на базе «Светлая». Ужин был классическим - жареная картошка, прочие вредные холестериновые гадости и вкусные напитки. Велосипеды собраны. Спать.

День 1

Паром нас ждал к 5:45. Вставать в 5:00 не было проблемой, даже если лёг в 2:00. Ведь впереди ждут приключения.
На этот раз плыли на «Сапфире». Думали, что он удобнее прошлогоднего «Спрута», но не тут-то было. Велосипеды пришлось опускать в трюм. Каюта маленькая. «Спрут» в 2022 понравился больше. К полудню причалили к мысу Кырсай, встретили велосипедиста. Совсем недавно наткнулся на его видео на Ютубе - Дмитрий Воронин, канал называется Велорепортёр. Весьма вдумчивое и расслабляющее путешествие получилось у человека.

Вот она, долина Чулышмана. Чудесное место. Я здесь уже был, а вот девочки здесь впервые. Надеюсь, им понравилось. После июньского потопа дорога здесь стала еще хуже, а она и до него была не самой приятной - дробильная доска та еще. Ехали медленно, наслаждаясь красотой вокруг, в те короткие промежутки, когда не смотришь под колеса. Не доехав до села Коо около пяти километров, решили встать на ночевку. Здесь я начал понимать, что девичий темп на деле ниже чем я ожидал. Ведь по плану было проехать Коо и заночевать немного дальше. Посмотрим как дело пойдёт дальше.

Расстроил дрон. Его приложение почему-то решило выйти из профиля и теперь птичка не могла подниматься выше чем на 30 метров и улетать дальше чем на 50 метров. А первая связь появится лишь в Балыктуюле, только там смогу войти в профиль. Вкусный ужин, купание в Чулышмане и спать.

День 2.

Свежее солнечное утро и мы летим вперед. Ну как летим, насколько это позволяет дорога. На одной из баз нам предложили сварить пельменей. Не стали отказываться, и не зря. Пельмешки были бомбическими. Даже и не знаю что еще написать про Чулышман, едешь и наслаждаешься горами, рекой, водопадиками. С погодой в этих местах везет два года подряд. После обеда подъехали к Кату-Ярыку, пообедали в кафе и начали подъём на перевал. Неспеша. Пешком, конечно же. Там нет смысла мучать себя, разве что на некоторых участках. Заползли не быстро и не медленно - кто-то за 1:47, кто-то за 1:58. Наверху куча народу, киоски. С каждым годом, наверное, всего этого там будет больше и больше. Ночевать запланировали там где и в прошлом году - прям на обрыве поодаль от смотровой куда обычно ходит народ для пофотографироваться.

Еще на подъёме я заметил, что педали как-то странно щелкают. В контактных педалях я катаюсь с 2015 года и процентов на 70 я тяну. Давлю меньше. Особенно это стало заметно после проблем с коленями. Перенёс баланс на тягу.
И вот, прикатив на место лагеря, снял боты и понял, что обе пластины, в которые вкручивается шип, треснуты и готовы остаться в педали вместе с шипом. Ну что, придется толкать педали.

К вечеру народ совсем пропал и мы остались одни на обрыве с палаткой. Закатные лучи заполняли долину, оторвать взгляд было сложно.
Ночью над долиной поднялась луна. Вылезти из палатки посреди ночи в такой атмосфере было вдвойне приятно.

День 3.

Утро как в и прошлом году выдалось прохладным. Стандартные долгие сборы и в путь. Кто ездил там, знает, что сразу после Кату-Ярыка начинаются лютые качели – дорога то и дело берет круто вверх, даёт немного отдохнуть на спуске и снова заставляет крутить вверх. В целом высота набирается. Погода стояла солнечная, с неба не упало ни капли, поэтому на дорогах было пыльно. Докатили до Балыктуюля, провели в магазине около полутора часов. Телефон сам себя не зарядит. Да и разговор с пьяным алтайцем-десантником сам не поговорится. Дядька, к слову, оказался не приставучим и денег не просил. Просто поделился несколькими мыслями и пошёл искать друзей.

Кстати, тут я купил клей «Момент» и просто залил обе пластины в ботинках. На какое-то время можно не беспокоиться, что шип останется в педали при отстёгивании.


В этот день доехали до Улагана и остановились на базе отдыха «Малина», заплатив по 1000 р. с человека.

День 4.

Это утро было уже теплым и солнечным. Нас ждал Улаганский перевал. И честно, я его даже не заметил. Не знаю почему, физуха вроде та же что и в 2022.

