Велопутешествие по
древним крепостям Абхазии (2023)

23.09.2023 - 04.10.2023

Участник премии "Веломаршрут.ру '23"

Велопоход по Абхазии. Пролог.

Почему же мы выбрали Абхазию для проведения своего велопохода? Конечно же природа, горы, море. Решение о месте проведения похода мы приняли еще в 2022 году когда в очередном велопоходе по черноморскому побережью заехали в Абхазию на пол дня, как говориться одним глазком взглянуть и так сильно впечатлились этими местами, что выбор место проведения нового велопохода стало очевидно.

Почему же всё таки мы решили свой маршрут построить через древние крепости, монастыри и замки Абхазии? Как и любом походе нужна была цель, объединяющая весь маршрут в один логический, кроме преодоления заветного количества километров (а поход у нас был категорированный) нам хотелось побольше ознакомиться с достопримечательностями, тем более культурную часть похода ни кто не отменял, культуролог похода готовился серьезно.

1 день.

Опуская все подробности подготовки к велопоходу и заброски к месту старта, группа из восьми велотуристов с велосипедами груженными велорюкзаками (далее «штаны») и всевозможными сумочками нарульными, подрамными стоит около входа в железнодорожный вокзал г.Туапсе. Купив билеты на электричку до г.Адлер пытаемся через здание вокзала выйти на перрон, но требование сотрудников вокзала, снимать всё с велосипеда для досмотра поставило нас в некоторое недоумение, ещё час назад мы с такой любовью и кропотливостью крепили всё на велосипеды, а теперь безжалостно срывали, пытаясь не создавать затор в узком коридре вокзала своими велосипедами, «штанами» и т.п. По совету работников РЖД разделились на две группы для посадки на электричку, 4 человека в первый вагон и 4 в последний.

Время в электричке пролетело незаметно в предвкушении начала похода любовались морскими пейзажами, возмущались бесстыжими нудистами на пляжах, перекусывали припасенными с Адыгеи чебуреками с сыром.

Проход через железнодорожный вокзал Адлера тоже вызвал некоторое замешательство с лифтом т.к. другие пассажиры считали, что мы со своими велосипедами никуда не торопимся и им со своими чемоданами гораздо важнее первыми воспользоваться лифтом, а мы и правда никуда не торопились, во первых в первый день запланировано совсем немного километров, а во вторых мы уже стояли с велосипедами, вдыхали морской бриз и чувствовали в нем вкус наших предстоящих приключений - мы были счастливы!

Катим на велосипедах по улицам Адлера, маневрируя в людском потоке отдыхающих, они везде, на проезжей части, на велодорожках, под их неодобрительные взгляды и фразы делаем остановку в столовой, чтоб утолить появившейся от сегодняшней суеты чувство голода и стать еще счастливей!
Далее по дороге заехали в магазин запаслись продуктами на следующие сутки, подъезжаем к границе. На пограничном контроле проблем не возникло, ведь мы год назад проделывали всё тоже самое, получив от стоящих в очереди автомобилистов-туристов напутствие о безопасности на дорогах (велосипедисты в очереди не стоят!) катим по Абхазии. После людской и автомобильной суматохи курортных городов Адлера и Туапсе, дорога до г. Цандрипшь (место первой ночевки) нам казалась спокойной и умиротворенной, добравшись до пляжа замечаем не большой оазис из деревьев в их тени и решаем разбить лагерь, а далее всё по распорядку: купание, ужин, отдых.

Итог первого дня: пробег - 19 км., набор высоты – 243 м.

2 день.

Подъем у нас всегда был ранним в 5:30 т.к. в сентябре дни заметно стали короче и хотелось воспользоваться каждой минутой светового дня. Завтрак, купание ведь с утра уже 25°, сворачиваем лагерь и в 8:00 уже в пути, делая остановки на осмотр достопримечательностей Цандрипщского храмаVI века и ремонт колеса, по дороге в г.Гагры у нас случилось два прокола, причиной первого прокола стала колючка, а так как был опыт поездок на велосипеде по Крыму и вечной борьбе с крымскими колючками, я как веломеханик похода не на шутку занервничал, но к счастью мои опасения оказались напрасными.

