Идея велопутешествия из Баку в Махачкалу возникла по ряду причин.
1. Есть неделя отпуска в октябре - время года далеко не с самой хорошей погодой в Центральной части России. 2. Есть море, которое почти "под боком" и на котором ещё ни разу не был. 3. Есть понимание того, что южнее Астрахани в октябре может быть ещё очень даже тепло. 4. И есть Баку, и маршрут вдоль Каспийского моря к Махачкале. Билеты куплены. На самом деле, отправляясь в это путешествие мы совершенно не понимали чего ожидать. Впереди, по сути, два государства, потому что Дагестан - это отдельная страна в России со своим жизненным укладом, ценностями, обычаями. Азербайджан ассоциировался только с фруктами на рынке и рабочими в Москве. Но это путешествие стало особенным. Итак по порядку.
День 1. Баку и нефть. Ночной перелёт (из Москвы мы вылетали около полуночи) вынудил нас заехать в гостиницу на окраине Баку со стороны аэропорта и немного поспать. Хотелось увидеть Каспий, но в 3 ночи в октябре при посадке была, естественно, темень.
В обед мы уже катили в центр Баку. Город оживленный, красивый, с прекрасной старинной крепостью, окружённой стеной и башнями, на улицах которой снимали фильм "Бриллиантовая рука". В субботу в Баку много машин, пробки. Мы прокатились по центру города, отобедали в кафе и двинулись в глубь Апшеронского полуострова.
Перед выездом из Баку решили закупить еды на ужин и завтрак в супермаркете. Выхожу из магазина - вокруг наших велосипедов толпа мужчин! Рассматривают велосипеды, расспрашивают о путешествии, восторгаются! И обязательно спрашивают в каком районе Москвы живем.
Каспийское море и вид на Баку
Вид Баку с набережной
Вид Баку с башни в старом городе
То самое место Черт побери!
Улочки старого города
Дворец Ширваншахов
На улочках Баку
Домодедово. Вылет в Баку
Далее двинулись в сторону горы Янардаг - место, где горит гора! Природный вечный огонь Янардага обусловлен естественной утечкой горючего природного газа из месторождения под Апшеронским полуостровом. Возгорание этого огня произошло очень давно. Вокруг Баку природы нет: песок и перекати-поле. И кругом нефтяные наземные скважины неглубокого залегания (по простому - качалки). То есть поковырял землю - и пошла нефть!
Те самые нефтяные "качалки"
Природа в окрестности Баку
Невероятное зрелище вечного огня
Янардаг и горящий газ
Приехали мы на Яныардаг очень удачно, после заката. Огонь в это время суток смотрится наиболее эффектно! На горе туристы, нас опять обступают и расспрашивают. Давно столько внимания к нам не было. Время вставать на ночлег - останавливаемся в поле, недалёко от гранатового сада и частного сектора.
Итого за день пройдено 60 километров.
День 2. Дождь. Утром к нам подошла женщина и спросила, почему мы не поставили палатку у неё в саду, а встали на месте, где утром пойдут коровы и барашки. Нас это удивляет, потому что в России стараемся ставиться палатками подальше от людей.
Завтракаем и отправляемся в путь. Выезжаем к морю с противоположной от Баку стороны полуострова. Вдоль побережья тянутся песчаные с ракушкой пляжи, где в сезон как в Краснодарском крае сдаётся различное жильё. А сейчас пустынно. Каспий неожиданно тёплый, ласковый. В Баку с наличием набережной и отсутствием береговой линии море не воспринимается так близко. А тут вот оно, с волнами!
Место ночлега утром оказалось на пути барашек и коров
Утренние гости
Гранатовый сад рядом с ночлегом
Наконец-то море!
Катим вдоль моря
И снова прокол!
Самое главное-хорошо прижать
Мы продолжаем ехать вдоль моря на север. Начинается дождь, мелкий, но сильный. У меня прокол за проколом. Машины останавливаются и водители спрашивают, чем могут помочь. Мы пребываем в небольшом шоке от такого количества предлагаемой помощи.
Чуть позже выезжаем на трассу. Эффект дождя тут намного сильнее, мы промокаем почти сразу. Но! На улице тепло, а машины объезжают подальше нас. Вообще дискомфорта особого не было ехать по оживленной трассе. Водители ведут на дороге очень уважительно. И, проезжая, обязательно сигналят.
Город Сумгаит по пути
Ветер в спину, мы мчим под дождём со скоростью 30-35 км/час без особых усилий. Только мокрые насквозь. И вот наш поворот - поворот в горы. Уже купив билеты, я наткнулась на интересное место по пути - поселок Хызы. Нам туда нужно обязательно, кроме того это немного разбавит наш маршрут вдоль моря. После Хызы мы должны снова выехать на эту же трассу, но дорога от самого поселка Хызы снова к морю есть только на спутниковых картах. На месте разберёмся!
После поворота на Хызы будто другой мир - солнечно, сухо, все тучи остались у моря и в горы не заходят. Машин почти нет, прекрасная дорога и снова ветер в спину, мы просохли за 15 минут и уже едем в шортах и майках. Как всё-таки солнечная погода и красивая природа положительно влияют на настроение!
Прекрасное настроение и виды!
Только свернули с трассы и прекратился дождь!
Раздеваемся - впереди только солнце!
Солнце и пустая дорога!
А вокруг та самая красота, из-за которой мы сюда свернули, - полосатые красные горы. Мы едем и любуемся. За 12 км до Хызы мы останавливаемся на ночлег почти на заднем дворе музея, посвящённого азербайджанскому музыканту. Вокруг прекрасные виды, а палатка стоит прямо под диким гранатом.
Невероятное место!
Красотища!
Тучи и дождь остались позади!
Невероятное место!
Итого за день пройдено 96 километров.
День 3. Самый тяжёлый. Накануне все вещи после дождя мы постирали в роднике на территории музея. С утра проснулись под прекрасные виды разноцветных гор, только теперь они были освещены утренним солнцем. И отправились дальше - в сторону Хызы.
Наш ночлег. Один из лучших за все путешествия!
И снова утренние гости
Вперед - на Хызы!
За 1,5км до Хызы начался подъем 12% и просто шквальный встречный ветер. Это был самый сильный ветер в моей жизни! Я держалась за свой велосипед, идти могла только навалившими всем корпусом на руль велосипеда. На самом деле у меня был страх, что мы не сможем подняться, потеряем время и просто останемся где-то тут в этом непрекращающемся ветре.
12% Карл!
Тяжелый путь вверх
Мимо проехала полиция, предложила помощь, но чем они могли нам помочь?! Почти у финиша остановился пикап и буквально силом заставил нас погрузить велосипеды в багажник. Ехали по времени мы с ним меньше, чем грузились (~1,5 км)! Поселок находится на высоте примерно 745 метров над уровнем моря.
Наш герой!
Там внизу - самый сложный подъем
Наша цель!
Вид внутри крепости
В Хызы мы перекусили и двинулись теперь уже вниз по долине реки. Как раз этого участка нет на Яндекс.Картах, только на снимках со спутника. Асфальт закончился через пару км от поселка и начался хорошо укатанный грунт. И тут виды нас поразили даже еще больше, чем полосатые горы перед Хызы!
Последний асфальт после Хызы
Начались грунты
Природа тут удивляла, ощущение что ты где-то на Диком Западе. И ни души. Теперь ветер подгонял нас и буквально через пару часов неспешной езды мы снова выехали к Каспию. После сухого ветра в горах сразу почувствовали свежесть морского ветра. Погода стояла солнечная и очень тёплая. Закупили продукты и встали с палаткой в 3 метрах от берега Каспийского моря! Накупались. Море тёплое, мелкое.
Вот это виды!
Небольшие броды на пути
Впереди снова Каспий!
На закате к нам подъехали пограничники, проверили документы, спросили когда уедем. Сказали, если замёрзнем ночью, то неподалёку есть домики строителей, можно к ним! Итого за день пройдено 50 километров. P.S. В ту ночь было нереально звездное небо и Млечный Путь. Я давно такого не видела.
День 4. Интервью. Утром пограничники проверили наши сборы за полчаса до обозначенного нами времени выезда. Мы собрались и двинулись дальше.
Наша стоянка на берегу моря
Вчерашний закат
На Хачмаз
На трассе на развилке ушли направо - на Хачмаз, грузовые авто, да и большая часть потока ушла налево - на город Губа (Quba). Катилось хорошо, хотя обочины нет. Вот только проколы меня одолевали. Чуть съезд с асфальта - в колесе колючка. Доехали до небольшого города Хачмаз, устроили полдник с мороженым (солнце неплохо так грело в октябре) на площади перед зданием с мраморной плиткой имени Гейдара Алиева. В Азербайджане в каждом городе есть здания или места имени бывшего президента. Аэропорт, кстати, тоже имени Гейдара Алиева.
Въезжаем в Хачмаз
Улицы Хачмаза
Центр им. Гейдара Алиева в Хачмазе
Площадь перед центром
Сидим едим мороженое, загораем на солнышке, никого не трогаем, и тут к нам подходят журналисты. Начали расспрашивать про наше путешествие, при этом один из них плохо говорит по-русски (что удивительно, так как проблем с русской речью не было совсем), другой вообще турок и говорит на английском. В результате мы дали интервью о нашем путешествии, а чуть позже даже получили ссылку на него на ресурсах Азербайджана. Так мы почти прославились!
Даю интервью
В тот день заночевали мы недалеко от канала с водой. В этом же канале мы и принимали вечерний душ! Каналы построены для орошения земель. Мы такой канал видели при выезде из гор, когда были в Хызы. Только в этом воды поменьше.
Дорога вдоль канала
Канал
Очередное место ночлега
Дороги Азербайджана
Итого за день пройдено 93 километра.
День 5. Граница и гостеприимство. Перед путешествием я долго изучала просторы интернета о пересечении границы Азербайджан-Россия. Имеется 3 места перехода: Ялама - железнодорожный, Ширвановка - пеший, Самур - автомобильный, считается центральным. Даже думала может на поезде проехать, но время было очень неудобное. И решили ехать в Ширвановку, за автомобиль и поезд мы вряд ли сойдём. На пропускном пункте нас развернули, так как мы не пешеходы, и отправили на центральный - Самур. А это в 15 км. На пункте Самур очередь из грузовиков с фруктами и прочей едой, автобусов и легковых автомобилей.
Пропускной пункт Самур границы Азербайджан-Россия
Тусовка у границы
Duty Free
Нас пропустили без очереди. В этом, наверное, плюс на велосипеде проезжать автомобильный переезд границы. У нас проверили кофры - пропустили через рентген. Пограничники снова нас расспрашивали о путешествии, удивлялись и поражались, как это мы в октябре в палатке не помёрзли. А между тем мы катили в шортах и футболке. И вот последние ворота Азербайджана, мы выезжаем за них. Как и положено граница проходит по реке. В Россию впустили нас ещё быстрее. Выезжаем за последние ворота и НИКОГО! Со стороны России пусто, машин нет. Это было очень контрастно по сравнению с тем количеством транспорта, кафе, магазинов, людей со стороны Азербайджана. Там мы даже деньги обратно на русские поменяли. А тут ещё поискать надо было обменник.
Впереди Duty Free
Граница по реке
Первые слова на русском!
Покатили к Дербенту. На трассе нас останавливает чёрная Приора и настойчиво предлагает заехать к руководителю велоклуба Радику в городке Белиджи по пути. Даёт его номер, ему звонит и предупреждает, что мы заедем. Ну мы и заехали. Радик встретил нас очень тепло, предлагал любую требующуюся нам помощь и вообще был очень рад встретить единомышленников, да к тому же ещё и путешествующих по миру.
Впереди Дагестан
Радик - руководитель велоклуба Белиджи
На самом деле после пересечения границы мы не почувствовали никакой разницы, будто час назад мы не были в другой стране. Только появилась домашняя сотовая связь. Вообще, граница условна, и в России, и в Азербайджане - люди с Кавказа, порой одного народа. По приезду в Дербент посетили древнюю крепость Нарын-Кала и с темнотой заселились в жильё, так как не успели купить продуктов. Искать ночлег поздно и сложно около большого города.
Древнейший город России
Древнейшая крепость Нарын-Кала в Дербенте
На территории крепости Нарын-Кала
На территории крепости Нарын-Кала
Вид на Дербент с крепости
Дербент. Немного о Дербенте. Заселились мы очень интересно. Посмотрели на букинге недорогой отель, едем к нему по Дербенту и тут на ходу нас из чёрной Приоры (опять же!) мужчина приглашает к себе. Разместились у него, постирали вещи и отправились ужинать в кафе. Хозяин нашего жилья отправил ужинать нас к другу, позвонив ему заранее. Ужин был прекрасный. Вообще в путешествиях я очень люблю пробовать именно местную еду.
Итого за день пройдено 82 километра.
День 6. Избербаш. Утром двинулись в сторону Избербаша, около него планировали и встать на ночлег. Появился встречный вечер. Вдоль дороги появились виноградники, на обочине стояли ведра с красивейшим виноградом. Его мы тоже попробуем чуть позже.
Домик Петра I в Дербенте
Утренняя набережная Дербента
Набережная Дербента
На каждой установке, у каждого магазинчика мы вызывали у местных жителей интерес. Для Дагестана велосипед диковина, так как тут престижно быть на машине. Ещё пару лет назад мужчина на велосипеде был позором. Но все меняется, и как показывает общение с Радиком из Белиджи велодвижение всё-таки существует.
Проезжающий водитель угощает хурмой
Гранаты аж с Азербайджана везем
Доехав до Избербаша и закупив еды мы искали ночлег на берегу моря. Встретившийся на окраине города полицейский посоветовал подъезд к берегу. И опять же спросил нужна ли помощь. На ночевку встали снова на побережье, недалеко от лагеря для одаренных детей "Солнечный берег".
Ищем ночлег на побережье
Ищем ночлег на побережье
Вот тут будет наш ночлег!
Утро!
Итого за день пройдено 85 километров.
День 7. Финиш. Последний ходовой день дался тяжело. Снова встречный ветер. Рельефа особо нет, а вот ветер прямо силы отнимает. Даже фотографий с дороги в тот день нет, хотелось быстрее уже доехать. Но даже с ветром после обеда мы уже были в Махачкале, сняли на 2 ночи квартиру, так как были планы на следующий день. Махачкала по ощущениям - это весь Дагестан в одном городе. Шумно, людно, много машин, правила не всегда соблюдаются. Не хотелось бы мне ездить на авто по городу. Аренда квартир очень дорогая, то что недорого - в ужасном состоянии. Сетевых магазинов нет. От слова "совсем". Все в небольших магазинах. Но эта особенность придает Махачкале свой шарм.
Центральная мечеть Махачкалы
Джума-мечеть внутри
Итого за день пройдено 61 километр.
День 8. Невелосипедный. Этот день нашего путешествия я приберегла на Сулак - место примерно в 80 километрах от Махачкалы в горах почти на 2-х тысячах над уровнем моря.
Долго думала как добираться туда. Налегке на велосипедах 160 километров по горам после недели в седле - ну уж нет. Думала взять авто на прокат - хорошо не взяли, потому что стиль вождения в Дагестане и в самой Махачкале мне не по душе.
В итоге оказалось, что мой коллега там бывал и у него есть друзья, которые проводят экскурсии. И с Магой на авто мы отправились на Сулакский каньон.
Сулакский каньон
Вид на Сулакский каньон
Глубина каньона 1920 метров
Завораживающие виды Сулакского каньона
Сложно как-то описать это место словами. Там нужно побывать. Мы попали после основного туристического сезона, людей было немного. И, блин, как же там красиво!!! Но отпуск заканчивается и мы уезжаем до аэропорта Уйташ рано утром на электричке.
Железнодорожный вокзал Махачкалы
Вокзальные котики
P.S. Это путешествие произвело на нас очень большое впечатление. Даже не столько само путешествие, сколько жители Азербайджана и Дагестана. Абсолютно все, кто попадался нам на пути предлагали помощь, интересовались нужно ли нам что-то. Нас угощали по пути фруктами, подвозили на авто, предлагали ночёвку у себя дома вместо палаток, беспокоились не мёрзнем ли мы ночью в палатках. Как-то все по-домашнему тут. Сюда хочется вернуться снова!