Внимание!! С 15 по 30 апреля может быть увеличено время ответа по обращениям и по заявкам на участие в мероприятиях Веломаршрут.ру

В это время большая часть руководителей Веломаршрут.ру будет в походе, интернет там ожидается нестабильный и редкий. Просим отнестись с пониманием.

На все письма и заявки обязательно ответим как вернемся.

По очень срочным вопросам в этот период времени просьба обращаться по e-mail i.afanasev@velomarshrut.ru

Велоэкспедиция по островам Русского Севера

Июль 2019 года
В качестве пролога

Репортаж подавался на премию телеканала "Моя планета" в номинации "Путешествие на своем транспортном средстве"

Самое авантюрное велопутешествие 2019 года

Человек, хоть раз побывавший на русском cевере, заболевает им навсегда (с)

Никогда не слышал и никогда бы не подумал, что можно подхватить такую болезнь. А еще у нее нет инкубационного периода, и она прогрессирует с нереальной скорость, а самое главное - очень быстро поражает сознание.

Первые признаки этой лихорадки начались в 2018, когда в рамках двухмесячного велопутешествия Адлер - мыс Немецкий в июне пересекал полярный круг. Сперва белые ночи, потом полярный день. Кругом тундра, горы, сопки, камни и незначительной высоты лес. Одним словом - простор для взгляда и для души.

В сентябре 2018 была еще одна пешая вылазка в Хибины. Золотая осень и самые высокие горы Кольского полуострова только закрепили в сознании всю романтику и суровость северной природы.

А когда наступает зима, заканчивается активный велосипедный сезон - велопутешественник начинает планировать свои походы на следующих год. Именно в то время и пришла идея посетить в рамках одного большого велопохода три самых значимых и самых посещаемых острова Русского севера: Большой Соловецкий, Кижи и Валаам

Поход получил статус велоэкспедиции в виду множества неопределенностей. С одной стороны, необходимо собирать команду и покупать билеты на поезд на точку старта. С другой стороны, нужно знать бюджет всего мероприятия, а с ценами на перевозки водные транспортные компании еще не определились. Еще накладывается непредсказуемая погода, непонятные условия перевозки велосипедов судами и темп движения группы - очень важно уложиться в двухнедельный отпуск!

И все-таки зараженный севером мозг смог пересилить страх неопределенности, смог спланировать авантюрный маршрут и помог отправить на острова отважную группу.

Соловецкие острова

Отправной точкой нашей велоэкспедиции стала Кемь. В Кеми до этого никто из участников нашего путешествия не был. Нам предстояло быстро сориентироваться в городе, закупиться продуктами на несколько дней и выдвинуться в Рабочеостровск, где находилось наше первое морское судно, которое ранним утром следующего дня доставит нас на Соловецкие остова.

На незнакомой местности в условиях белой ночи и перманентного дождя мы нашли небольшую площадку для нашего первого палаточного лагеря. Недалеко от нас находилась "церковь". Но мы еще не знали, что это не совсем церковь, а декорации к фильму Остров (2006), в котором играли известные актёры Мамонов, Дюжев и Сухоруков.
Второй день экспедиции - это ранний подъем, очень быстрые сборы, выдвижение на причал, выкуп забронированных билетов и погрузка на борт Василия Косякова. Нам предстояло примерно 3 часа морского пути до Тамариного причала Большого Соловецкого острова, обед и выход на маршрут. По плану исследования острова - велопоездка по периметру острова насколько это возможно, плюс посещение всех достопримечательностей и злачных мест. Планы нарушить мог только дождь и, возможно, раскисшие дороги. А пока мы совершаем свой велокруиз - знакомимся с попутчиками-туристами, кормим и ловим чаек.
Ко времени причаливания погода стала проясняться и после обеда в одном из кафе, мы выдвинулись на маршрут. Уже через несколько часов путешествия по острову стало очевидным, что некоторые участники пренебрегли советами по подготовки к велоэкспедиции, и сейчас им воздается.

К концу дня дороги на нашем маршруте становились все хуже и хуже. Виной тому предшествующий нашему приезду недельный дождь. Очень много дистанции приходилось преодолевать пешком. Но никто из участников не думал отступать!
После поселка Реболда, что в самой северной точки острова, мы по периметру разворачиваемся обратно на юг, в Соловецкий, чтобы недалеко от цивилизации заночевать. Наши планы были нарушены совсем разрушенными дорогами и усталостью отдельных участников. Заночевать пришлось рядом с домиком рыбаков, который очень аккуратно стоял на берегу озера. Удалось поставить только три палатки. Остальных (отстающих) отправили спать прямо в домик.

Утром третьего дня мы добрались до Соловецкого, посетили попутные достопримечательности, пообедали в пути и отправились на самую южную точку острова. Спасибо за совет местным жительницам.

Но доехать нам было не суждено. Прекрасная дорога начала портиться, мы были на пороге повтора сценария предыдущего дня. Но этого мы себе не могли позволить - вечером нас ждал теплоход до Беломорска. И еще мы не могли не посетить всеми известный Соловецкий монастырь, который мы оставили напоследок.

По возвращению обратно мы искупались в Белом море и в озере неподалёку, чтобы смыть с себя морскую соль. Для многих это стало знаменательным событием.
День завершили осмотром монастыря, посадкой на теплоход-катамаран до Беломорска. А еще нас ждало 5 часов водного пути через Белое море в Беломороканал и ночлег практически на причале. И как тут от скуки не поймать чайку? Нет, теперь клушу.

А если вы решите отправиться на этот чудесный архипелаг - заложите на это минимум три-четыре дня. Не совершайте нашей ошибки, нам Соловков было мало.
Следующим островом "Островной велоэкспедиции" - были Кижи. До них нам предстояло проехать примерно 300 км за 3 дня. Если учитывать, что достопримечательностей на пути совсем нет - то это был вполне посильный путь. Если бы все участники не пренебрегали подготовкой...

Примерно через 50 км пути после Беломорска вынуждены были сойти два участника. Один от усталости "островных дней", второй из-за обидной и серьезной травмы после падения. Это мы еще не рассказали про участника, который опоздал на поезд! Это теперь отдельная история-мем в нашем сообществе.

Решение последствий "потери" участников заняли много времени, и мы выбились из графика на 50-80 км. Планы срочно пришлось менять и прибегать к услугам железной дороги. До вокзала "Сегежа" примерно 100 км, поезд отправляется в обед. Чтобы успеть на поезд мы вынуждены были проснуться и выдвинуться на маршрут в 4-00 утра. Все участники справились с поставленной задачей, приехали с запасом более чем в час времени. По пути еще сделали часовую остановку на обед. У обычных людей в это время был завтрак.

Погрузка на поезд и несколько часов сна до Медвежьегорска восстановили наши силы. Мы готовы к завершающему рывку на причал до острова Кижи.
Завершающий рывок - это примерно 130 километров, которые мы преодолевали по живописнейшим карельским дорогам, останавливаясь на перекус и отдых в очень колоритных деревушках. Это те самые километры, которые дают время и помолчать, и помедитировать, и послушать природу, и пообщаться с членами велоэкспедиции. И этому никто не может помешать.

Остров Кижи

На причал поселка Оятевщина мы прибыли еще до обеда. И это было не легко - дорого была настолько разбита, что в ней застревали военные грузовики. Мы тоже несли потери в виде досрочно стертых тормозных колодок, сломанного багажника и манеток переключения скоростей. От нашего причала до причала острова Кижи отделяло всего 800 метров Онежского озера.

Эта переправа - кульминация всего велопутешествия. Это самое тонкое место экспедиции, где она могла бы оборваться. Это моральная проверка всех участников группы. И в довесок - это такой аттракцион, который и не снился велотуристу.

Нам предстояло преодолеть 800 метров вместе с велосипедами на обычной моторной лодке за несколько заходов. Перевезти нас должен был неизвестный нам до этого "рыбак", который мог и не оказаться в этот день в условленной точке встречи. По всеми известной нам "провинциальной причине".

Лодочник оказался человеком пунктуальным. Поприветствовал нас, сложил мачту и начал черпаком откачивать воду со дна лодки. Если бы я не обернулся, то никогда бы не увидел синхронно вылезающие из орбит глаза команды. После вопроса о весе велосипеда и снаряжения, он передал второй черпак одному из наших участников - нужно было откачивать воду со дна второй лодки, которую он решил взять на буксир. В воздухе повисло напряжение. Все "немного опешили" от такого развития событий.

Спустя полчаса, мы на двух лодках, в полном составе, с велосипедами и снаряжением плывем по Онежскому озеру под шутки капитана. Шутки о том, что мы идем с перегрузом, что у него нет прав на катер, и что это все запрещено законом. В пути никто не смеялся - хотя было смешно.
Нужно отдать должное команде - никто не спасовал! Но это они никогда не забудут.

Благополучно причалив к острову, выгрузив велосипеды и собрав их в походный режим, мы двинулись в музей Кижи. На посещение острова у нас оставалось полдня. Этого более чем достаточно и для самостоятельного осмотра, и для посещения в составе экскурсионной группы.
А еще будет много свободного времени чтобы перед обратным рейсом потратить все деньги на сувениры. Кстати, в сувенирных лавках продаются картины нашего Капитана, который пришел нас проводить. Он еще и отличный художник.
Вечером нас ждало второе водное приключение - отправка на "Комете" до Петрозаводска. Сюрпризов больше не было - мы уже наверняка знали, что в катере на подводных крыльях есть специальное багажное отделение. Там мы и разместили велосипеды.
Петрозаводск - это и календарная и географическая середина нашей велоэкспедиции. Всей командой мы сняли квартиру, чтобы отоспаться и подготовить снаряжение к еще одной походной неделе. А еще нужно было купить запасных деталей и отремонтировать велосипеды. Это оказалось не так-то и просто. Но нас ничего не остановит.

Крайний остров нашей "Островной велоэкспедиции" - Валаам. До него четыре дня хода в неспешном темпе 80 км/день. Путешествуя на велосипеде по дорогам Карелии приходишь к пониманию, что все красоты региона находятся у воды. Все самые лучшие ночевки этих дней, купания или перерывы на обед - это берега озер и рек. Одно Сямозеро чего стоит. И тут грех не стать "водником".
Перед приездом в Сортавалу мы заглянули на мраморные карьеры Рускеала. Отлично место для отдыха всей семьей - залипните на весь день и, в лучшем случае, сможете посетить только половину экскурсий и аттракционов. Для второй половины придется приезжать еще раз. И в год нашего велопутешествия пустили специальный ретро-поезд на паровозной тяге, который доставляет гостей парка из Сортавалы.
Сортавала - это прежде всего для нас водные ворота на Валаам и прекрасное место для ночлега на берегу Ладожского озера.

Остров Валаам

В заветную финишную точку нашего велопутешествия мы отравились уже без велосипедов. Велосипеды оставили на охраняемой парковке возле причала. А сами отправились на Валаам на "Метеорах". Кстати, в отличии от "Комет" на "Метеорах" нет багажного отделения. И велосипеды мы провести не смогли бы.

Этот день был полным релаксом. Ничего не нужно делать, не нужно думать - только ходи за гидом, слушай экскурсию, фотографируй архитектуру и природу и кушай монастырскую еду. Мы поступили также, как делает почти 99% гостей острова. Но лучше всего взять еще пару дней и уйти с палатками в поход по острову. Остров небольшой, но он является концентрацией всей Карелии. Все красоты в одном месте!

Самая авантюрная велоэкспедиция 2019 года был успешно завершена.
А дальше были выходные дни, которые после активного велопутешествия казались невыносимыми. Нужно было отдыхать!

Выборг, Комарово и Питер - приятное завершение двухнедельного отпуска.
Все сошедшие с дистанции участники восстановлены и готовы с приобретенным опытом поехать на встречу новым приключениям.

На встречу новым приключениям на русском севере в 2020 году!!

P.S. За время велопутешестия ни одного животного не пострадало.
Made on
Tilda