Отчет о легком велопоходе по Калининградской области для конкурса Veloway-2018

8-12 августа 2018 года
Побережье Калининградской области, Куршская и Балтийская коса.

Всего пройдено 300 км (280 км +10%) за 5 дней.

Тип дорог (примерно):
- Асфальт 80%
- Брусчатка 10% (старые немецкие дороги)
- Грунт 10%

Поездка по побережью Калининградской области в 2018 году - переосмысление практически той же поездки, практически по тому же маршруту в 2011 году.

Получив незабываемые впечатления от поездки в далеком 2011 году, решено повторить маршрут в формате легкого семейного велопутешествия, в своем темпе, без руководителей, краеведов, казначеев, костровых тросов, раскладок, дежурных и жестких графиков движения. Так как эта поездка носила больше прогулочный характер, то много времени тратилось на посещение достопримечательностей, купания в море и на "сиесты" в кафе. Трек, учет набора высоты и прочие параметры не записывались.

Для сравнения прохождения маршрутов в 2011 и в 2018 году будут размещены интересные короткие заметки.

Предпосылки велопоездки в Калининградскую область 2011 года - дешевые авиабилеты и день рождения одного из участников будущего похода. Двухдневная молодежная поездка в формате пешие прогулки + экскурсия на автобусе лишь раззадорила интерес к региону, после чего посещение повторили в формате велопохода.

Замысел похода и 2011 и 2018 года прост - объехать все побережье Калининградского полуострова от Зеленоградска (с заездом на Куршскую косу) до Калининграда против часовой стрелки с посещением всех достопримечательностей.

Но в 2011 году планы рухнули еще в аэропорту Храброво, когда при сборке велосипедов сломался эксцентрик колеса. Именно тогда маршрут начался по часовой стрелке с веломагазина в Калининграде. И закончился он, кстати, успешно и без дополнительных эксцессов.

А сейчас 2018 год.
8 августа. День 1. Аэропорт Храброво - Зеленоградск - Куршская коса (62,1 км).
Для многих велопоход начинается с аэропорта или с вокзала. Для нас он начался из дома. Набравшись опыта за годы походов и перелетов с велосипедом, мы выбрали ранний рейс чтобы впереди был максимально длинный день путешествий.

Состав группы:
Толубаев Сергей
Чернецкая Елена

Тип велосипедов:
Гибрид (Merida crossway и Trek 8.5 DS)

Снаряжение:
Простое снаряжение для легкого летнего ПВД (палатка, летние спальники, коврики газовая горелка, набор посуды, сменная одежда, дождевики и купальные принадлежности)

Практически на рассвете мы стартовали из дома (р-н Митино, Москва) в аэропорт Шереметьево на велосипедах со всем своим снаряжением. Дорога до аэропорта составила чуть больше часа, при неспешном движении по улицам Москвы и Подмосковья. Типичные процедуры на входе с типичными призывами протащить велосипед через рентген. На самом деле у сотрудников на входе есть мобильный рентгеноскоп (похож на небольшой ручной пылесос для салонов автомобилей), так что требуйте его. Аргументировать можно большими очередями или тем, что велосипед не пройдет по "ленте".
В 2011 году группа летела компанией Авианова. Тогда в багаж удалось сдать 5 маленьких баллонов с газом.
Далее минут 30 на разбор и паковку велосипеда и сумок в велочехол. И вперед, на посадку.

Стоит вставить ремарку - в качестве авиакомпании был выбран отечественный Аэрофлот. По нашему мнению - это один из нормальных и доступных по ценам перевозчик, который включает в стоимость билета велосипед (негабарит) с весом до 23 кг. Плюс хороший сервис. Необходимо за 36 часов до вылета позвонить в авиакомпанию и предупредить, что летите с велосипедом. Раньше еще требовалось назвать габариты, но осенью 2018 года эти требования отменили.
За 7 лет в Калининградской области успели построить новый терминал аэропорта Храброво. Компактный, современный и очень симпатичный.

Качество практически всех дорог в области на высоте, но вот сама нитка дорог зачастую бывает нелогична: для того, чтобы доехать до Зеленоградска (с севера от аэропорта) требуется проехать на юг (в сторону самого Калининграда), а потом опять на север.

Собственно Зеленоградск и был нашей первой целью.