В г.Гагры подключили один телефон к местной связи с тарифом без лимитного интернета и теперь он работал как роутер раздавая интернет всей группе, там же обедаем в столовой со звучным названием «У Наташи» и отправляемся по маршруту на местный рынок, где по плану затариваемся продуктами на 3 дня т.к. далее наш маршрут лежит в горы. Неожиданным сюрпризом на дороге стали туннели (почему то не учли данный фактор при прокладывании маршрута) преодолевая первый туннель натерпелись страха в нём, внутри работала вентиляция и гул стоял такой, что казалось сзади приближается состав поезда и как будто машинист поезда своим оглушающим гудком предупреждает нас о своем приближении, решив больше не рисковать далее спустились на параллельную дорогу. Цель сегодняшнего дня была Бзыбская крепость постройка IX века, к 16:00 мы не спеша подъехали к крепости, осмотрев достопримечательности , пообщались с смотрителем и узнали о подготовке республики к празднованию 30-ти летия Победы. На ночевку останавливаемся около шумной, горной реки Бзыбь. На каждой ночевки к нам всегда прибегала какая ни будь собака, наш охранник, мы их всегда подкармливали, особенно после того как однажды услышали ночью завывание шакалов. Пока дежурные готовили ужин осмотрели свои велосипеды, устранили неисправности тормозной системы на одном. Поужинав и приняв освежающую ванной в горной реке отправляемся спать.

Итог 2-го дня: пробег – 46,5 км., набор высоты – 734 м., 2 прокола.

3 день.

Утро в предгорье оказалось довольно таки свежим, если не сказать холодным по сравнению с морским побережьем, с утра дул сильный ветер , такой, что пришлось ловить по берегу реки одну палатку. Перед завтраком провели шуточный шаманский обряд на хорошую погоду, пока завтракали и собирали лагерь солнце поднялось повыше гор и согрело нас своим теплом, мы же не веря в совпадения решили, что подействовал наш шаманский обряд)))


Сегодня по плану был подъем к озеру Рица, зная из всевозможных обзоров и отчетов, что наш ждет впереди, мужественно отправились в дорогу, сегодня ведь еще был День туризма и мы считая себя настоящими туристами должны были преодолеть эту нелегкую дорогу. Конечно красоту горной дороги по ущелью вдоль горной реки тяжело описать и даже фотоснимки не передают всей красоты местной природы. Делаем остановки на отдых возле каждой достопримечательности, которых по дороге к озеру для огалтелых туристов с фотоаппаратами и телефонами понаделали много: водопады девичьи и мужские слезы, разнообразные смотровые площадки, стеклянные мосты, дегустации 100500 видов мёда, различные источники, Голубое озеро.

Обедаем в сказочном самшитовом лесу где все деревья покрыты мягким мхом и делают это место каким то не обыкновенным, особенно для усталых, от вечного подъема по дороге, велосипедистов. Плюшевый мох так и манил прилечь на него и расслабиться в его прохладе.


Еще одним развлечением по дороге к озеру Рица стало подсчитывание головных уборов лежавших на обочине, видимо слетающих с голов туристов мчавшихся на машинах с открытым верхом. Вот мы и доехали до того места, где нам пришлось разделиться, от этого места до озера Рица оставалось 5 км., подъем стал таким крутым, что половина нашей группы решает его преодолеть спешившись с велосипедов, остальные отправляются покорять горные серпантины на велосипеде. Этот участок дороги вызвал у нас много разных эмоций, которыми допоздна делились за праздничным ужином сидя у костра в комфортном палаточном кемпинге.

Итог 3-го дня: пробег – 44 км., набор высоты – 1609 м., 2-прокола, 6 –кепок.

4 день.

