"Другой" поход

Турция - Украина, май 2013

Велопоход по Турции и Крыму в 2013 году

Предисловие от участника и руководителя велопохода Толубаева Сергея.

Дорожные заметки от Лобачевой Татьяны о велопоходе или скорее велотуре, который состоялся в средине мая 2013 года. Практически сразу после велопохода по Ленинградской области.

Это был один из самых необычных велопоходов. Тут и первая наша настоящая заграница, и "круиз" на грузо-пассажирском пароме, и степной Крым. Все эти приключения оставили самые теплые воспоминания в наших сердцах.

К сожалению, заметки написаны только о первой "турецкой части" велопохода. Автору не хватило то ли сил, то ли вдохновения его закончить. Но ценность строк от этого не теряется.

Заметки писались в период политического кризиса на Украине.
То ли в свете последних событий на полуострове Крым, то ли робкое весеннее солнышко навеяло…

Но, так или иначе, возникло у меня непреодолимое желание поностальгировать и решила я этот свой порыв не сдерживать. А вспомнить я хочу незабываемый прошлогодний поход, который, по объективным причинам, был окрещен "Другим".

Другим, потому что это была совершенно новая Турция — самостоятельная, без all inclusiv'а, без пляжного Тагила и абсолютно безалкогольная. Другим в этом походе был и Крым — плоским и необъятным. Итак, машина времени воспоминаний запущена — поехали!!!
Пролог.

Изначально поход задумывался как «Весенний Крым — братюни снова в пути», но как-то так совпало, что в эти же даты совсем недалеко от Крыма должна была проходить Велоночь (для тех, кто не в курсе, организаторы Московской велоночи не ограничиваются проведением данного мероприятия исключительно в Москве и Велоночь ежегодно проводится в совершенно разных городах мира). Ну как недалеко от Крыма… В Стамбуле!

Сначала идея показалась абсурдной, потом «а почему бы и нет» и вот уже почти есть план. Почти план вылился в:

— 4 билета на самолет из Москвы до Стамбула;
— бронь 4-х местного номера в гостинице Стамбула на 2 ночи;
— 4 билета на поезд до Москвы из… Симферополя.

Четверо рискнувших — это я, Толубаев Сергей, Зубко Алена и Маковецкий Артем
День 1-ый.

День первый начался глубокой ночью с пятницы на субботу, когда вдруг внезапно стало понятно, что рейс у нас ну ооочень рано и в аэропорт лучше всего добраться на велосипедах и лучше всего всем вместе выехать из дома Сергея, так как он живет ближе всех.

Недостающие участники похода приехали поздно, но даже успели поспать, хоть и не долго. Должна заметить, что дорога до аэропорта Шереметьево была прекрасной — сонная Москва, только-только просыпающиеся птички, пустынное Путилковское шоссе, вдоль которого громко квакали лягушки, и на месте мы оказались довольно быстро и очень даже заранее. Пока ребята разбирали велосипеды, мы с Аленой благополучно освоили терминал по саморегистрации на рейс и, конечно же, 32-ое место на борту самолета оказалось нашим ;)

Самый негабаритный багаж был, конечно же, тоже наш. Поскольку жить цивильно (в гостинице) мы планировали только 2 дня, а потом в Крым и да здравствуют палатки, наши кофры были тяжелы, но заранее продуманы. Весь багаж был успешно упакован в велочехлы вместе с велосипедами, благо они достаточно вместительны и выносливы, а все, что превышало установленные авиалинией килограммы, распределялось по недовешивающим чехлам либо забиралось в ручную кладь. И тут был замечен явный плюс негабаритного багажа — у нас его приняли без очереди в отдельном «окошечке». О чудо! Багаж сдан, запасы йогурта допиты и мы на борту с надеждой, что байки наши тоже)))
Стамбул встретил нас огромной разношерстной очередью на пункт визового контроля, бесплатным штампом в паспорте, непонятными закорючками в виде надписей и… первым нашим неудачным «разделением» — груз решили вывозить частями и оставили с двумя набитыми велочехлами Алену, а два поехали вывозить за территорию, чтобы там спокойно собраться. Вот только обратно в зону багажа ребят не пустили… и пришлось это все тащить бедненькой Аленочке (она, оказывается, силачка!) Ну вроде справились… посмеялись-поплакали… велосипеды собрали, ноги готовы вращать, солнце светит неистово, одно но… куда ехать-то? Понятно, что в гостиницу бы сначала, а значит в центр Стамбула и если верить Букингу, около 30 км. "До куда-то до туда".