Может причина в том, что постоянно ждал девчонок и особо не напрягался?
На вершину перевала забрались в аккурат к дождю. Благо, его вершину венчает беседка. Там и сварили обед – спагетти с чем-то, уже не помню. Кажется, это были просто спагетти с паштетом на хлебе. Что-то в этом стиле. Ну и куда без пирожков из кафе через дорогу. Жаль, что на Алтае вся выпечка жареная, хотелось печёной.

Казалось, что спуск начинается сразу с перевала, но нас ждали еще пара подъемов. Это сильно расстроило девочек, ведь я им обещал крутой спуск. Потерпите, скоро будет, но сначала Михалыч.

Кто в курсе подробностей и последствий нашего прошлогоднего визита к нему, тот догадается, что я не особо хотел туда заезжать, но дам нужно было познакомить хотя бы с колоритом и самобытностью базы. Ладно, заедем. Но ненадолго. Михалыча не было на месте, сказали, что поехал по дрова. И правда, минут через 10 он вернутся на шайтан-уазике с цепями на колесах. Парковали его всей базой, машина передвигается только чудом. Надо валит, подумал я и поторопил девочек, мол, посмотрели и хватит, пора ехать. Михалыч в это время уже успел «построить и отчитать» мужика в стиле «служил – не служил, руки из задницы». Мужику это явно было не приятно. Да и завидев нас, Михалыч в свойственной ему манере позвал на чай. Но нет, спасибо, мы поедем.
Спуск безумный. В асфальт укатали почти весь спуск к Акташу. Шёл дождь, поэтому то и дело кричал девчонкам чтобы были аккуратнее на поворотах и сильно не разгонялись.

Хотя сам пренебрег этим перед Красными воротами – влетел на мост не большой скорости, а за мостом правым поворот. Ну а тормозить на деревянном мосту то еще веселье, колесо тупо блокируется. Ну ничего, вылетев на грунт нормально притормозил, с парой заносов, прям как в детстве.

Примерно в этом же самом месте в 2014 году парень по имени Денис из группы Александра Титова, видимо, тоже не рассчитав скорость не вписался в поворот и врезался в скалу.


В Акташе зашли в Мария-Ра. Давно не видели такого многообразия вкусняшек. Аж целых 3 дня.

После того как набрали продуктов, предложил девчонкам попробовать поднять хотя бы руль моего велосипеда. Безуспешно. А загрузил я его продуктами максимально, свободного места просто не было, воды только 6 литров.
Доехали до Акташской ГЭС, обнаружили там полчища комаров, поэтому встали подальше у реки. Но и там они нас до нимали. К слову, в 2022 комаров мы встретили штуки три за три недели.

Здесь мы опробовали алюминиевую сковородку – пожарили купаты. Сковородка безо всяких покрытий, поэтому для жарки мало пригодна, разве что постоянно помешивая. Но это уже не жарка. Сковородка была благополучно выброшена уже дома на Сахалине. Взамен была куплена немного более тяжелая, но уже с покрытием. На ней реально можно жарить, проверено.
Ночевку скрасило стадо лошадей, пасущееся на поляне, и погоняемое собаками. Одна увязалась за нами чуть ли не с Акташа, а вторая прибежала с компании, отдыхающей у самой ГЭС.

Спать, завтра доехать бы до Кош-Агача.

День 5.

Я очень хотел сегодня доехать до Кош-Агача. При планировке маршрута учёл «женский темп» передвижения, но всё равно ошибся. Ехали мы значительно медленнее чем я планировал. А с другой стороны такой темп давал возможность много снимать, и на камеру и на дрон. Что я и делал. В Курае нашли обалденную кафешку на краю села. Пообедали и поехали дальше. Асфальт, Северо-Чуйский хребет, в целом очень интересные пейзажи сопровождали нас до Чаган-Узуна. Именно там и заночевали, в километре южнее от села.

День 6.

Ну сегодня то мы доедем до Кош-Агача?
Снова асфальт, но уже с верблюдами. Целое стадо. В Ортолыке девочки решили заехать к шаману. Я же, искренне не понимающий как в это можно верить, живя в 21 веке, оставил им насос и помчал в Кош-Агач. Важно было забрать сублиматы с Почты и найти базу отдыха.


Оторвался по полной, эти 14 км пролетел за 23 минуты.
У тамошней Почты, как оказалось, весьма интересный режим работы: «Поработаю сегодня до 12», сказала сотрудник почты. Хотя по расписанию до 14. Благо приехал заранее. Следующие два дня у них выходные.
Получил две коробки сублиматов, кое-как дотащил их до базы отдыха. Распаковал и ахнул, как же мы это всё поместим в наши сумки. Ведь еды на 10 дней.

Девчонки подъехали часа два спустя. Снял для них отличный домик с душем, стиралкой, баней на окраине Кош-Агача.
Сделав свои дела, принялись осматривать кучу сублиматов. С ужасом. Как оказалось зря. Наши сумки вместили и сублиматы, и крупы, и макароны, и кучу сладостей. У кого-то даже осталось свободное место. Может быть, помогло прокалывание излишне раздутых пачек и заклеивание отверстий скотчем.
Долго сидели за столом, совсем не хотелось уходить спать, а спать хотелось. Уснул только к часам к 2, а вставать в 5-6 утра.

День 7.

В путь, на Укок. Мы так думали, да. Нудный трясучий прямой участок до Тархатинского мегалитического комплекса, который, к счастью можно объехать по параллельным дорожкам в полях. На погранзаставе быстро проверили наши пропуска в погранзону и пожелали удачи. Обед готовили на берегу Тархаты одновременно под дождем и под солнцем, необычное ощущение.

Тут мы оценили сублиматы, реально классная и вкусная штука. Был супчик с куриным филе, наелись знатно.

Трясучая дорога продолжилась и после обеда, погода портилась, впереди гремели грозы и мерцали молнии. Пришлось даже постоять у стены постройки - пошёл очень сильный дождь. Хорошо, что это Алтай, а не Сахалин, дожди здесь проходят явно быстрее. Времени оставалось немного, поэтому на ночевку встали спустя километров 10 от места где прятались от дождя у стены. Спрятались от ветра как могли. Вот тут я и понял, что зря взял палатку Naturehike Mongar 2. Внутрянка, сделанная полностью из сетки, вообще не защищала от ветра. Отличная палатка для жаркого лета, но в условиях алтайского климата совсем не то.

На ужин была гречка с курицей, морковкой и другими сублимированными овощами. Прекрасно.

День 8.

Утром было еще прекраснее, ведь на завтрак был омлет с грибами от «Снедки». Мы вообще не ожидали, что будет так натурально и вкусно. Без матов с положительной окраской это было невозможно есть.

Неземные пейзажи долины Тархаты продолжились. Продолжались, к сожалению, и дожди с ветром. Мне было в целом не тяжело ехать в одной футболке и пончо, а вот девчонки во всех своих одёжках просто мерзли. Что стоя, что на ходу. На подъезде к реке Усай стало совсем холодно и мы решили постучаться в единственный на этих просторах домик.

Проживала там семья алтайцев с детьми. Пасли скот. Любезно предоставили нам целую лежанку для ночёвки. На повезло, что семья сестры хозяйки буквально вчера уехали домой в «города», поэтому лежанка освободилась.
Интересно было наблюдать за пацанами, как помогали отцу, занимались воркаутом на турниках и с гирями, как играли в карты. Понятно, что они тут живут без благ цивилизации не постоянно, а всего пару-тройку месяцев, но всё же.

Хозяева угощали какими-то молочными продуктами. Домашними печенюшками и какими-то пирожками. Конечно же, заплатили им 3 тысячи, как за обычную ночёвку на базе. Если учитывать что еще была баня, это вполне заслуженно.
Спалось тепло и спокойно.

День 9.

Очередное солнечное утро. Прощаемся, едем в сторону Джумалинских ключей. Парочка перевалов, цветочная фотосессия и вот они, рядом.
Около получаса провёл в ледяной воде крайнего брода перед источниками – искал среди камней отвалившийся шип с левого ботинка. Нашёл его, уже отчаявшись. В очередной раз прилепил его на кучу клея «Момент» и поехали дальше.

Прикатили к источникам, было прохладно и совсем не было настроя окунаться, поэтому быстро узнали где можно упасть и поехали туда. А упасть было негде кроме юрты у кафе внизу. Там и упали.
Увидев, что в юрте имеется печка, узнал про дрова. Они есть. Но их надо нарубить самому и заплатить за это деньги. Ну что же, настроение хорошее, завтра мне 33, можно и порубить.

Заплатил тысячу и под чутким надзором дочери хозяйки нарубил две вязанки дров. Девчонка лет двенадцати завалила вопросами, очень интересно ей было узнать о том, как мы живем и чем занимаемся.
Девчонки умудрились заставить себя сходить на горное озеро. Мне было лень. Я поглощал сублиматы и валялся на кровати, отдыхал.

К слову, про то, что мне завтра 33, я проговорился и хозяйке. И не зря. Вечером она принесла нам мощнейший борщ на мясе, еще и со сливками. Разогрели мы его на печке, затопленной теми самыми дровами. К ночи натопили так, что пришлось открывать дверь на улицу. К утру уже было нечего подкидывать, вставали в прохладе.

День 10.

Сегодня мне исполнилось 33 годика.
Стало очевидно, что на Укок мы не успеваем. Посовещавшись, я решил, что сходим на Теплый Ключ с пустыми велосипедами, там покушаем и поедем вниз.
Подъем интересный, самое то для отработки навыков езды по камням. Что вверх, что вниз.

Но в какой-то момент ехать становится невозможно из-за больших валунов и нагромождений их друг на друга.
Час сорок пять и мы наверху у каменного обо и озера. Конечно же, начинается дождь. Докатили до места откуда видна ниточка спуска к Калгуты. И больше ничего, облачность. Посмотрели, помечтали, пора обедать. Помню, что мне достался острый суп Харира.


Ну что, пора возвращаться. Спустились лихо, велосипеды пустые, кайф. В кафе нас уже ждал вкусный плов в честь моего дня рождения. Мы были очень рады.
Но меня не покидала мысль, что мы ничего не успеваем. Если ехать своим ходом, то до Кош-Агача пару дней в лучшем случае. Не пойдёт. Помню. Что на источниках стояло буханок штук пять. Побежал туда, зашел к мужикам в столовку, говорю, нас трое с велосипедами. Возьмете? Возьмём, конечно, 15 тысяч и возьмём. Мы согласны, через 15 минут у кафе внизу.

Бегу обратно. Разбираем велосипеды, грузимся в чудо автомобилестроения и несколько часов страдаем и переживаем за велосипеды в багажниках.
Приезжаем к тому же домику, где ночевали в прошлый раз. А никого дома нет. С помощью соседа находим связь с хозяевами и попадаем в дом.
Оказывается, Оля несколько дней везла в сумках большую банку Нутеллы, вафельные коржи и еще пару ингредиентов для праздничного торта. День рождения то планировался где-то на Укоке. А получилось частично на Джумалинских источниках, частично в Кош-Агаче.

День 11.

В кровати очень сладко спалось, но пришлось вставать. Сегодня едем в сторону озера Джангысколь. Изначально его в плане не было, так как с Кош-Агача собирались ехать по трассе почти весь путь до Горно-Алтайска, не считая Ороктойского перевала и Чемальского тракта.

Жара, асфальт плавится, едется легко.
На спуске к Чаган-Узуну завидев у обочины стоящего велосипедиста, решил подъехать пообщаться. Велосипедист оказался тёзкой. Стартовал с Красноярского края, проехал Хакасию. Тыву, Монголию и завершает путешествие Алтаем. Обменялись телефонами, условились созвониться утром и продолжить путь вместе.

Свернули в Чаган-Узун. Девчонки очень хотели на Марс. А я не хотел, ну не тянет туда совсем. Лучше схожу в кафешку поем как-нибудь вредной дряни. Так и вышло, купил какую-то неведомую штуку, то ли пирог, то ли пицца, название не помню. Еле съел. А девочки в это время ехали на Марс на машинке. Дождался их возвращения и отправились в сторону Курая.
Доехали то одного из самых фотогеничных мест на чуйском тракте – длинная асфальтовая прямая с видом на Северо-Чуйский хребет. Пофоткались и через часик были в Курае. Кинули кости в юрте с розетками и чайником. Доели остатки яств в кафе и на боковую.

День 12.