Четвертый день у нас начался очень рано, так случилось, что мы с Гулей подхватили, распространенное на побережье Черного моря, желудочно-кишечное расстройство (как потом выяснилось оно было у многих участников группы, но в легкой форме) но нас с Гулей скрутило не на шутку. Начало дня прошло как в тумане, отказавшись от завтрака, собрав силы собираемся в дорогу, страшнее этого недуга было опасение подвести команду, посовещавшись с руководителем похода Валерой принимаем решение, что мы с Гулей двигаемся по маршруту к новому месту ночевке, в своем темпе, дабы не задерживать группу.

Большим облегчением для нас с Гулей было то, что первые 30 километров дороги это был сплошной спуск, но даже на нём нам было тяжело, постоянно пробивала дрожь, толи от болезненного состояния, толи от холодного потока утреннего воздуха который обдувал при спуске с гор на велосипеде. Группа нас дождалась к конце спуска, медик похода Дина снабдила нас в очередной раз медикаментами, пополнив нам запас воды, основная группа отправилась по маршруту, мы «поковыляли» за ними на велосипедах, любой подъем даже небольшой заставлял нас спешиваться, силы отсутствовали. Так мы шли, где то ехали, подбадривая друг друга, во второй половине дня нам стало немного полегче и мы могли уже пить воду мелкими глотками не боясь, что она сразу запроситься наружу.

День тянулся и казалось ни когда не кончится, желая быстрее добраться до места ночевки Гуля то и дело меня спрашивала сколько осталось километров. И вот мы на месте, на берегу моря, кроме нас ни каких велосипедистов на берегу не было, перед тем как начать выяснять где наша группа, решили искупаться, освежиться и смыть усталость этого не простого для нас дня. Найдя источник интернета связались по телефону с группой и выяснили, что они приедут на место только через пол часа. Не верилось, что два больных велотуриста способны обогнать основную группу, довольные собой, нежась под мягким вечерним солнцем, легли на берегу около велосипедов отдыхать и ждать, уже получается отставшую от нас, группу.

Воссоединившись разбили лагерь в ближайшем кемпинге, как оказалось этот день вошел в историю нашего похода как «Рица-2». Основная группа нам рассказывала какие были тяжелые подъемы на перевале, какая разбитая дорога, а мы с Гулей этого не заметили мы то думали, что нам тяжело от того, что мы приболели и у нас слабость, а обогнали мы нашу группу когда они съехали с дороги пообедать. Осмотр достопримечательностей, храм Амбара XIII века решили оставить на утро, т.к. все были уставшие.

Итог 4-го дня: пробег – 64,2 км., набор высоты – 1101 м.

5 день.

Утро пятого дня началось с приятного южного тепла, всходившее солнце грело, на море был штиль и вся наша группа была в строю, завтракаем, собираемся и отправляемся осматривать храм Амбара. Прикосновение к истории, которая насчитывает много веков всегда завораживает, восхищаемся как сохраняются подобные объекты сквозь века, пережив столько исторических событий обрушившихся на их стены, стоят храня историю для потомков. Отправляемся дальше по маршруту, немного забегу вперед и скажу, что этот день мы прозвали «Рица-3» ))) т.е. опять нас ждали крутые горки, но на этом участке пути они были особенные, грунтовые. Не будем тут рассказывать, что такое горная грунтовка, когда камни отсутствуют только в самой колее, когда по ней едешь на велосипеде ни чего особенного, но стоит спешиться на крутом подъеме, сразу становиться выбор самому идти по колее, а велосипед тащить по валунам или велосипед везти по колее, тогда ломая и подворачивая ноги идешь по валунам, не то и не другое не доставляло удовольствия. Порой мы сворачивали и выезжали на Сухумское шоссе, чтоб заехать в г.Гадаута, пообедать в столовой, недолго порадовшись ровному асфальту опять сворачиваем на грунтовые горки. Несмотря на это настроение в группе бодрое, погода теплая, даже жаркая. Проезжая через небольшие поселки общаемся с местными жителями, завидя таких необычных туристов на велосипеде все очень доброжелательно относились к нам, приглашали в гости, разрешая поесть спелую хурму прям с деревьев в своем огороде.