Немного попререкавшись, Сусанин Сергей посовещался с компасом/интуицией/не ловящим навигатором и вывел-таки нас на верное шоссе, в верном направлении. Почти сразу. Совсем вначале только не в тот тупик угодили, там митинговали мирные граждане, но мы не стали к ним присоединяться. Где-то на пути нам попалась даже велодорожка, отделенная столбиками как от проезжей части, так и от пешеходной зоны, а также снабженная собственными светофорами. И где-то здесь мы вспомнили про фотоаппарат: Медленно ли, быстро ли, уже порядком утомленные солнцем, с огромным желанием искупаться, докрутили мы до моря. Но поскольку это все-таки портовый, а не курортный город, пляжа там не наблюдалось, а желание купаться исчезло также быстро, как и появилось, стоило лишь поближе взглянуть на воду. Зато сильнее разыгралось желание ПИТЬ.
Задача найти пункт обмена валюты в субботу в Стамбуле оказалась не из легких. И в какой-то момент как будто даже невыполнимой, потому что банки в этом городе в выходные "выходные" (а прилетели мы, напоминаю, в субботу).

Сколько там человек может не пить/не есть? Кое-как, Сережа чутьем, а Алена знанием английского, полуподпольный пункт обмена валют был обнаружен и использован по назначению. Ура! И понеслось… Ведь там такие вкусные и дешевые свежевыжатые соки, и апельсиновый, и яблочный, и гранатовый, и особенно яблочный! А еще мороженое и шаурма! И все это прямо за барной стойкой на улице, не упуская из вида велосипедов. Перекусили, жидкостью запаслись, пора бы и дальше в путь. Центр города был найден на удивление легко, а вот нужная нам гостиница оказалась безнадежно запрятанной.

Тут на помощь пришли сотрудники другого отеля, которые позвонили в наш и уточнили его местонахождение. Номер оказался очень даже приличным, вот только велосипеды внутрь завести нам не разрешили, предложив оставить их на парковке рядом, что нас поначалу тревожило, но совершенно зря, никому там наши велосипеды не приглянулись (законы слишком суровы по отношению к ворам). А вот места в номере очень быстро стало мало: До "велоночи" мы успели еще даже вздремнуть, благо от гостиницы до точки старта было ну ооочень близко.
Просыпаться, конечно же, не хотелось… Кроме нас, и организаторов, были, как ни странно, еще несколько руссо-туристов. И только мы, как мне показалось, были без шлемов. И даже без фонариков. Радио с экскурсией вещало треском и непонятными словами, поэтому мы просто ехали))) не вникая в суть и стараясь не потерять друг друга в этой толпе. Где-то в начале маршрута промелькнула явная Толубайщина (хоть Сергей и уверял, что к этому никак не причастен) и поток велосипедистов на перекрестке вдруг внезапно стал встречным… Так и не поняв, что к чему, свернув явно не туда, группка, в которую мы затесались, внезапно вынырнула из тесных улочек центра прямиком на магистраль с оживленным потоком машин. Недолго мы там продержались, поспешив остаться в живых, куда-то свернули, где-то подождали остальных и каким-то непонятным образом доехали до финиша раньше организаторов на целый час.
На причале, с которого должен был отправиться корабль с продолжением и завершением велоэкскурсии. Почти на том самом причале, на пару метров промахнулись. Но зато посидели в тиши уже чуть похолодавшей ночи, наслаждаясь огнями моста через пролив, чаем и невероятно вкусными вафлями. Финиш же, как оказалось, был рядом, но не там и был обнаружен во время экспедиции, снаряженной на поиски места немного другого назначения.

Кстати, для справки, в Турции слово bayan (баян) имеет весьма оригинальное значение — это женский туалет. Эх, жаль, что нет фотографии финиша откуда-нибудь сверху. Зрелище было совершенно невероятное для русского глаза — вся пристань была буквально усеяна кое-как, а иногда даже и совсем не пристегнутыми велосипедами. Без хозяев. И велосипедисты все прибывали и прибывали, оставляя свой транспорт здесь же и уходя на корабль. Посидев среди этой велосвалки, отойдя от шока и попрощавшись с соотечественниками, мы пойти на корабль, оставив велосипеды, не рискнули, и отправились восвояси.

Обратная дорога была уже не такой многолюдной, но не менее приятной. Ночь в Стамбуле достаточно тиха и пустынна, лишь на мосту бурлила жизнь — в бочках горел огонь и веселились люди, то ли рыбачили (ночью?), то ли развлекались… В гостиницу мы заходили уже под звуки песни муллы, зазывающей на утренние молитвы. Светало…
День 2. Пока еще Стамбул.

Утро выдалось совсем не ранним, поэтому завтрак было решено начать с обеда. В кафешке, куда мы забрели, на самом верхнем (четвертом или третьем?) этаже была очень милая открытая мансарда с совершенно потрясающими видами ( с одной стороны — разруха, с другой — главная достопримечательность города Голубая Мечеть). Благо это никак не повлияло на стоимость блюд и наш завтрако-обед был вкусным, доступным и с чаем под цвет футболки ;) Казалось бы, ничто не омрачало прекрасного ленивого отдыха…

Как оказалось, показалось. Может и не в это время, точно уже не помню, но была произнесена Артемом вполне безобидная такая фраза, что-то типа «Я раз десять проверил, те ли билеты взял на поезд из Симферополя». Но нас с Сережей эти простые слова внезапно заставили поматериться. Потому что мы ВООБЩЕ никаких билетов на поезд не взяли. Напрочь про них забыли. Вот что с мозгом делает привычка электронной регистрации и посадки на поезд по паспорту… Интересно, можно ли каким-то образом восстановить билеты?

Впрочем, в любом случае, в Турции этот вопрос мы не решим, остается ждать до приезда хотя бы на территорию Крыма. А пока…

Велосипеды были оставлены на парковке и мы пошли гулять по городу пешком! Как настоящие ленивые туристо. Кстати, на велопарковках Стамбула запрещено припарковывать коз :( Мечети при свете дня оказались еще более впечатляющими… И многолюдными… Как-никак воскресенье. Гранд Базар, в связи с воскресеньем, вообще оказался закрыт, работал лишь рынок рядом «а-ля блошиный», где мирно спали кошки, и продавалось много-много всевозможных книг. Среди них была обнаружена карта. Очевидно, это была карта самых коротких дорог мира. Ибо, что-то мне подсказывает, что именно тогда возникла идея дальнейшего маршрута нашего путешествия. А вот дальше на рынке торговля велась уже непосредственно на земле и ассортимент представлял собой весь ненужный хлам с балкона. На этом рынке ничего нам не приглянулось, чего не скажешь про магазинчик со сладостями. Прикупив «вот это, вот это и еще вот это», съедая все это на ходу и мыча от удовольствия, мы пошли окольными улочками куда-то вроде бы в сторону воды. Оказалось, что турецкие мальчишки романтики. А мамы экстремалки и совсем не боятся высоты.
И в этот день был некий национальный праздник. Местные жители рассыпались по всей набережной, повсюду что-то жарилось на мангалах, дразня аппетитными ароматами, асфальт был усеян белой шелухой от семечек, а кто-то даже пел и танцевал. Турция все больше и больше располагала к тому, чтобы остаться тут подольше… Купив арбуз и что-то непонятное, мы удалились в номер изучать карту и думать, что же дальше…

Арбуз был невкусным. Экзотика кислой. Хоть и не мясо, но Алене все-равно понравилось. Впереди осталась последняя ночь в этом отеле. Из Стамбула, судя по всему, в сторону Крыма ничего не ходит, да и раз уж мы сюда прилетели, то почему бы не задержаться подольше? В этом городе хотелось бы еще попасть на Гранд Базар, а дальше можно поехать в некий город Зонгулдак (предподготовительная разведка показала, что оттуда вроде как ходят паромы).

Поскольку ехать далеко и в виду неизвестности рельефа и ограниченности во времени лучше все-таки на автобусе, то почему бы не заехать, так сказать «по пути», в Анкару?
День 3. Все еще Стамбул.

Вот и приблизился этот момент, когда расстаешься с цивилизацией и начинаешь путь в неизведанное — самое интересное и волнительное, что присуще любому походу, в котором есть хотя бы один братюня… А пока момент приблизился не совсем близко, можно еще успеть насладиться теплым душем (неизвестно, когда потом предоставится такая счастливая возможность). Однако братюня уже тут, фотографируется в зеркале… И вперед — тратить деньги! Гранд Базар — невероятное, сказочное место, пестрое, шумное и ароматное. Словно огромная шкатулка с драгоценностями и шелками. Невозможно уйти оттуда без покупок, а уж поторговаться там, так это вообще святое дело! Прикупить удалось, к сожалению, все только самое необходимое (юбки, рюкзачок, платочек, специи и годовой запас чая), так как ведь самим же потом это все таскать дней десять!

Пора бы уже и дальше… Вот только электрички в этой стране, как оказалось, не транспорт, что нас немного подрасстроило, но сотрудник отеля убедительно, вроде бы, сказал, что куда угодно можно доехать на автобусе, и объяснил, где автобусная станция. Судя по карте, не близко. А по ощущениям, автобусная станция была ооочень далеко и даже уже совсем не в городе, поскольку крутили мы долго. В какой-то момент даже заблудились. Потому что так бывает, что сначала навигатор говорит, что почти приехали, а чуть позже, что, ааа черт, уже проехали.

На помощь пришел случайный прохожий. Ну как на помощь… Он неплохо говорил по-русски, но не знал, где станция. До встречи с нами, теперь знает. Мы действительно, ее проехали и нужно было чуть-чуть вернуться. В Турции плохо с электричками, зато в любую точку страны можно доехать на Метро! Только здесь Метро — это одна из огромного количества автобусных компаний.

И представители этих компаний буквально набросились на нас, предлагая наперебой скидки, комфорт и хоть сразу в Крым, и даже и хорошо, что мы еще и с таким большим багажом! В общем, выбирай, не хочу. Купив где-то билеты, в ожидании рейса мы решили перекусить. Аппетит накатали зверский, а ехать еще далеко — в Анкару. Жаль, конечно, что в городе не покушали, питание на вокзалах ведь как-то обычно и дороже, и не вкусно, но уже никуда и не успеем, и устали, и кушать хочется. А поэтому мне, пожалуйста, макароны и курицу (впервые за это время увидела в меню макароны)… Я не сторонник фотографировать еду, но когда тебе приносят гарнир и второе в разных тарелках и буквально с горкой…
В общем да, жаль, что люди не хомяки, и не могут делать стратегических запасов еды за щечками… Турция продолжала удивлять… Автобус был очень комфортным, велосипеды в багажном отделении помещались даже «стоя», у каждого пассажира был свой монитор с наушниками, где можно было послушать музыку, посмотреть Джеймса Бонда на турецком или почувствовать себя внутри видеорегистратора и следить за дорогой.
А можно было и просто поспать. Ехали-ехали-ехали. Наконец-то первая остановка! О нееет, это все еще Стамбул…
Одни слова в Турции приобрели новый смысл (баян, метро), другие расширили свое понятие. Так, стюард, оказывается, может быть и в автобусе. Едешь, ничего не подозреваешь, а к тебе вдруг подкатывают с тележкой и предлагают напитки и перекусить. Ничего удивительного, спим едем дальше. Расстояние от Стамбула до Анкары по автомобильной дороге около 450 км., поэтому неудивительно, что ехали мы долго. За окном уже стемнело и я действительно уснула. И не только я. Вот только сны досмотреть не удалось, потому что кто-то с акцентом настойчиво твердил: «Анкара! Анкара!» и уже практически выносил нас вместе с вещами из салона автобуса. Все произошло настолько стремительно и быстро, что первые истерические смешки мы смогли выдавить из себя только когда исчезли вдали красные огоньки теплого автобусика.
Смешки были истерическими, потому что мы никак не ожидали, что Анкара — не конечный пункт в маршруте следования, и уж точно сюрпризом было оказаться посреди ночи на обочине темной дороги без явных признаков жизни вокруг. Ни фонарей, ни светящихся окон в домах. Только бетонная глыба (видимо, остановка), темнота да парнишка, которого высадили вместе с нами, но и его очень быстро унес куда-то дальше автомобиль… Не все так плохо, как показалось сначала, автостанция была рядом, за поворотом и это не могло не обрадовать. Первое, что мы решили поискать там (кроме баяна, естественно) это карта местности. Артем прошел по всем киоскам с газетами, спрашивая «a map», вернулся ни с чем. Мы с Аленой прошлись по тем же самым киоскам, «a map» нам достали откуда-то из-под полы…
Учитывая, что ночь и хочется спать, решено было оставить просмотр достопримечательностей на потом и найти ближайший лесок, дабы там обосноваться с палатками. Ну и что, что это почти пустыня. Совсем ближайший лесок оказался парком за забором, шлагбаумом и охраняемый сонным охранником, который, мягко говоря, был удивлен и от шока даже вспомнил школьные запасы английского. Вполне дружелюбно он дал нам понять, что в парке нам делать нечего, это территория института, а вообще мы странные и затея наша dangerous. Ну да, ну да…
Ищем другую зеленую зону на карте… В темноте это выглядело так — мы съехали с дороги на проселочную, ведущую в поле, поплутали в поисках деревьев, поразмышляли, могут ли здесь водиться змеи, не нашли деревьев, но вспомнили, что были какие-то кустики в самом начале съезда. Хм, рядом с дорогой, но не в поле же. И, правда, еще куда-то ехать по темному городу в поисках невозможного больше невозможно. Спааать!
День 4. Анкара.

Ну конечно же, так часто бывает, что по утрам хочется еще поспать. И вроде спешить нам особо и некуда сегодня. Вот только спать уже было невозможно. Не потому что долго, а потому что жарко. И это не беда, что мы возле шоссе заночевали. Шум машин — это мелочь, когда над головой постоянно летают вертолеты.

Лишь Тема уже радуется жизни и спешит запечатлеть всю живописность нашего места ночлега: Настолько гармонично наши палатки вписались в данные кусты, что даже улитки восприняли их как продолжение ландшафта. Обычно люди по утрам завтракают, но учитывая то, что ночь нас застала врасплох, к утру мы были совсем не готовы. Кое-где еще поднаскребли остатки жидкости, быстренько укомплектовали вещички и до города вроде рукой подать, как говорится «вперед и с песней».

И вот незадача - шоссе разделено так, что чтобы попасть на другую (нужную нам сторону) нужно:
а) проехать по встречке назад до видимого невооруженным глазом разворота; б) проехать вперед (ведь где-то же как-то люди разворачиваются не нарушая).

В общем, короткая дорога не всегда самая длинная. Но мы же в другой стране, поэтому не рискнув, поехали вперед. Ох и долго же вперед. Очень долго вперед. Проклиная свою правильность и желание организма пить (ну сколько можно хотеть пить?!).

В общем, если до магазина мы добрались еще может и к позднему завтраку, то до ближайших кафешек точно уже к обеду. И то ли выбор кафешек был невелик и предлагал непонятно-неаппетитные бургеры, то ли я так сильно устала за одно лишь утро, но как-то Анкара меня уже почти и разочаровала бы, если бы не магазин с невероятно ароматной клубникой… которая стала обедом и лучиком радости посреди этого жаркого города. Окончательно перегревшись и разнежившись вкусняшкой, дальше я отдалась во власть этого города, очевидно совершенно отключив мозг. Очевидно, потому что сейчас ну никак не могу вспомнить, что же там было в этой Анкаре, кроме истерик и вооруженных автоматчиков… Ах, да, там был, так называемый, Мавзолей. Как мы туда попали — не помню. Видимо на велосипеде))) На входе был русскоговорящий охранник, который внутрь с велосипедами не пускал, но великодушно разрешил оставить нам их за «будкой». Осталось впечатление, что он хотел за сохранность наших вещей получить денег, но его словарный запас не помог ему донести это желание до нас. А может, это мое впечатление ошибочно основывается на представлении о типичных охранниках.
По территории мы довольно долго бродили пешком. И это был совсем не парк, а больше открытая площадка для беспощадного поджаривания туристов: А внутри Мавзолея прохладно, много надписей-цитат на стенах и, собственно, все. В другом здании, к которому вела длинная дорожка, выложенная брусчаткой, была представлена данная «достопримечательность» в миниатюре. Хм. Жаль, что эта экспозиция была в конце пути, а не в начале… Часовым в Анкаре тоже ох, как несладко. И отупевшие (то ли от солнца, то ли просто) туристы используют их как манекены для своих эпичных фото… ибо фоткать там особо больше и нечего. В этом ли их предназначение? Потом мы как-то (видимо, опять вкрутив) добрались до старой крепости, так сказать, исторического центра города. Это была своеобразная гора с лестницей наверх. Раз уж мы не первый день в Турции, велосипеды на этот раз мы рискнули оставить внизу, сцепив их между собой. Там были деревья! И много-много тени! Пройдя половину пути, захотелось там же и остаться. К этому вполне располагали скамеечки… Но что же там выше? Выше были… дома. Самые обычные жилые каменные дома. Точнее обычными они были лет сто назад. Но в них до сих пор жили. Совершенно другой мир, с тесными каменными улочками, полуоткрытыми дверьми и бедным, но чистым бытом. На площадке внутри одной из башен былой крепости, где когда-то возможно проводились рыцарские турниры (хотя это, наверное, не по-турецки), сегодня местная детвора играла в футбол, совершенно не обращая внимания на проходящих выше туристов.

А выше открывался потрясающий вид на город внизу и вокруг. Этот вид завораживал бескрайностью города и однообразием красных черепичных крыш, изредка разбавленный многоэтажками. Было понятно, что смотреть в городе больше нечего. И единственное, что привлекло внимание — это пруд, который был совсем неподалеку. Единственный водоем, да еще и окруженный деревьями — нам точно туда. По направлению к пруду, мы зацепили случайно еще один памятник, значение которого, увы, в виду отсутствия информации, можно только додумать. Полакомились мороженым и пронаблюдали массовую истерию в исполнении голубей. Сфотографировать не успели, птицы испугались, но подобное мы уже видели в Крыму. Когда птицы рьяно поедают куст, напав на него целой стаей, не взирая на то, что рядом не тронутыми стоят точно такие же кусты. Если кто знает причины столь зверского нападения, поделитесь, оооочень любопытно.

В парк нас опять пытались не пустить с велосипедами, но все же разрешили их просто вести рядом. Расстелив пенки в тени деревьев, мы наконец-то просто овощились… В общем, скучная она Анкара. И напряженная. Там почти возле каждого дома вооруженные автоматчики. Отнюдь не настроенные на мирные переговоры. И один раз мы остановились посмотреть карту возле не того дома… Хм. Попросили отъехать. Спорить мы не стали. Где-то еще в этот день мы заехали на ж/д вокзал. Больше похож на музей.

Решили не изменять уже проверенному опыту и до Зонгулдака поехать на ближайшем же автобусе. К сожалению, он отправлялся лишь утром. Или к счастью, потому что по дороге к месту ночевки мы забрели в шикарнейшую кафешку, которая уже закрывалась, но нас все-равно накормили невероятно вкусным супом. С местом ночевки решили не мудрить и поехать туда же, поскольку взгляд сверху на город показал, что лучше мы ничего не найдем. Тем более что по пути был приличный магазин. И пока ребята закупались (да-да, завтраком на завтра), нас с Аленой угостили ягодками :) Было совсем уже темно, не жарко, постепенно возвращалось желание продолжить путь и несказанно радовало, что утром мы покинем этот странный город и поедем в сторону моря! Место в кустах было уже родным, а то что вертолеты до сих пор летают… лишь бы ничего взрывающегося не сбрасывали и не светили так сильно прожекторами.
День 5. Где-то в Турции.

Пятый день в Турции, а так ни разу и не искупались… Это, видимо, проклятие братюнь, чем курортнее место похода, тем дольше путь к пляжу. Но уже сегодня мы намерены это исправить! Первым же автобусом помчимся к морю! Кусты, в которых мы ночевали были прекрасны и ароматны — это бесспорно, но нам пора дальше. А поэтому, встав пораньше, и наплевав на ПДД и на этот раз проехав по встречке, мы гораздо быстрее и бодрее доехали до автовокзала. И тут мы окончательно убедились, что движемся в правильном направлении: Долго ли, коротко ли, относительно ровная дорога привела нас в славный портовый городок под названием Зонгулдак.

И эта дорога — въезд в город была единственной относительно горизонтальной. Все, что справа, слева больше походило на диагонали, резко уводящие в небо. Весь город — это гора, застроенная маленькими домиками. Тот вариант, когда чтобы увидеть панораму города не обязательно залезать наверх, снизу тоже прекрасный обзор. Первым делом, было решено найти порт и узнать про переправу. Но сначала нужно подкрепиться.

Порт оказался буквально через дорогу и в порту оказалось, что невозможное вполне возможно — есть паромы и до Евпатории, и до некоего Скадовска (где это? говорят, на Украине...) Евпатория была бы удобна. Но плыть до нее и дороже, и отправление чуть ли не через неделю только, а вот до Скадовска — через два дня. Во сколько? Где-то в обед начало погрузки. Сколько плыть? Как повезет. Около 36 часов. Плюс-минус неделя.
Только человек, который за это отвечает будет вечером. Эх, братюни… Пойдемте, поедим лучше. Именно пойдемте, учитывая рельеф. Велы пусть пока в порту постоят.

И тут нам несказанно повезло. В городе мы обнаружили кафе с огромными порциями, бесплатными салатами и приветливым персоналом. Тут же мы открыли для себя чудо гастрономии — Искендер кебаб. Кто будет в Турции — рекомендую! Пока обедали, ждали менеджера, чтобы оформить билеты на паром, подкрался вечер, пора искать ночлег в этих горно-портовых джунглях…

Первое, что попалось на глаза — это городской пляж, к нему нужно было спускаться вниз с дороги и там камни, но если совсем ничего больше не найдем, то куда деваться… Вот только на пляже почему-то выложено русское слово. Не совсем цензурное.
Хм. Дальше вдоль берега вдруг появилась велодорожка. Хорошая, но не продолжительная. И пляж. Песчано-стеклянный. Очень много мусора + песок + соседство некоего технического сооружения (что-то вроде очистительной станции) = один сплошной минус. Едем дальше. Дальше — подъем. Крутой. Затяжной. И судя по всему снова горы, горы, горы… преградившие все возможные пути, как влево, так и вправо. Нет, не сегодня. Что ж, возвращаемся на городской пляж. Спустившись, поняли, почему там было написано русское слово. Кое-кто из группы внес ясность, дописав еще два слова (Надеюсь, среди нас нет детей). Видимо, здесь водится такая народная традиция — бить стеклотару на пляже. Будем надеяться, что они ее не сверху бросают, потому что мы остаемся.

Пока располагались, местные ребятушки решили, что мы проголодались и угостили то ли чипсами, то ли крекером, не помню, но тогда это еще показалось странным. Потом привыкли. Это тоже народная забава — подкармливать чужаков. Купальный сезон открыт (хотя бы у некоторых)! Пора спать — на этот раз без вертолетов, но с песнопениями. Главное, чтоб не буянили.
День 6. Зонгулдак. Нет, однозначно, не лучшее место для ночевки, нужно что-то менять. Раз налево горы, пойдем направо. Там тоже горы и город, но кто знает. Пока пойдем, а там видно будет. Обзорная пешая экскурсия показала, что городок прекрасен, местами тенист, а местами подзаброшен, что придает ему особый шарм. Так, двигаясь по направлению к маяку мы обнаружили тоннель, вход в который был оснащен неведомым естественным кондиционером, т.к. температура там значительно отличалась от окружающей: Освещение в тоннеле отсутствовало, чего не скажешь о влажности и, наверняка, о живности (но тут как плюс — отсутствие освещения). Мы же все равно прошли его насквозь! С ужасом думая, что придется идти обратно, т.к. на полпути сел единственный фонарик. Благо, дальше была тропинка. Говорят, что жестокое детство — это когда игрушки деревянные. Маяк, который был ориентиром нашей прогулки, оказался, по сути, рестораном. Но он же подарил возможность познакомиться с чудным зверьем. А вот так вот в угольном городе делать не стоит. Руки испачканы, ноги устали бродить, пора забирать вещи и искать место для ночлега. Придется все-таки подняться в ту гору… должно же братюням повезти…
Послесловие.

На этом повествования автора заканчивается. Очень-очень коротко постараюсь описать все самое интересное что происходило с нами в последующие дни путешествия.
Не то, чтобы мы импровизировали, как это может показаться с вышеприведенного повествования, но доля спонтанности тут определенно есть.

По плану было:
- Посетить "Стамбульскю велоночь"
- Выехать своим ходом из Стамбула в Зонгулдак (билеты на паром, кстати у нас уже были). Анкара вроде бы не планировалась.
- Отправиться в Скадовск на пароме
- Оттуда заехать в Крым
- Приехать в Симферополь и отправиться домой на поезде.

То ли мы переоценили свои силы и не ожидали турецкого рельефа, то ли от жадности хотели посмотреть максимум. Потому и из города в город доставлялись на автобусах. Хотя в планах была подстраховка в виде поездов/электричек. Но облом =)

Автобусы нам сэкономили пару дней, и их пришлось коротать в городке Козлу, недалеко от Зонгулдака. От скуки купались в море, ходили пешком по окрестным тропам (сейчас это зовется трекингом) и катались в Зонгулдак в кафе по два раза в день.

Эти городишки не избалованы вниманием туристов, так что мы своим присутствием привлекали много внимания. Все нас хотели потрогать, сфотографировать и угостить. На пляже, где мы поставили лагерь, нас угощали домашней выпечкой и сладостями прибывшие на автобусах школьники и "воспитательницы". Мы их в ответ угощали шоколадками.

В кафе, оставляя чаевые, нам на следующий приносили угощения ("комплимент") в виде сладостей. И они никогда не повторялись. Это было очень приятно. Турецкая нетуристическая провинция нас пленила своей простотой и доброжелательством.

Был еще случай, когда мы, забыв про дорогую фототехнику в нашем "палаточном лагере" на пляже, ушли на несколько часов гулять по тропинкам вдоль моря. Когда мы вспомнили что все лежит вне палаток - сразу же простились и фотоаппаратом и с фотографиями. Но когда вернулись - все лежало на месте. Притом что на это пляже уже отдыхало порядка сотни человек всего в паре метров от наших вещей.

Спустя пару дней "овощения" под вечер мы погрузились на паром до Скадовска.
На пароме в качестве туристов были только мы. Остальные пассажиры - дальнобойщики, которые на пароме срезают свои маршруты. Камбуз был поделен на два части: "русскоговорящая" и "тюркоговорящая". В каждой из них по телевизорам показывали свои фильмы. "Русские" дальнобойщики не лестно отзывались про всех остальных "коллег" и про жителей других "нерусских" стран. Ну да, ну да, ничего необычного. Одни мы Д`Артаньяны.

Время коротали за приемом пищи, просмотром телевизора, общением с "дальнобоями", загоранием на палубе и сном в каюте.

Сложно сейчас вспомнить сколько мы плыли на пароме. Одним ранним утром мы проснулись и увидели берег. В порт мы не заходили до вечера. Почему - мы так и не выяснили. По слухам на камбузе: то лоцман забухал, то сильный ветер и парусность парома не дают спокойно зайти в порт. Порт там действительно маленький.

Вечером таможенники нас первыми выпустили на берег. Мы встретили подкрепление в виде велосипедистов в составе двух человек (как их звали уже и не помним). И погнали нагонять график. Прямо в ночь.
Дальше несколько дней мы крутили по западным степям Крыма. Не то чтобы это скучно и не интересно, но кайфа меньше, чем в других местах. Только со временем приходит понимание медитативности степных веломаршрутов. А еще в один день мы влипли в сильный встречный ветер и очень сильно выбивались из сил, соблюдая график маршрута и обеденные сиесты.

Как назло в этот день нужно было принимать решение - двигаться в Симферополь по графику, или же заглянуть в Евпаторию и оттуда на электрике добраться до столицы Крыма.

Не принимайте решения, будучи уставшими или в сильных переживаниях или на эмоциях. Это вредно. На почве этого (усталость и необходимость принятия решения) у нас начались ссоры. Теперь все важные решения мы принимаем с утра, отдохнувшими и на трезвую голову (и речь тут не про алкоголь). А еще, прежде чем поменять питьевую воду - сперва пробуйте новую воду, а затем выливайте старую. Иначе может выйти невкусный конфуз на несколько сотен километров =)

В результате мы выбрали кроткий путь в Евпаторию. Там один день потратили на осмотр города. Ночлег на пляже. А на следующий день на электричке двинулись на поезд до Москвы.
Материал подготовил Толубаев Сергей
Made on
Tilda