Трое на велосипеде, не считая...

Карелия и Ленинградская область, май 2011

Велопоход по Карелии (вокруг Ладожского озер) на майские праздники в 2011 году

Предисловие от участника велопохода Толубаева Сергея.

Этот "дневник" был найден на просторах сайта Велоклуба "32 спицы". Публиковался председателем велоклуба и участником этого путешествия Маркачевым Константином пару годами после завершения самого "велопохода" (почему в кавычках - совсем скоро поймете). Еще за долго до того как это стало мейнстримом и до того как появились различные трэвэл-блоггеры. А значит то, что будет изложено в дневниках немного не соответствует современным негласным "правилам" подачи информации для широкой массы. Но тем и крут это "дневник", ведь в то время он публиковался исключительно для своих одноклубников.

Для проекта "Веломаршрут.ру" этот велопоход был особенно значимым, без него мы бы просто не вдохновились на все наши велопутешествия.

В тексте дневника немного пришлось подправить пунктуацию и орфографию.
30.04.2011 – 01.05.2011 г.

Поездом "Москва–Петрозаводск" в ночь отправились в наш первый многодневный, как тогда думалось, велосипедный поход. На багажных полках разместили разобранные велы. Надо сказать, что поезд был заполнен байдарочниками, поэтому все полки были забиты туристическим барахлом.
День 1.
01.05.2011г.


В 6 утра прибыли в город Лодейное поле (Ленинградская область). Выйдя из тёплого поезда и приехав с жаркой Москвы (в день отъезда было около +20 С) мы оказались на холоде, да ещё и повалил снег. Температура была около 0 С. Перед поездкой мы смотрели прогноз, в том числе уточняя у местных, и поэтому ожидали до +14 С днём и +4 С ночью. В действительности всё было по-другому. Уже на платформе пришлось нацепить на себя практически всю взятую в дорогу одежду – 2 футболки, свитер, толстовку, ветровку.

Собрав велы, отправились в город, чтобы перекусить и закупиться провиантом. Однако все магазины открывались только в 10. Удалось найти один круглосуточный, где мы и закупились не по-божеским ценам. Сам город Лодейное поле довольно маленький. Советской застройки. Ничем примечательным сейчас не славится. Хотя именно здесь 22 августа 1703 года со стапелей верфи сошёл первенец Балтийского флота — 28-пушечный фрегат «Штандарт». Этот город стал отправной точкой нашего похода вокруг Ладожского озера.

На первый день было запланировано добраться до города Олонец, находящегося уже в Карелии (порядка 60-65 км).
Катили по трассе, вокруг сосново-берёзовые леса. Пейзажи везде одинаковые. Однообразие проезжаемых мест, снег с дождём, холод – всё это делало поездку с первого же дня не такой уж и увлекательной. По пути заехали в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, перекусили а кафе «Паломник» и двинули дальше.
Дорога хоть и асфальтированная, но вся в заплатках и выбоинах, хотя конечно, встречаются участки с хорошим покрытием. Довольно часто проезжали мимо ремонтных бригад.

Деревушки Карелии похожи одна на другую и, откровенно говоря, вызывают удручение и мысли о том, как тут можно жить и кем работать. Покосившиеся домики, много сгоревших или разрушенных. Вокруг затопленные поля, болотистая почва, леса.

Вечером, намотав 60 км и вымокнув до нитки, мы, наконец, приехали в древнейший город Карелии – Олонец. О том чтобы искать место для палатки не было и речи. Во-первых, такого места просто не было. Непрекращающийся дождь, влажная и холодная земля были не лучшими вариантами. Во-вторых, не хотелось в первый же день заболеть и провести отпуск с температурой и в кровати. Поэтому было решено остановиться в гостинице. Что мы и сделали, заселившись в номер гостиницы «Олония», оказавшейся чуть ли не главной достопримечательностью данного города (её изображения есть на магнитах, открытках, тарелках и т.п.). Неплохой номер с душем и телевизором обошелся нам всего в 2100 на троих.

Учитывая погодные условия и однообразность проезжаемых мест, было решено маршрут менять. И менять кардинально. Причём изменения поле этого вносились регулярно, в зависимости от ситуации. На тот момент решили отправиться в столицу Карелии – Петрозаводск.

В связи с этим, в тот же день прокатились до вокзала, чтобы узнать расписание поездов. В здании вокзала (хотя это громко сказано) мы встретили 4-х велосипедистов из Москвы, которые катили из Петрозаводска. Частично своим ходом, частично на автобусе. Встреча была, безусловно, приятная. Мало того, что собраться велосипедисты, так ещё и земляки. Ребята ждали поезд до Питера. Около часа посидели, пообщались с ними. Обсудили погоду, скучность и скудность пейзажей и т.п. Ребята оказались большими любителями и знатоками чая.

Нам в плане поездов повезло меньше. В этот день касса не работала (1 мая – праздник), да и поезда только до Питера шли. Узнали от ребят, что до Петрозаводска ходят автобусы. Попрощались с ними и покатили на автобусную станцию. Там узнав время отправления автобуса (в 17.50) отправились в гостиницу, где приведя себя в человеческий вид, улеглись спать.

Итог первого дня. Маршрут признан не интересным и бессмысленным в первоначальном своём варианте. Поэтому было решено вместо бездумного вкручивания под дождём, посетить наиболее интересные и не особо удаленные места, не гнушаясь автобусов и электричек.
День 2.
02.05.2011 г.


Проснувшись рано утром, часов в 10, решили пройтись по городу, посмотреть достопримечательности. Сразу же напротив окна нашего номера увидели велопарковку и велопрокат. Довольно часто встречали на улицах пожилых и не очень людей на велосипедах. 99% увиденных велов – STELS. Очередной раз убеждаюсь, что велосипед уже давно и очень активно используется именно как средство передвижения в деревнях и небольших городах. Гораздо активнее и успешнее, чем в Москве.
Гуляя по городу посетили церковь Смоленской богоматери, походили вокруг этнографический музея под открытым небом на месте Олонецкой крепости (искали-то мы как раз крепость, а нашли закрытый музей) и выбирая сувениры узнали, что город Олонец время от времени становится объектом пристального внимания прессы. Зимой здесь соревнуются Деды Морозы на «Олонецких Играх Дедов Морозов» (декабрь). Ежегодные Олонецкие Игры Дедов Морозов собирают около двадцати Дедов Морозов со всей России и уже воспитали новый образ живого "настоящего" Деда Мороза. Весной (май) Олонец встречает гусей и проводит экологический фестиваль «Олония – гусиная столица» с гусиными бегами и детскими играми.
Постепенно пришло время отправляться на автовокзал. Билеты на автобус заранее не продавались, поэтому надо было надеяться, что удастся уехать. Ещё один день провести в Олонце – вычеркнуть этот день из своей жизни. Кондуктор сказал, что мест нет. Однако водитель был иного мнения. В итоге нашлось 2 свободных места + на автовокзале оставили того самого кондуктора и появилось третье место. Велы, разобрав, закинули в багажное отделение.
Спустя пару часов прибыли в Петрозаводск. Снег лежал и не таял. На улице уже темнело, поэтому купив карту-путеводитель, решили сразу же отправится к набережной, на которой сосредоточилось процентов 80 всех достопримечательностей города. По пути завернули поесть в Mak Dak. Жалкое подобие Мак Даков сети McDonald's. Удачное стыренное название, прочно засевшее в умах людей, слямзенное меню, но отвратное приготовление. Наполнив желудки покатили дальше – уже в сумерках.

Онежское озеро встретило нас льдом и пронизывающим ветром. Но набережная была удивительно красивой. Зажглись фонари. С большим удовольствием прокатились вдоль озера, залезая практически на все встречающиеся памятники-новоделы. Пошептали желания в дерево-желаний. Это большой дуб с приделанным к нему ухом. Вот в это самое ухо и надо загадать 1 желание.

Но настало время искать место ночлега. Разбить палатки посреди города не представлялось возможным по понятным причинам. Объехали ряд гостиниц, поняли, что одну ночь, конечно, мы провести можем, но далее до Москвы своим ходом придётся вкручивать. Вернулись к Онежскому озеру и обнаружили там чудеснейший мини-отель, в котором сняли 2х комнатный номер, с гидро-кабиной, полами с подогревом и личным официантом за те же 2100 в сутки, как и в Олонце. Окна номера выходили прямо на Онежское озеро, до которого было метров 5, не больше. Сцепили велы и загнали их под лестницу на первом этаже и направились в номер.

Счастливые привели себя в порядок, стали готовить ужин из того что было и тут Серёгой было сделано феноменальное открытие. Оказалось, что Карельский бальзам идеально сочетается с Кока-Колой. За такое успешное сочетание мы на троих и оприходовали где-то 0,5 бальзама и довольные и отогретые пошли спать.
День 3.
03.05.2011 г.


Оказалось, что в стоимость проживания входил ещё и чудеснейший завтрак в роскошном ресторане, на первом этаже мотеля. Поэтому проснувшись, мы сразу же спустились вниз и провели лучшие минуты за последние дни.

Далее нам вздумалось попасть в Кижи, которые известны всему миру и находились от нас в нескольких часах плавания. Пристань благо была под боком – сразу напротив мини-гостишки.

Нашли корабль с капитаном и помощником. Стали спрашивать как бы нам так попасть в Кижи. Услышали ответ: «Вертолётом!»

Ну мы посмеялись, дескать хорошая шутка, начинаем опять спрашивать.
И тут нам объясняют, что шуток никаких нет. Год выдался морозный, лёд до сих пор не сошёл, поэтому судоходство начнётся только после майских праздников и что единственный способ попасть в Кижи это вертолётом.

Ладно, думаем, вертолётом так вертолётом. Полетать эт круто. Раз уж мы воспользовались автобусом, почему б не воспользоваться и воздушным транспортом. Узнали как добраться до аэродрома. Сели на автобус, доехали до местечка «Пески», нашли там аэродром и диспетчера. Стоим весёлые, расспрашиваем. По мере разговора весёлось пропадает. Оказывается вертолёт действительно летает, билеты продаются и не очень дорогие, порядка 450р. НО! Летает он только по понедельникам и в один конец только 1 раз в день. Мы пришли во вторник, поэтому нам предлагалось оплатить все места, что выходило порядка 30 с лишним тысяч рублей с каждого. Мы вежливо отказались и отчалили назад.
Доехали до вокзала, чтобы узнать, как нам уехать в Лахденпохья – следующую точку нашего маршрута. Но тем, кто составлял график движения поездов было, видимо, совсем "Лахденпохью" на нас и наш маршрут, т.к. в нужном нам направлении поезда ходили только раз в несколько дней. И конечно же 3 мая было не тем днём! Вообщем мы поняли, что Карельского гостеприимства для нас достаточно и взяли билеты на этот же день в Питер, в ночь. Времени у нас было ещё предостаточно, поэтому решили увидеть одно из достояний Карелии – водопад Кивач — второй по величине равнинный водопад Европы.

Таксисты, оправдывая свою профессию, заломили 1500 р. в один конец. Мы их послали и пошли назад в гостишку, думая, что и тут нам не подфортило. Однако придя туда, Ромка подсуетился и договорился с местным барменом или тип того, и он нас отвёз к водопаду и обратно за бензин, т.е. рублей 300 мы ему отдали за всех.

Водопад оказался действительно классным! А природа вокруг была настоящая Карельская. Та, ради которой мы поехали в этот поход. Сосны, обрывы, бурный поток воды, шум водопада. Это первый водопад который я видел в своей жизни. И хоть он достаточно небольшой, но нас он впечатлили. Ромка даже искупался в ледяной воде.

Довольные увиденным, поспешили назад, собрались и примчались на вокзал. В поезд и на утро были уже в Питере, где и решили завершить наше мини-путешествие.
День 4-5.
04.05.2011 г. – 06.05.2011 г.


Прибыв в Питер рано утром первым же делом решили найти какую-нибудь недорогую гостишку. Поиски длились порядка часа, в итоге засели в МакДаке и по нетбуку (слава богу, это наиобходимейшая вещь в походе оказалась у Толубаева с собой) нашли вело-хостел!

Хостел Bed&Bike встретил нас радушно – и цены не кусались и внутри было очень уютно. Ромка отправился домой, благо сам из Питера. Мы с Серёгой разделили комнату с велосипедистом из Самары, у которого в день нашего заезда ещё и день рождения был. В соседней комнате жили 3 китайца, двое из которых очень неплохо шпарили по-русски.

Единственный минус хостелла – то что он находится на 6 этаже, т.е. по московским меркам этаж 10. Поэтому велы каждый раз приходилось переть на себе по очень узким лестницам.
Тем не менее, с большим удовольствием совершили велопрогулку по Питеру. Город идеален для поездок на велосипеде. Он практически ровный! Плюс достопримечательности на каждом шагу, так что можно было не напрягаясь катиться и любоваться городом.

В один из дней решили поехать посмотреть крепость в Орешке. До туда поехали на электричке. Ещё на перроне нас не пропустили, пока мы не оплатили билеты за велосипеды – 32 р. Цифра символичная для нас, поэтому оплатили не сопротивляясь. Вагоны у них для велосипедистов очень удобные – сняты первые сидения, поэтому велосипеды можно спокойно ставить у стенок. Дважды билеты проверяли контролёры, говорившие какие мы молодцы, что приобрели билеты на велы. Да, мы такие!

Приехав на место, отправились к берегу, чтобы найти паром, переправляющий туристов к крепости. Как оказалось паром был всего один и судоходство он также как и корабли в Петрозаводске ещё не начал. У рыбаков на пристани узнали, что в деревне есть частный извозчик. Узнали где он живёт, подкатили к деревенскому домику, стали звать. А в ответ тишина. Покатили вдоль берега, выглядывая рыбаков на лодках. Увидели одного недалеко от берега, стали звать и просить переправить к крепости за деньгу. Мужик с каким-то испугом ответил, что не будет нас переправлять и стал удаляться от нашего берега.

Отправились назад на ж/д станцию. До ближайшей электрички ещё было больше 2 часов. Сходили в музей ВОВ при станции. Таким образом, убили минут 7. Подумав, что ждать 2 часа и ничего не делать – это кошмар и что у нас есть своё прекрасное средство передвижения – сели на велы и поколесили в Питер до которого было что-то около 30 км.

Вечером этого же дня пошли смотреть как разводят мосты. Красивое зрелище. Говорят, у местных велосипедистов есть забава. Надо переехать по одному мосту на другой остров и успеть вернуться на свой по другому, пока его не развели.

На утро нам надо было уже уезжать в Москву, поэтому сходили на пару часов в Эрмитаж, собрали пожитки и покатили к вокзалу. По пути по-московски проскакивали перекрёстки на жёлтый свет, иногда уже на красный. Чем вызвали бурю негативных эмоций у одного из водил джипа. Который не поленился, обогнав нас, остановиться у сотрудника ДПС, нажаловаться и потребовать остановить нас. Нас остановили, через улыбку сказали «ая-яй, не делайте так больше» и отпустили.

Вообщем, далее без приключений вернулись в Москву и по ночному городу с удовольствием поколесили по домам.

Мораль сей поездки такова – нечего делать в Карелии на велосипедах (на байдарках другое дело!) и более того, нечего там делать числа до 15 мая.
Послесловие.

Это был и первый продолжительный велопоход и сразу же первый провал для всей команды. Чтобы сделало 90% таких вот новичков? Конечно же, забило на велотуризм и на все подобные активные путешествия. Сыро, грязно, холодно, затратно, ничего из запланированного не посмотрели... И мы могли бы поступить также.

А других 10% это вдохновило бы. Жизнь только здесь и сейчас, свобода действий, свобода выбора, ответственность за себя, никаких жестких планов и графиков (в рамках отпуска, разумеется). Все то, чего не хватает подрастающему и уже закоренелому офисному планктону. Все то, чего нам не хватало в том далеком 2011 году. А потом понеслось: новичковые велопоходы, школа велотуризма, и, наконец, Веломаршрут.ру.

И если кажется, что путешествие закончилось "провалом", то стоит задуматься:
а точно это был "провал"?

PS. Проехав после этого еще не раз по Карелии - только убедились в том, что красоту Карелии велотуризм не раскрывает.
Материал подготовил Толубаев Сергей