Утром звякнул тёзке, договорились встретиться у моста через Чую. Он там единственный ошибиться сложно. Теперь нас четверо. Психология группы немного поменялась, я немного отвлёкся, стало проще ехать. В отличие от прошлого года взяли ближе к хребту и не прогадали, дороги там живописнее, хоть и бродов больше. Обедали в максимально живописном месте с видом на СЧХ. А предшествовала обеду ошибка ориентирования, спустились к базе, проехали её и уперлись в обрыв, дальше дороги не было. Ну что же, возвращаемся. Сколько время? Время обеда, остаемся здесь. Лёха разбавил наши сублиматные приправки к блюдам тушёнкой, и не простой, а олениной. Вкуснятина. Вернулись на искомую дорогу и через пару бродов приехали на Джангысколь. Еще на этапе планирования своего первого ВелоАлтая это место меня особо привлекло, есть в нём что-то особенное. Ночевать здесь обязательно. Никаких отмазок. Подъехали к недостроенной юрте и закрытой на замок постройке, похожей на баню. Местный дядька на «Ниве» рассказал, что хозяина построек посадили за незаконную добычу золота. О как, будем знать. Лёха поставил палатку внутри юрты, мы же свои поставили на улице. Рядом валялось много досок, имело место кострище, поэтому был разожжён костер и сожжён мусор. И наш, и чужой. Да и вообще костров не было очень давно, нужно было помедитировать на огонь. Озеро как всегда прекрасно – как огромное зеркало. Ночь была спокойной, ни ветринки, ни дождинки.

День 13.

Утро подарило прекрасный вид на СЧХ, озарённый розовым светом. Быстрая фотосессия, запуск дрона и сборы в путь. Спустя 12 километров нас ждал дикий спуск в долину Маашей. Ехать вниз на тормозах ох как не рекомендую, либо навернетесь, либо выйдет из строя тормозная система. Внизу ждал брод аж через несколько рукавов реки. Но имея достаточную сноровку и смекалку, можно пройти по камням, бревнам и старом мостику. Обед решили сделать на огромном камне прямоугольной формы, который будто создан для обеда.
Дальнейший наш путь лежал на Каракабакские озёра. Но без велосипедов, конечно. Опыт 2022 не хотелось повторять. Поднялись к домику алтайской семьи. Сразу налетели многочисленные дети, начали клянчить деньги. Девчонка постарше выступила в роли продавца лепешек и три литра кока-колы, ей заплатил за товар, а остальным малым раздал по 100 рублей каждому, просто так.


Перекусили на смотровой с видом на горы, оставили велосипеды под деревом у домика и потопали к озёрам. Идя по тропе, искренне не понимал, как мы здесь тащили гружёные велосипеды. Особенно на участках с 30 градусным склоном и на каменистых участкам. Безумие чистой воды. Но ведь затащили и заночевали у первого озёра. Правда сил не было даже сходить на второе озеро, посмотрели на него с дрона. Знаю еще одного такого же безумного, тоже Алексей, из Томска. Тоже тащил сюда велосипед и кажется, ночевал здесь.


В этот раз мы просто дошли до озёр. Немного пофотографировались, запустили дроны и поспешили вниз, время поджимало. Озёра немного расстроили, небо было затянуло, а следовательно вода в озёрах была серой, не такой как в солнечную погоду.


К велосипедам пришли уже потемну, куда-то ехать было бессмысленно, поэтому остались ночевать на полянке рядом с баней алтайцев. Там был и стол с навесом и помещения куда спрятать велосипеды. Бонусом стала вкуснейшая домашняя сметана с творогом, вкуснее я в жизни не ел. Еще была баня. Не любитель бань, просто помылся, а вот остальные кайфанули, особенно девчонки.

День 14.

Утро началось с чудесной радуги, затаившейся на склоне и с дикого подъёма на плато в сторону Ороя. Сначала свой велосипед, потом спуск, забираю велосипеды у девочек и тащу их наверх, и так несколько раз. Отличное упражнение. Лёхе тоже приходилось помогать, велосипед у него в еврозагрузке, речи об экономии веса там и не шло, очень тяжело такую махину тащить вверх.
Выехали на плато и по болотам пошли-поехали к Оройской тропе. Там проходит тропа к Шавлинским озёрам, поэтому туристов там было тьма. Многие с удивлением смотрели на нас велосипедистов. Не часто мы здесь катаем, это правда.
Купили еще пару лепёшек и свернули вниз к Оройскому мосту. Времени на перевал Баксара и Ачик совсем не было.


Организовали быстры обед в начале тропы и пошли вниз. Тропа пешая, с корнями, камнями и сложными участками. Здесь я ощутил преимущество байкпакинга в конкретном случае, велосипед ощущался как единое целое и легко переносился через препятствия, двигался вниз я быстрее пеших туристов с рюкзаками. Это было давало возможность бегать наверх забирать сумки у девчонок, спускать их вниз и дать дамам возможность спускать почти пустой велосипед. Делал так примерно три раза. Бегал по тропе, обгоняя одних пешиков вверх, других пешиков вниз с четырьмя 15-литровыми сумками в руках. Словил какой-то кураж, мне это дико нравилось. Стоит отметить и тёзку. Ему было тяжелее всех. Тащить такую махину вниз было безумно сложно, особенно через каменные обрывы. Спустились на ночёвочную поляну почти к сумеркам. Благо рядом была питьевая вода, дрова и место под палатки. Уже и не помню что ели на ужин. Но спали крепко.

День 15.

И долго. Природа поняла, что нам нужно время восстановиться после такой жести и зарядила дождём часов до 11. Так и провалялись. Как только распогодилось, быстро собрались и отправились к мосту. И как оказалось, спуск еще не закончен, крутой уклон, скользкая грязь, благо не долго. Что-то в районе 150 р. с человека за проход по мосту. На мосту не за что держаться руками и он шатается, переходить строго по одному. Но пешикам с противоположной стороны об этом никто не сказал, и они пёрлись по несколько человек, раскачивая мост. С велосипедом это было неприятно. Ведь если падаешь в Чую, дальше идут пороги, там шансы выжить малы, мне кажется.

Выбрались на правый берег реки, и помчали до Чибита. Дорога идёт вниз, скорость высокая. Я даже не заметил, как потерял из кормушки бутылку «чили». Магазин, наконец-то. Набрали всякой всячины и тут же поглотили половину всего на крыльце. Было нехарактерно холодно для августовского дня, ветер ледяной. Долго задерживаться не стали, помчали по Чуйскому тракту в сторону Акбома. Желудки подсказали, нам, что свободное места еще есть и надо бы посетить столовую. После неё решили растрястись и забежать по тропке наверх к огромной скале с прекрасным видом на долину. Мышцы еще не забыли Оройские нагрузки и не особо бодро шли вверх. Искать место под ночевку не спешили, ибо совсем рядом была прекрасная полянка с кучей дров, на которой мы ночевали в прошлом году. Там и упали.

День 16.

Спалось хорошо, несмотря на шумную Чую буквально в десяти метрах. Сегодня едем на Тюнгурскую тропу. Но времени то у нас совсем нет, мы уже не успеваем своим ходом до Горно-Алтайска, поэтому просто заезжаем на тропу, смотрим на слияние Катуни и Аргута, ночуем неподалёку и утром едем обратно.
В обязательную программу в этих местах у нас входит посещение кафе «Чуй-Оозы» и лютое обжиралово. После такого очень сложно вновь садиться на велосипед и крутить педали. Но что поделать, очень там всё вкусное.
Дорога была долгой. Не знаю почему, но в моей памяти этот участок отложился как короткий спринт, раз-два и ты на тропе. Видимо, так оно и было в 2022. Но не в этот раз. Ехали долго, с массой остановок. Даже кое-кого потеряли по дороге. Бывает.


Впадение грязного Аргута в бирюзовую Катунь произвело на всех впечатление. Всем очень хотелось бы ехать дальше и до впадения Аккема и до высоченных террас над рекой. Но времени не было. Нашли скрытую от ветра песчаную полянку, набрали кучу дров, приготовили ужин и наслаждались предпоследним алтайским вечером.

День 17.

Утром было грустно, ведь это крайний раз, когда мы пакуем вещи чтобы отправиться в путь на наших конях. Уезжать с тропы тоже не хотелось. Подняла настроение дорога до Инегеня. Почти постоянное падение высот позволяло жарить на все деньги. В один из моментов Оля пережарила и чуть не разложилась на одной из «качель». Доехали до тракта и отправились обедать. Куда? Правильно, в «Чуй-Оозы».


Конечно же, заехали на слияние Чуи и Катуни – место, где Чуя прекращает своё существование. Небо было пасмурным, поэтому реки не впечатлили. Время ехать. Докатили до реки Большой Яломан, набив перед этим полные сумки еды и напитков в каком-то посёлке. А может даже и в двух.
На крайнюю нашу алтайскую ночевку встали чутка западнее моста через реку. Дрова есть, вода есть, нас не видно. У уютного костра поделились впечатлениями от путешествия, как положительными, так и отрицательными, съели кучу вкусностей, куда без этого.

По палаткам расползались уже сонными.

День 18.

Утром за нами приехало заранее заказанное такси, которое уже отвезло нас в Горно-Алтайск, а потом и в Новосибирск, откуда мы благополучно вернулись на наш остров.

К слову, на Ютубе можно найти наш сериал по мотивам рассказа, добро пожаловать.
Материал подготовил Огурцов Алексей
Поделиться статьей можно в социальных сетях: