Велопоход по Армении и Грузии (2022)

09.08.2022 - 02.09.2022

Участник премии "Веломаршрут.ру '22"

Разработка маршрута

Впервые после снятия ковидных ограничений мне захотелось выбраться зарубеж. Из тех стран (хотя таких еще много), где я не был, были Армения и Грузия.

В названные страны не нужно оформлять визу, а в Армению можно въезжать и по внутреннему российскому паспорту.

Приняв решение, я приступил к разработке маршрута. Постарался сделать так, чтобы охватить максимум интересных мест. Первоначально планировал сделать маршрут с заездом в Нагорный Карабах, но в связи с нестабильностью обстановки в данном регионе, от данной идеи пришлось отказаться. В следующем варианте предполагалось доехать до границы с Ираном, но и этот вариант не подошел из-за недостатка времени, поскольку надо было успеть и в Грузию.
В итоге, самой южной точкой маршрута стало село Татев (там, где монастырь, самая длинная в мире канатная дорога, но обо всем по порядку).

В итоге маршрут получился таким:

День 1-2. Вагаршапат.

По совету знакомых армян, я решил начать свое путешествие с Вагаршапата с посещением монастыря Эчмиадзин. Прилетев в аэропорт Звартноц уже поздним вечером, я собрал велосипед и направился в Вагаршапат в отель, который забронировал еще из России через Букинг.

Немного попетляв по местности, я наконец-то нашел отель. Гостеприимный хозяин накормил ужином, угостив арбузом и дыней. После перелета я был немного голоден.
На следующий день я отправился в город на прогулку - посетил главный монастырь Армянской апостольской церкви и резиденцию Католикоса всех армян, а также погулял по городу.

Жара на улице была непривычной для моего организма, поэтому во время прогулки я много пил воды и ел мороженое. Вечером, во время заката, чтобы не ехать по жаре, я выдвинулся в Ереван. Жара утихла, но поднялся довольно сильный ветер, который иногда даже выбивал руль из рук.

День 2-3. Ереван.

Заселившись в хостел, я отправился на прогулку по вечернему Еревану. На следующий день знакомство с Ереваном продолжилось - я посетил основные достопримечательности, купил сувениров и фруктов на местном рынке.

День 4. Гарни - Гегард - Хор Вирап

Встав с утра пораньше, я выдвинулся из Еревана в сторону язычекого храма Гарни, но в первую очередь я поехал в ущелье реки Азат, где находится “Симфония камней”. После я вернулся к храму Гарни. От ущелья до храма был довольно крутой подъем в гору. Далее я доехал до монастыря Гегард.

К сожалению, основной храм монастыря был на реконструкции, поэтому увидеть его во всей красе не удалось. В то же время в монастыре была армянская свадьба.

Погуляв по монастырю, я выдвинулся в обратный путь. Несколько километров предстояло проехать по той же дороге, но уже под гору, что являлось весьма приятным бонусом. Это позволило мне, несмотря на сильную жару, добраться до Хор Вирапа. Остановился на ночь в палатке за пару км от монастыря.

День 5. Хор Вирап - Арени

Встав как можно раньше и, собрав палатку, я направился в монастырь Хор Вирап, откуда открывается прекрасный вид на гору Арарат. Несмотря на раннее утро, жара была уже изнуряющей, поэтому я немедля направился дальше.


Благодаря плоскому рельефу ехать было нормально до Ерасха, но после данного пункта начался подъем в гору в сторону Зангакатуна. Участок, по которому нужно было проехать в гору, составлял всего 16 км, но из-за ужасной жары преодолевал я его довольно долго - практически до самого вечера. Много раз останавливался, чтобы попить воду, либо укрыться в тени. После заката я наконец смог продолжить движение в нормальном темпе, после чего начался 15-километровый спуск, благодаря которому я добрался до Арени.

День 6. Арени - Нораванк - Сараван

Встав и собрав палатку, я направился в сторону монастыря Нораванк. Участок от Арени до Нораванк составлял 7 км в гору. Во время преодоления данного участка дважды приходилось окунаться в прохладную речку прямо в одежде и много раз пить воду. Жара в данной местности была ничуть не слабее, чем в Араратской долине. Посетив монастырь Нораванк, я отправился в обратный путь. Те 7 км, по которым я долго поднимался к монастырю, преодолел за 20 минут в обратном направлении.

Солнце продолжало беспощадно жарить, поэтому я сделал небольшую остановку и окунулся в реку прямо в одежде.
Спустя некоторое время, в селе Вайк, встретил нескольких иностранных туристов из Германии. Их маршрут был вплоть до Ирана с дальнейшем посещением Турции.

Первая прохлада появилась только к вечеру после подъема в гору в районе села Сараван, где я неподалеку остановился на ночлег.

День 7. Сараван - Сисиан - Лцен

Выехав из Саравана, я направился в сторону Сисиана. Оставалось преодолеть 10 км затяжного подъема в гору, после которого ехать уже было комфортно. По пути встретил местных, которые угостили меня кофе.

На перевале вновь встретил велотуристов из Германии. Также там продавали фрукты. До Татева я решил поехать не по основной дороге через Горис, а через Сисиан. Посмотрев немного город, я перекусил местной шаурмой и выдвинулся далее. Далее после Сисиана была дорога без автомобилей.

До села Лцен пришлось проделать немаленький путь пешком, где я и остановился на ночлег у местных рабочих, которые делали дорогу до Татева.

День 8. Лцен - Татев - Горис

Встав с утра, я направился дальше. Тут меня ждал маленький бонус - после села Лцен было целых 4 км свежего асфальта, но дорога по-прежнему шла вверх. Асфальт все-таки облегчил страдания при подъеме. Спустя 4 км асфальт опять закончился. Мне предстояло преодолеть гравийно-песчано-каменную дорогу в гору. Пройдя пешком пару км, мне улыбнулась удача - в нужную сторону ехал местный житель на УАЗике, который согласился подбросить меня до перевала вместе с велосипедом, сэкономив мне немало времени.

Доехав часть пути по бездорожью вверх на УАЗике, я смог сесть на велосипед, и потихоньку поехать вниз. Дорога пошла вниз, но при этом до самого Татева была без асфальта. Доехав до Татева и посмотрев Татевский монастырь, я направился в сторону Гориса. По пути сделал остановку под Чертовым мостом, где искупался в прохладной пещере. После Чертового моста предстоял довольно непростой подъем в гору по серпантину, затем была ровная дорога и крутой спуск к Горису.

В Горисе я нашел платный кемпинг, где можно было как поставить свою палатку, так и взять в аренду. Я выбрал первый вариант. Цена всего 2000 драм (около 300 руб.)

День 9. Горис - Джермук

Выехав из Гориса, я взял курс на обратный путь, так как доехать до юга страны я бы просто не успел, а нужно было еще успеть посетить другие не менее интересные места и Грузию. Ехал по оживленной и ровной трассе. На одном из участков удалось развить довольно приличную скорость - 86,3 (!) км\ч, что является моим личным рекордом скорости на велосипеде.

Доехав до г. Джермук, я успел только съездить к водопаду, после чего стемнело и я поставил палатку возле бывшего аэропорта.

День 10. Джермук - Ахнядзор

С утра съездил в сам Джермук, где отведал минеральной воды в питьевой галерее, и купил сувенир. Погода была комфортная до тех пор, пока не спустился с горы на дорогу до Ехегнадзора. В самом Ехегнадзоре остановился на обед, после чего повернул направо в сторону города Мартуни на озере Севан. По дороге покушал немного арбуза и взял дыню на вечер.

Проехав чуть дальше Ахнядзора, и поднявшись наверх, меня заметил водитель маленького грузовичка, который предложил подбросить до озера Севан. Я согласился, и уже буквально через 40 минут мы были у озера. Проехав дальше Мартуни вдоль озера несколько километров, я попросил водителя высадить меня на одном из диких пляжей, где я и встал на ночлег в палатке.

День 11. Озеро Севан - Шаумян

Переночевав на берегу озера Севан, я направился далее вдоль берега на север страны. Два раза останавливался, чтобы искупаться в Озере, а также отведал копченого Севанского сига и Севанских вареных раков.


По пути также заехал в города Севан и Дилижан. На ночлег остановился в поселке Шаумян за несколько км до Ванадзора.

День 12. Шаумян - Гюмри

Сегодня мне предстояло доехать до города Гюмри. На протяжении пути я заметил постепенную смену температуры воздуха. Проехал мимо города Ванадзор.

Недалеко от Гюмри встретил туристов из Ирана, которые пожелали со мной сфотографироваться. Доехав до Гюмри, я нашел недорогой хостел, где остался на 2 ночи. Так как было еще светло, я успел посетить основные достопримечательности города: Мать Армения, Черная Крепость, Центральная площадь.13й день путешествия решил провести в городе.

День 13. Гюмри

На следующий день я продолжил прогулку по городу. Посетил местный рынок, съездил к монастырю Мармашен. После возвращения в город посетил самый популярный рыбный ресторан в городе возле военной базы ВС РФ - Черкези Дзор. Пообедав в ресторане немного погулял по центру города, затем направился в хостел. Впереди была Грузия.

День 14. Гюмри - Чачараки

Выехав утром из Гюмри, я направился в сторону Грузии. По началу движение осложнял встречный ветер и подъем в гору. До границы с Грузией от Гюмри было 50 км. За несколько км до КПП встретил велосипедиста из Франции. Поговорив с ним на ломаном английском, мы обменяли друг у друга драмы на лари и поехали дальше.

Доехав до КПП, я достал внутренний паспорт, однако армянские пограничники попросили заграничный, поскольку для въезда в Грузию нужен именно он. Теперь у меня был штамп только на выезд из Армении (в аэропорту я предъявлял внутренний паспорт). Далее предстояло пройти КПП Грузии. Грузинские пограничники узнав, что я из России, стали задавать некоторые вопросы о цели въезда, о маршруте передвижения, о жилье. Про жилье я ответил, что имею при себе палатку, а в крупных городах буду арендовать хостел.

На прохождение КПП ушло буквально 15 минут. Пройдя пограничный контроль, я почувствовал облегчение в плане жары и рельефа. Более того, дорога на протяжении всего пути шла под гору, что позволило мне проехать довольно большое расстояние. Через некоторое время увидел грозовые тучи. Попасть под ливень очень не хотелось, поэтому я приложил максимум усилий для того, чтобы уехать от стихии.

В конце дня возле села Чачараки встретил местных армян, которые угостили меня вином и позволили переночевать на фазенде возле реки.

День 15. Чачараки - Клдисубани

Воодушевленный пройденным километражем за предыдущий день, я подумал, что сегодня уже доеду до Батуми, но через примерно 30 км меня ждал неприятный сюрприз, а именно, начало дороги в гору и... без асфальта.


Протяженность данного участка составила почти 50 км. Был и большой участок под гору, но быстро ехать по гравийной дороге не представлялось возможным из-за риска вылета из седла. Подобное безобразие продолжалось до населенного пункта Хуло. На бездорожных спусках у меня также стерлись тормозные колодки, из-за чего пришлось сделать техническую остановку для их замены. Также на данном участке между крылом и задним колесом набилось много песка, из-за которого колесо перестало крутиться. Пришлось вычищать песок отверткой. Изрядно измотанный дорогой я решил встать с палаткой возле речки недалеко от села Клдисубани. Батуми оставил на следующий день.

День 16. Клдисубани - Батуми

Выехав пораньше, я отправился дальше в сторону Батуми. По пути заехал на водопад, а также встретил двух ехавших мне навстречу велотуристов из Германии, которым предстоял нелегкий путь по бездорожью. Посочувстовав им, я направился дальше в сторону Батуми.

Примерно в 12 ч по местному времени, обгоняя многокилометровые пробки на въезде, я прибыл в город, и первым делом поехал на пляж.

Искупавшись в Черном море, я нашел ночлег на 2 ночи и следующий день также провел в Батуми. Пляж Батуми порадовал наличием душевых и раздевалок, чего не увидел в Кобулети.

День 17. Батуми

Весь следующий день я гулял по городу, загорал и купался в море. Помимо всего прочего посетил ресторан грузинской кухни Шемоихеде Генацвале - приятное место недалеко от центра Батуми.

Заказал бокал пива, хинкали и хачапури по-аджарски. Хинкали пришлось забрать с собой, так как на улице было жарко и кушать особо не хотелось.
Во второй половине дня я опять пошел гулять по городу, а затем на море.

Вечером, когда уже стемнело, я вернулся в хостел. Впереди предстояло проехать 370 км до Тбилиси. Говоря о Батуми, отмечу, что город вполне понравился - в нем каждый может найти для себя что-то свое. Наличие комфортных пляжей лишь добавляет привлекательности для отдыхающих.

День 18. Батуми - Квемо Нога

Выдвинувшись утром из Батуми, я решил крайний раз искупаться на море, но уже через 30 км - в Кобулети. Добравшись до Кобулети я увидел очень много народа на пляже, однако на самом пляже не было ни душевых, ни раздевалок.

Такой расклад меня не устроил, поэтому я развернулся обратно и, проехав 2 км назад, нашел прекрасный пляж, где хотя бы можно было переодеться в кустах). Проехав 100 км, на пути встретил продавца овощей, который угостил меня кукурузой, огурцами и помидорами, а также пригласил к себе домой переночевать, на что я согласился. Условия были лучше, чем палаточные.

День 19. Квемо Нога - Григалати

Встав с утра пораньше, я отправился далее в сторону Тбилиси. В городе Вани умудрился сойти с маршрута и проехать 5 км в сторону. Пришлось возвращаться. Позже случился первый за все путешествие прокол. Вместе с этим встретил местных ребят, которые помогли починить прокол, собрать и накачать колесо, параллельно угостив чачей и дыней. Изначально планировал доехать до Сурами, но из-за начавшегося подъема в гору и усталости решил остановиться недалеко от Григалати. Палатку поставил прямо рядом с дорогой за огромной кучей земли.

День 20. Григалати - Мцхета.

Собрав палатку и вещи, я направился дальше по маршруту на Тбилиси. Часть дороги проходила вдоль скоростной трассы. В Арадети параллельная дорога заканчивалась, а ехать по трассе не очень хотелось, поэтому я поехал в Карели и далее по параллельной дороге. По пути заехал на горячий сероводородный источник и на Родину Сталина - в город Гори, посетил музей И.В. Сталина.

Финишировал уже в темноте в Мцхете, где в парке встал с палаткой.

День 21. Мцхета - Тбилиси

С утра в Мцхете я посетил монастырь Самтавро, открытия которого пришлось подождать целый час. В монастыре купил икону Святого Гавриила и лампадного масла. До Тбилиси осталось немного. По пути заехал искупаться на Тбилисское море, после чего направился в гости, где провел почти 3 дня. Продолжил свой путь 1 сентября.

В этот же день я успел немного погулять по городу, однако основные достопримечательности оставил на следующий день.

День 22-23. Тбилиси

С утра я и знакомые отправились на прогулку по городу. Доехав на метро до центра города мы посетили основные достопримечательности Старого Тбилиси, среди которых:
Проспект Руставели, Парк Рике, Ущелье и водопад Легвтахеви, Крепость Нарикала, статуя Мать-Грузия (Мать Картли), Серные бани Абанотубани и Площадь Свободы.

Также я купил приправы и сувениры домой.

На второй день я уже самостоятельно гулял по городу. Посетил парк Мтацминда, откуда открывается прекрасный вид на город. После Мтацминды я доехал на автобусе до Площади Свободы, откуда пешком дошел до Собора Святой Троицы. После посещения Собора я направился в город, еще немного погулял, сфотографировал скульптурную композицию к фильму “Мимино” (фото через забор, так как территория была на реконструкции).

До финиша, города Владикавказ, оставалось чуть больше 200 км.

День 24. Тбилиси - Гудаури

Оставшуюся часть пути я разделил на 2 дня. В первый день решил проехать максимально больше, чтобы на второй день немного отдохнуть.

Не обошлось без маленького происшествия - спустя 50 км я проколол колесо об осколок стекла (во второй раз за путешествие). В этот раз пришлось заклеивать камеру, поскольку после первого прокола я всего лишь менял камеру, а всего их было две.

За счет жары клей схватился довольно быстро. Повезло еще в том плане, что рядом оказался шиномонтаж, где я быстро накачал колесо. Весь путь от Тбилиси до Владикавказа проходит по Военно-Грузинской дороге с прекрасными горными пейзажами. Еще одна особенность дороги заключается в том, что половина пути идет на подъем, затем на спуск.

Перед Гудаури мне предстояло преодолеть самый сложный на участке перевал, с чем я успешно справился, но устал довольно сильно.

Доехав до Гудаури, первым делом стал искать гостиницу, так как в палатке было бы ночевать прохладно, да и разбирать ее особого желания не было. Более менее приемлемый вариант нашел довольно быстро, тем более основной ажиотаж на номера там зимой, так как Гудаури это горнолыжный курорт. Заселился в Family Hotel Mtamta. В переводе на рубли ночь обошлась в 1100 руб.

День 25. Гудаури - Владикавказ. Финиш!

Выехав из Гудаури, мне предстояло проехать буквально 10 км подъема, которые по сравнению с перевалом перед Гудаури показались мне легкой прогулкой. Недалеко от самой высокой точки на маршруте была смотровая площадка с прекраснейшими видами на горы - Арка Дружбы Народов.

После Крестового перевала начался спуск, который длился до самого Владикавказа. Последний раз сделал остановку у магазина недалеко от Степанцминды, купил мороженое, Боржоми, и поехал дальше в сторону Грузинско-Российской границы. На прохождение погранконтроля ушло где-то полчаса благодаря тому, что удалось объехать автомобильную очередь.

От границы до Владикавказа оставалось 35 км.
Во Владикавказе заселился в хостел на одну ночь. Немного погуляв по городу, также решил съездить в Беслан, где посетил кладбище "Город Ангелов" и Школу № 1, почтив память жертв теракта 1-3- сентября 2004 г. На следующий день я немного погулял по Владикавказу, а вечером отправился на поезде в Москву.

Вместо заключения

Посетив Армению и Грузию у меня остались очень приятные впечатления от обеих стран. Красивая природа наряду с гостеприимством местных жителей прекрасно дополнили мое пребывание в велопоходе.

Бюджет.
Примерно 20000 руб на билеты (авиа с провозом велосипеда и обратный ЖД из Владикавказа). Около 30000 руб. на все остальное.

Цены.
Самые приятные и низкие в Армении. Например, проезд на транспорте 100 драм (14,5 руб). В Грузии подороже. На еде получилось неплохо сэкономить за счет жары - ел мало, пил много - в основном минеральную воду Джермук в Армении и Боржоми в Грузии.

Немного статистики:
Общий километраж: 1781 км
Набор высоты: 32792 м
Максимальный дневной пробег: 161 км
Максимальная скорость: 86 км/ч.
Материал подготовил Никита Маковецкий
Поделиться статьей можно в социальных сетях:
Made on
Tilda