Зеленоградск (бывший Кранц) - город-курорт федерального значения с 1999 года. И кто бы мог подумать что там лечат минеральными водами. Это скорее разрыв шаблона, так как люди приезжают туда купаться в море и отдыхать на пляже. Уже в 9 часов утра мы позавтракали на набережной города. Еще не так людно на пляже, солнце еще не припекает. В такое раннее время немного хлопот доставили поиски газа для горелок. За дорого, но таки один баллон удалось купить. Скорее всего больше и не потребуется.

Дальше по маршруту "Королевский бор", поселок Лесной, орнитологическая станция "Фрингилла", "высота Мюллера", "танцующий лес", дюна Эфа, озеро Лебедь.

Королевский бор - красивая пешеходная эко-тропа небольшой протяженности. На велосипедах мы проехали ее минут за 15 с перерывами на фотосессии.
Поселок Лесной стал нашей серединой маршрута, в котором мы наспех пообедали и планировали закупить продуктов на ужин. Единственный крупный "сетевой" магазин "Кооператор" - самое отвратительное место, которое довелось посетить на протяжении маршрута. Тесный, заваленный товаром магазин. Половина продуктов сомнительного качества: очень странно выглядит и пахнет. К сожалению это одно из немногих мест, где можно было затовариться. Но даже это нас не убедило покупать минимальный походный продуктовый набор.

Решили рискнуть и закупиться в следующем поселке Рыбачий. Сервисы яндекс.карт и maps.me не показывали наличие там магазинов, но согласно благоразумию они должны там быть. Забегая вперед - нам повезло, там было аж два открытых продуктовых магазина.

Проехав поселок Лесной, машин, припаркованных на обочине, стало в разы меньше. А ближе к границе они совсем перестали встречаться. Зато как приятно было видеть многочисленных движущихся на встречу велотуристов-иностранцев.
Не удалось нам посетить орнитологическую станцию, так как попасть туда можно только в составе групп по предварительной записи.

Высота Мюллера - очередная эко-тропа на Куршской косе. Попасть туда, как и в Королевский бор в далеком 2011 году нам не удалось. А вот в 2018 году мы сполна вкусили песочных подъемов на вершину с велосипедом. С печально известным Генрихом Мюллером, главой гестапо, эта высота ничего общего не имеет. Высота названа в честь Людвига Мюллера, Прусского королевского главного лесничего, одной из выдающейся деятельностью которого было изучение способов закрепления дюн. В противном случае эти огромные песчаные горы своим движением могли уничтожать целые поселения, обосновавшиеся на Куршской косе.

Танцующий лес и дюна Эфа (названа в честь прусского ученого и инженера Вильгельма Эфа) - визитные карточки Куршской косы. Обе достопримечательности представляют собой короткие экологические тропы с пандусом и перилами, которые защищают природу от человека, а не наоборот.

Финальной точкой первого дня маршрута служила очередная эко-тропа у подножья горы Оленья. С высоты которой открывается вид на Куршский залив и озеро Лебедь. Эко-тропа на момент посещения была закрыта, разобраны пандусы и навигация. Спрятав в глубинке леса велосипеды и придерживаясь всех правил действующих троп, мы все-таки решили пройтись по этой эко-тропе.

К сожалению не хватает качества и зума камеры на смартфоне, чтобы показать страшное зрелище: многометровые дюны сантиметр за сантиметром засыпают высокий сосновый лес. Возможно, если вы посетите это место в последующие годы, дюна, погребя под собой лес, подойдет к побережью моря. Вот так просто, был лес - и не стало.

Ночлег устроили практически в безлюдном месте на берегу Балтийского моря. Место было выбрано, откровенно горя, не лучшее, но тут важнее был вид на море.
9 августа. День 2. Куршская коса - Зеленоградск - Пионерский (66,5 км).
Первый день выдался очень длинным и насыщенным на события. Второй же планировался как лайтовый и размеренный.

Возвращаясь обратно в Зеленоградск, опять заехали в злополучный Лесной поселок. На этот раз мы решили сделать остановку-сиесту: искупаться в море, позагорать на пляжах и отведать блюд в местных кафе. К морю и пляжу претензий нет, а вот к опять-таки единственному кафе есть. Заказ несли часа два, то ли им плевать на клиентов, то ли им денег не нужно. Успели познакомиться и разговориться с парой путешественников за соседним столиком. Они регулярно прилетают в Калининградскую область и катаются на арендованной машине. Сами порой грешим таким отдыхом. Не велосипедом единым, как говорится.