Мы подъезжаем к столице Абхазии городу Сухум, чем ближе к городу тем больше страшных напоминаний минувшей войны, обстрелянные, обгоревшие дома, а рядом мемориальный памятник, погибшим защитникам.

Въезжаем в г.Сухум не со стороны гор, а со стороны моря, где то на пустыре за высокой травой и в мандариновом саду, спрятанный от посторонних глаз находим кемпинг Джагат, где мы останавливаемся на 2 дня, ведь завтра у нас «дневка» и мы пойдем на центральные площади города на праздник победы.
У нашего завхоза Алсу закончились продукты и ужинать мы отправляемся в столовую, заодно поближе познакомимся с городом. В кемпинг вернулись уже поздно, укладываемся в палатки на отдых и слышим как где то слышны выстрелы огнестрельного оружия, это местные жители начали праздновать свой праздник, ни чего не поделаешь – это Кавказ!

Итог 5 дня: пробег – 58,6 км., набор высоты – 875 м.

6 день.

Утром никакого раннего подъема не было, ведь у нас выходной, договорились только, чтоб все проснулись к завтраку, не создавая проблем дежурным. В спокойной обстановке мы повнимательней разглядели наш кемпинг. Оказалось, что это не просто кемпинг, а ретрит центр, вокруг ходили интересного внешнего вида люди, медитировали на восходящее солнце, постояльцы ретрит центра были улыбчивы, приветливы и приятны в общении.

Сегодня по всей Абхазии отмечают большой праздник, ровно 30 лет окончания Абхазко-Грузинской войны. День победы и независимости Абхазии. Женская половина группы одели припасенные специально для этого наряды и мы поехали на автобусе на праздник (стоимость проезда в автобусе 15 рублей).

Доехали до центральной площади, к мемориалу воинской славы, здесь началась церемония возложения цветов народным героям. Дальше пошли смотреть парад военной техники. Здесь проходили колонны военнослужащих, колонна ветеранов, конники, разнообразная боевая техника и даже авиация показала свое мастерство высшего пилотажа. Президент Аслан Георгиевич поздравил всех с праздником, с 30летием победы. Дальше на набережной был концерт, а после, на большом стадионе развернулось театральное действо. Хотя постановка была на Абхазском языке, но все зрители поняли все без слов. Спектакль поразил всех до глубины души. Ну и в завершении, конечно же, был красивый праздничный салют.

7 день.

Утро седьмого дня началось как обычно с раннего подъема и завтрака, группа неохотно собирала лагерь, как обычно после выходного дня, всегда тяжело входить в обычные, повседневные заботы особенно когда ты в велопоходе.
Не успели выехать с кемпинга, как пришлось ремонтировать прокол колеса, покатавшись по улицам Сухума посетили развалины древней Сухумской крепости, которая дает начало такой же древней Абхазской стене (тоже интересный исторический объект о котором мало, что известно, видать придется его исследовать в следующем велопоходе).

Закупив продукты и пополнив запасы воды выезжаем из города. Загородная дорога началась с затяжного подъема, но после выходного дня он дался нам не так тяжело. По Сухумскому шоссе мы быстро доехали до г. Новый Афон, впереди нас ждала непростая дорога к храму и далее к Анакопийской крепости, если подъем к НовоАфонскому храму преодолели все, то поднимаясь к Анокопийской крепости на каждом привале нас становилось всё меньше и меньше, прохладные тенёк густых зарослей деревьев и продавцы прохладительных напитков манили и захватывали в плен участников нашей группы, на последнем этапе подъема к крепости оставив очередного обессилившего участника группы в качестве сторожа наших велосипедов т.к. далее нельзя было продолжать путь на велосипеде, пешком преодолеваем заветные пару сотен метров серпантина к крепости, всего втроем из восьми участников.

Потеряв время на подъемах, выбиваясь из графика движения, стремительно спускаемся в низ, собирая по пути всю группу. После обеда набрав крейсерскую скорость мчим к следующей крепости, сворачиваем с комфортного и быстрого Сухумского шоссе на каменистую грунтовку, доезжаем до крепости Абахуаца постройка VII века. Из всех увиденных ранее Абхазских крепостей крепость Абахуаца больше всего была похожа на крепости которые мы привыкли видеть в фильмах: высокие оборонительные стены метровой толщины, башня сложенная из булыжника с бойниц которой открывался красивейший вид на окрестности.


Уже начало вечереть и пора было подумать об ночлеге, по прогнозу погоды ночью ожидалась сильная гроза и вместо запланированной ночевки в горах, возвращаемся к шоссе и располагаемся на ночевку в гостевом доме. Когда хозяин услышал наш разговор о том, что сейчас снимем «штаны» и съездим в магазин, попросил нас вежливо ни куда не ходить без штанов.
Прогноз оправдался, всю ночь гремел гром и сверкали молнии, но они совершенно не мешали нам спать, осознание того, что мы приняли правильное решение и находимся в уютном доме делало наш сон еще слаще.

Итог 7 дня: пробег – 69,5 км., набор высоты – 1275 м., 2 прокола колеса.

8 день.

Сырое утро восьмого дня, обычные сборы дополнились тщательной укладкой вещей в гермомешки, ведь по прогнозу опять стоял дождь и мы не знали когда он нас настигнет. Поблагодарив гостеприимных хозяев за радушный прием и комфортный ночлег отправляемся в путь. Чем выше поднимается солнце, тем суше становиться асфальт на дороге, немного заскучав на шоссе, мы под неодобрительные возгласы женской половины группы, сворачиваем на грунтовую дорогу и ползем опять в горку, там за перевалом нас ждет море и город Пицунда.

День сегодня пасмурный, облака висят низко над горами скрывая вершины некоторых, а может наоборот горы настолько высоки, что упираются в облака, раньше в солнечные и безоблачные дни не замечали такой красоты. Руководитель группы Валера подгоняет нас, приближающиеся тучи говорят о том, что скоро начнется дождь, а впереди спуск с перевала и по мокрым камням это делать куда опаснее, поэтому и торопимся.

Благополучно спустившись, на окраине какого-то поселка заходим в столовую пообедать и не успели мы составить свои велосипеды как пошел проливной дождь. В надежде, что дождь закончиться пока мы обедаем, неторопливо делаем заказ, так же неторопливо всё кушаем, а дождь всё не кончается… пьём чай, а дождь всё не кончается…немного отдыхаем, общаемся с заехавшим велосипедистом с Подмосковья, а дождь всё не кончается…опять пьем чай, а дождь и не думает заканчиваться. Деваться некуда одеваем дождевики и едем дальше по маршруту, поиски сухого ночлега затянулись и кататься под дождем от одного места до другого нам не доставляло большого удовольствия, поэтому достав тент растянули его на пляже между сосен и под ним разбили лагерь.

Сытный ужин и сухая одежда погасили все страсти, которые разгорались во время установки лагеря (Вывод: стесненный ограниченным пространством – тента, промокший, уставший, голодный человек более раздражителен).
Теплый, сухой спальный мешок приглашал в мир грёз и сновидений, капли дождя отбивали по тенту и палатки ритмы колыбельной мелодии и убаюкивали.

Итог 8 дня: пробег – 45,9 км., набор высоты 605 м., 1 прокол.

9 день.

Утро девятого дня, говорило о том, что погода наладилась и туч на горизонте не было, солнце потихоньку всходило и согревало всё вокруг. Проснувшись мы поняли, что разбили лагерь практически на оживленной тропе ведущей от санаториев и пансионатов к столовым, вечером во время дождя трафик по этой тропе был нулевым. Утром проголодавшиеся отдыхающие шастали около нас и по их взглядам и обрывкам разговором можно было понять, что они нам по доброму завидовали, что мы можем вот так приехав из ниоткуда, в такую погоду устроить себе комфортный ночлег и утром опять укатить и утром опять укатить куда позовет нас наша странствующая душа.

Сегодня был практически последний полноценный день нашего велопохода, километраж по плану был небольшой, подъемов больших не предвиделось и не спешно собирая лагерь, просушивали палатки на солнце, собравшись к моменту выезда немного проголодались и решили устроить второй завтрак в стоящей на пути столовой.

Солнце уже светило и грело нас как и во все предыдущие до дождя дни. Мы в прекрасном настроении едем строго по маршруту, по какой-то второстепенной, безлюдной дороге, где нет движения автотранспорта, через какие-то поля и огороды, где и людей не видать, только мы, велосипеды и природа. Незаметно подъехали к городу Гагры, решаем посетить рынок, где в первые дни похода закупались продуктами. Быстро разбрелись по рядам и лавочкам рынка в поисках гостинцев и сувениров для друзей и близких людей. Одним торговцам вкуснейших лепешек, у которых 8 дней назад делали покупки, как старым знакомым рассказываем, где были, что видели за это время. Неспешна перекусываем прям на рынке, удобно расположившись прям на земле. Одна из участниц похода, Дина, обнаруживает на себе клеща, безопасно его извлекаем и помещаем в баночку, как потом показало исследование клеща, что он совершенно здоров т.е. не энцефалитный, в принципе нам об этом говорили местные жители что их клещи безобидные.

Неспешно катаясь по набережной в г.Гагры мы столкнулись с нашими «поклонниками» за время нашего велопохода по Абхазии мы успели со своими велосипедами по всем дорогам так всем намозолить глаза, что нас уже стали узнавать. На набережной разгулялся сильный ветер, такой, что некоторых девчонок выходящих на пирс сфотографироваться с велосипедами, пытался сдуть с этого пирса, щедро освежая брызгами волн. По причине сильного ветра решили переночевать подальше от моря в горах, где нет такого сильного ветра, на котором и палатку то было бы затруднительно поставить. Отъехав пару километров в горы, находим уютное ущелье с оборудованным местом для отдыха, столики, скамейки, расчищенное место для палаток, там и ставим лагерь. Сегодня у нас прощальный с Абхазией ужин, допоздна сидим, вспоминаем пережитые приключения, делимся впечатлениями, как всё было классно, строим планы на будущие походы.

Итог 9 дня: пробег 41,4 км., набор высоты - 625 м., обезврежен 1 клещ.

10 день.

Утро десятого дня было обычным, подъем, завтрак, сборы лагеря до того момента пока одна из участниц Таня не сказала, что не может найти паспорт, которые мы стали готовить для перехода границы. Поняв, что это не шутка все забеспокоились и начали оказывать помощь в поисках паспорта. Это явление оказалось заразным и вот уже Алсу нам объявляет, что тоже не может найти паспорта. От таких новостей группу начинает охватывать паника, обсуждаем всевозможные варианты действий и последствий попытки перехода границы без паспорта. К нашему счастью всё закончилось благополучно в обоих случаях. Алсу так далеко запрятала свой паспорт от дождя, что забыла где он лежит, а Таня упаковала паспорт в чехол вместе со спальным мешком.
Радостные выезжаем на шоссе и приближаемся к пограничному контролю, успешно пересекаем границу и направляемся к железнодорожному вокзалу Адлера, там встречаем еще наших «поклонников»которые рассказывают нам как видели нас несколько раз на разных участках дорог Абхазии.

Одним из приятных событий этого дня стал обед в кафе быстрого питания «Бургер Кинг» мы с таким наслаждением употребляли всякие бургеры, картошку фри, пили колу, закусывали мороженным – это пиршество ознаменовало конец нашего велопохода, но не конец приключениям позади было 10 дней интересного вело маршрута по Абхазии, а впереди у нас еще целых 2 дня обратной дороги на автомобиле домой.

Карта велопутешествия. Итоги.

Итог велопохода: пробег – 423 км., набор высоты – 7484 м., проколов - 7.
Материал подготовил Озеркин Николай
Поделиться статьей можно в социальных сетях: