Внимание!! С 15 по 30 апреля может быть увеличено время ответа по обращениям и по заявкам на участие в мероприятиях Веломаршрут.ру

В это время большая часть руководителей Веломаршрут.ру будет в походе, интернет там ожидается нестабильный и редкий. Просим отнестись с пониманием.

На все письма и заявки обязательно ответим как вернемся.

По очень срочным вопросам в этот период времени просьба обращаться по e-mail i.afanasev@velomarshrut.ru

Велопоход

"К пяти вершинам через пять республик"

19 cентября - 4 октября 2020
После безуспешных прошлогодних поисков компании для дальнего велопохода, я решил попробовать «прибиться» к какой-нибудь иногородней группе велосипедистов. И вот, в феврале этого года случайно увидел одно из предложений московского велоклуба «Веломаршрут.ру» – совершить велопутешествие по дорогам северного Кавказа под названием «К пяти вершинам через пять республик». Экзотические средняя Азия и Кавказ привлекали меня с детства, поэтому не раздумывая я связался с организаторами и записался на эту поездку. Первоначально она планировалась на майские праздники, но всеобщий карантин по коронавирусу внёс свои коррективы. К счастью, поездка всё-таки состоялась, но уже в конце сентября - начале октября. Для нас это оказалось продлённым на две недели летом, так как погода на всём нашем пути стояла более, чем тёплая.

В соответствии с названием мероприятия, мы проехали через пять республик: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария. Начало маршрута – город Махачкала, расположенный на берегу Каспийского моря.
Завершение – город Пятигорск с восхождением на небольшие горы Машук и Беш-Тау, что в переводе означает «Пять вершин». Наш путь прошел через города: Кизилюрт, Хасавьюрт, Гудермес, Аргун, Грозный, Назрань, Магас, Владикавказ, Беслан, Нальчик и другие, с менее известными названиями.

Маршрут проходил в основном по асфальтированным дорогам. Кому-то это может показаться скучным и однообразным. Но нет – экзотическая природа и ландшафты предгорий Кавказа, множество посёлков, города, так же отличающиеся от привычных нашему глазу и местное население сделали поездку интересной и насыщенной впечатлениями.

Для меня в новинку была уже сама езда в довольно большой группе, где приходится постоянно следить за скоростью, дистанцией и равняться на всю группу, а не ехать, как тебе вздумается. Группа из 9 человек была более-менее однородна по подготовке, хотя кому-то было чуть легче, а кому-то чуть тяжелее ехать, но, в целом дорога не вызывала проблем. Однако, если обычно при езде по трассе я почти не пользуюсь тормозами, то здесь очень порадовался, что на всякий случай поставил новые тормозные колодки, так как старых полустёртых мне бы точно не хватило. Но, конечно, огромное преимущество группы в постоянной возможности поболтать и обменяться впечатлениями от того, что происходит вокруг.

Больше всего запомнилось кавказское гостеприимство. В пути нас постоянно приветствовали автомобильными сигналами и возгласами, махали руками и расспрашивали откуда и куда мы едем. Сигналили ооочень многие, в том числе полиция, скорая помощь и пожарные машины, проезжая мимо нас, включали сирены и маячки. На остановках у нас часто интересовались, не случилось ли чего и нужна ли нам помощь, регулярно звали куда-нибудь в гости, предлагали накормить, «зарезать барашка» и т.п. И, хотя мы всё же ни к кому не заезжали, как-то нас угостили прямо на дороге, а в городе Аргун какой-то незнакомый человек, так и оставшийся нам неизвестным, оплатил в кафе обед для всей нашей группы.

Зная про строгие исламские требования к одежде, мы старались «не нарываться» и позволяли себе «вольности» в одежде только на трассе, а въезжая в города, одевались «по форме» (длинные штаны и т.п.), пару раз мы встретились с отдельными особо рьяными поборниками нравственности, требовавшими неукоснительного соблюдения местных норм приличия в одежде. Один такой случай произошел в начале пути, а второй – ближе к концу, но каких-либо серьёзных проблем или конфликтов не возникало и на общее впечатление не повлияло.

Основной природной достопримечательностью, к которой мы съездили, был бархан Сары-Кум.

В Чечне запомнились «Грозный-Сити» со смотровой площадкой на крыше небоскрёба, мечети «Сердце матери» и «Сердце Чечни». Впечатляют и разбитые вокруг них красивые «оазисы» с фонтанами и аллеями. Ещё одна небольшая чеченская диковинка – повсеместное использование цифры «1» в качестве буквы в словах, например, «Аллах1у акбар».

В Назрани заехали в большой мемориальный комплекс, где было намешано огромное количество всевозможных памятников: от жертв политических репрессий до Афганистана и ликвидации Чернобыльской аварии. Кроме того, там были всякие танки, БТР, паровоз, старые автомобили и т.п.
В Ингушской столице Магас мы втроём поднялись на Башню Согласия – 100-метровую «дозорную башню», на вершине которой находится смотровая галерея со стеклянными полом и стенами. Это было довольно долгое «восхождение» и спуск по спиральному балкону внутри башни, длина которого вышла почти под полтора километра. Стеклянная галерея на вершине порадовала не столько открывшимися видами, сколько неожиданной и весьма забавной борьбой со страхом высоты, обнаружившимся кое у кого из нас.

Владикавказ сильно отличается от других городов, в которых мы побывали. Чувствуется, что это большой промышленный город с красивым центром, в котором есть много исторических зданий и улиц. Здесь мы заночевали в гостинице и погуляли по вечернему и утреннему городу.
Побывали мы и в трагически известной школе города Беслан. Сложно что-либо говорить об этом. Несмотря на то, что прошло уже 16 лет, впечатление очень тяжелое, гораздо тяжелее, чем видеть это всё по телевизору. Шокирует огромный список погибших – более 300 человек, почти 200 из которых – дети. Встречаются даты рождения детей возрастом 1-2 года. Ужасно. После выхода за ворота кажется просто невероятным, что сегодня вокруг идёт обычная жизнь обычного города.
По вечерам мы останавливались возле рек и каналов, в которых многие купались перед ужином, хотя вода была довольно холодной. Ночевали в палатках, кроме одной ночёвки в гостинице во Владикавказе.
Завтракали и ужинали по-походному, с готовкой еды в котелке, а обедали в кафе и столовых в городах, через которые проезжали. Кавказская кухня в основном радовала интересными вкусными блюдами, хотя разок я «попал» на нечто с непонятным названием, которое оказалось сильно «на любителя».

Завершив основную «велосипедную» часть похода, мы остановились на четверо суток в гостевом доме в Пятигорске. За эти дни сделали несколько больших пеших прогулок по Пятигорску и окрестностям: на горы Машук, Беш-Тау и к пятигорским горячим источникам минеральных вод. Пятигорск – большой красивый курортный город с огромным количеством всевозможных достопримечательностей: памятников, скульптур, декоративных гротов, фонтанов, цветников и т.п. В общем, есть где погулять и на что посмотреть.

Подъём на гору Бештау запомнился сильными порывами ветра, который иногда почти что сбивал с ног.
В один из дней съездили на электричке в соседние города Ессентуки и Кисловодск, где провели почти весь день, обходя большой и красивый кисловодский национальный парк. Парк настолько огромен, что за день мы едва успели его по-быстрому местами обежать, почти нигде не задерживаясь. Не спеша гулять по этому парку можно аж несколько дней.
Сам по себе Кисловодск тоже произвёл приятное впечатление, хотя мы мало что успели там повидать.

Большая часть группы постепенно разъехалась из Пятигорска – в основном улетели самолётами, а я с Сергеем и Леной отправились на велосипедах в Минеральные Воды, чтобы уехать домой поездом. Всего наш пробег по Кавказу получился более 600 км. Обычно за день проезжали более 80 км, самый большой дневной пробег – около 103 км.

Заметной особенностью этой поездки были жесткие рамки светового дня. Вставать нужно было с рассветом – в 6 утра, так как часов в 5 вечера мы уже должны были разбить лагерь на месте ночёвки. В это время стремительно темнело, а в 6 вечера наступала почти полная темнота, в которой мы ужинали при свете фонариков и рано ложились спать. Каждый день вечером перед сном и около полпятого утра до нас доносились звуки исламской молитвы из репродукторов, расположенных на окрестных мечетях.
Асфальтовые дороги почти везде очень хорошие с широкими и очень широкими обочинами, которые иногда позволяли ехать в два ряда, не выезжая при этом в основную полосу движения. На въездах и выездах в крупные города над дорогой сделаны большие красивые декоративные арки в национальном стиле. На границах республик расположены контрольно-пропускные пункты, где досматривают автотранспорт, проверяют документы и регистрируют въезд в республику. Между Чечнёй и Ингушетией на отрезке длиной около 1 км расположено целых три КПП: Чеченский, Ингушский и Российский.
В пути у нас иногда случались мелкие поломки: несколько проколов колес у разных участников, замена одного петуха и подтяжка кассеты, а у меня ещё в Москве по дороге на вокзал оборвался тросик заднего переключателя, менять который пришлось уже в Махачкале. Никаких серьёзных технических проблем не возникало.
Так как группа ехала в поход из Москвы, моё путешествие получилось несколько «расширенным». В него дополнительно вошел целый день катания по Москве в ожидании поезда и дорога своим ходом от Арзамаса до Сарова, поэтому мой путь составил в общей сложности 800 км.
Материал подготовил Матросов Олег
Поделиться статьей можно в социальных сетях:
Made on
Tilda