Далее Зеленоградск и курс на Светлогорск. Стоит сказать пару слов о дорогах и водителях. Дороги хорошего качества, особенно трассы (с широкой обочиной). Старые немецкие дороги намного уже, чем шоссе из-за посаженных на обочине деревьев. Но стоит отдать должное, водители не торопятся, ждут и пропускают. Была пара инцидентов с дураками на дорогах - человеческий фактор, от них никто не защищен.
Финальной точкой второго дня стал очередной город-курорт Пионерский (он же Нойкурен до прихода советской власти). Название города предопределило его курортное назначение: в этом городе разместили первые детские костно-туберкулезные санатории СССР.

Внешне город действительно производит впечатление советской действительности. Переполненные платформы электричек, советские панельные дома. Как-то ничего не напоминает немецкое прошлое. Хотя в качестве электричек, на удивление, тут "летают" Ласточки.
Очередной "Кооператор", в который уже не хотелось заходить, приятно удивил современностью сетевого магазина. Быстро, без очередей, а еще очень много "забугорных вкусняшек". Немецкие шоколадки, латвийский сидр и многое другое.

Местом для ночлега опять выбрали берег Балтийского моря недалеко от государственной резиденции "Янтарь"
10 августа. День 3. Пионерский - Светлогорск - мыс Таран - Янтарное - Балтийск - Балтийская коса (73,5 км)

Третий день обещал быть не менее насыщенным, чем первым. А приключений ему добавило посещение мыса Таран и одноименного маяка.

День начался с неспешных сборов, завтрака и купания в Балтийском море. Ночью его штормило. А с утра по береговой линии ходило множество людей с пристальным взглядом под ноги. Оказывается местные жители в скоплениях водорослей, брошенных на берег, ищут янтарь. По их же словам, лучше всего искать янтарь как раз после шторма. И мы, пользуясь свободным временем, насобирали немного янтаря. В качестве сувенира и привезли домой.

По дороге в Светлогорск делали неоднократные остановки чтобы "помародерствовать" в заброшенных садах или пособирать плодов с придорожных деревьев. Яблоки, сливы, алыча и многое другое.

Светлогорск (Раушен) - суперэлитный город-курорт с невероятной стоимостью проживания и стоимостью недвижимости. Красивый и чистый туристический центр региона. До сих пор современные особняки и гостевые дома исполняют в старом немецком стиле. Город сам по себе небольшой, очень узкая линия пляжа.
С точки зрения отдыха на море - не лучший город. Со всех других точек зрения - лучше всех городов региона.
После Светлогорска началась импровизация и поиск короткого пути к мысу Таран. В далеком 2011 году нам без проблем, но странными путями удалось проехать к маяку (на картах это была главная достопримечательность) от Янтарного, а вот выезжали мы через территорию воинской части. Прямо через главную проходную. А дальше кругами добирались в сторону Пионерского
В этот раз мы были хитрее и решили воспользоваться маленькими тропинками и заехать в "тыл" воинской части с востока.

Долго ли, коротко ли, асфальтными ли, каменными ли дорогами мы добрались до тропинок. Съезд на них начался сразу после каменного моста заброшенной железной дороги. Очень удивительным образом вдоль этих тропинок выросли особняки. Ведь нет ни вида на море, ни инфраструктуры. Только тишина. И еще минут через 10 мы уперлись в шлагбаум "территория МО РФ, проезд запрещен". Помыслив пару минут, взвесив риски возможно сорванного маршрута, все-таки пролезли под ним. Как всегда все тихо и полузаброшенно. Никакой охраны. Но мы не гарантируем вам что будет также, если вы туда поедете позже. И еще минут через 15 грязных и песчанных дорог мы подъехали к маяку на мысе Таран.

Картина как и в 2011 году: красивый маяк за забором действующей воинской части. Охрана, КПП, казармы, все как полагается. Много гражданских авто перед КПП (интересно как они туда попали? как мы?). В общем побывать у маяка опять не получилось. И, наверное, не получится пока маяки не перестанут быть стратегическим объектом.

Взяв курс на Янтарное, все еще находясь на территории МО РФ, мы попали на часть строительной площадки - возводились строения военной базы. Среди военного транспорта было легко угадать "Шилку" и толи "Искандер" толи "Точку У". В 2011 году на этом поле только ромашки росли. Не исключено что скоро туда будет действительно не попасть.

Выбрались с территории минобороны мы опять через проходную, мимо удивленный дежурных. Отметим, что без проблем и вопросов. А дальше каменные и живописные дороги до Янтарного.
Янтарный нас встретил огромными тучами, которые сулили вот-вот извергнуть на нас ливень. Благо мы успели запарковаться на веранде "кафе-корабля" и заказать себе обед. Цены московские, а что делать? Нужно и покушать и дождь переждать. Сразу после дождя по настилу "променада" мы проехали всю береговую линию.

Еще в 2011 году этого променада не было. Зато все также стоят домики-бунгало в которых нам тогда удалось остановиться. Ностальгия.

Еще через пару часов мы прибыли в Балтийск и прямиком ломанулись к паромам узнать расписание. Оставалось всего два рейса, чтобы мы смогли перемахнуть через пролив на Балтийскую косу. А еще нужно успеть закупиться. Благо времени было достаточно. но тянуть до последнего не хотелось.

В отличии от путешествия в 2011 году, в прибрежных водах залива и моря не было замечено ни одного корабля Балтийского флота, не считая маленьких катеров. Не повезло - ведь это завораживающее и впечатляющее зрелище.

Место под ночлег на косе мы выбрали подальше от авто-туристов. Тем и хорош велосипед, можно заехать куда угодно. Туда, куда не доедут автомобили и не пойдут ленивые шумные компании.
11 августа. День 4. Балтийская коса - Балтийск - Калининград (52,5 км)


На четвертый день в планах было максимум быстро добраться до Калининграда и оставшуюся часть дня потратить на его осмотр. В голове даже мелькали мысли о том, чтобы доехать на электричке/рельсовом автобусе. Благо (для спортивного интереса) расписание у них оказалось неудобное. Своим ходом преодолев почти 50 км с обедом в придорожном кафе за 3 часа мы оказались в Калининграде. Там мы скинули вещи в гостевом доме и отправились на прогулку.
За эти несколько лет Кёнигсберг ничем не изменился. Все что нужно посмотреть - находится в историческом центре. Кстати, в этот раз удалось подняться на "башню-маяк" в Рыбной деревне. Обязательно всем рекомендуем посетить офигенный и современный Музей мирового океана. И визитные карточки Калиниградской области остров Иммануила Канта и Королевские ворота (музей). За все время путешествия мы отметили очень вкусное разливное пиво в кафе. Не в пивных ресторанах, а именно в самых обычных кафешках. Надеемся, что это приятное дуновение запада. Еще из гастрономических особенностей области - куча различных сладостей, продуктов и напитков, которые привозят из Европы. В других областях нашей страны их встретить бывает очень сложно. Они не намного дороже "отечественных аналогов", но существенно приятнее по вкусу.
12 августа. День 5. Калининград - аэропорт Храброво (24,7 км)

Пятый день - дорога в Аэропорт. Еще раз прокатившись по центру города и по свежим велодорожкам взяли курс на Храброво.

В 2011 году ввиду измененного графика и раннего вылета нам пришлось ночевать в поле недалеко от аэродрома. Тогда нам удалось лицезреть взлет и посадку самолетов в лучах заката.
В 2018 году мы просто встали пораньше. Благо спортивная форма и знание дорог позволили нам доехать почти за два часа. Никакого сворачивания лагеря и полевых завтраков. Досмотр в аэропорте был непродолжительный, никаких проблем не возникло. Наверное, велотуристы тут явление частое. А еще через несколько часов мы были дома.
В заключении хочется отметить Калиниградскую область, а точнее ее береговую линию, включая Куршскую и Балтийскую косу, как легкий, богатый на достопримечательности, не требующий специальной подготовки и снаряжения велосипедный маршрут для путешествия на 5-7 дней. Отлично подойдет для новичков или для путешествия с детьми. Даже если вы не любите отдых с палатками, а предпочитаете комфорт - многочисленные гостиницы городов-курортов к вашим услугам.
Поделиться статьей можно в социальных сетях: