На что обратить внимание при покупке велосипеда для туризма?

Эксплуатация велосипеда
Что еще должно быть у велосипеда, чтобы на нем можно было отправиться в путешествие?
В предыдущей теме мы разобрали типы велосипедов, которые лучше всего подходят для велотуризма. Сейчас мы разберем главные особенности велосипедов, на которые также стоит обратить внимание при покупке.

Если ваше путешествие подразумевает однодневные экскурсии или многодневные легкие велотуры, где вы будете останавливаться в гостиницах, то, возможно, этот материал будет излишним. Но если вы уже наткнулись на эту статью, рекомендуем дочитать ее до конца.

Если вы планируете в перспективе покорять отдаленные уголки нашей планеты, то этот материал на вашем начальном этапе будет особенно полезным. И мы уверены, что вы еще не раз вернетесь к этой статье с каждым вашим новым "уровнем" велотуризма.

И так, на что же еще вам следует обратить внимание при покупке велосипеда?

Багажник - считается важным, порой, необходимым аксессуаром для велосипеда в путешествиях, который позволяет перевозить на нем все необходимое походное снаряжение. Начиная от легких корзиночек и переносок для животных, заканчивая велоштанами/велокофрами. В самых первых своих походах велотурист допускает огромную ошибку, пользуясь вместо вышеперечисленного инвентаря огромным заплечным рюкзаком. Этим самым предельно нагружая спину. В то же время от багажника отказываются байкпакеры, но они все равно распределяют вес снаряжения на силовые элементы велосипеда.
Крепление багажника через резьбовые отверстия в раме велосипеда
Для быстрого и удобного способа крепления самых распространенных типов багажников являются резьбовые отверстия на раме велосипеда в районе соединения верхних перьев с подседельной трубой и возле дропаутов.

Желательно чтобы эти отверстия были и на вашем велосипеде. Если вы прочитали статью после покупки велосипеда, или на понравившейся модели велосипеда не оказалось отверстий - не беда. В следующей статье мы обязательно разберем типы велобагажников и способы их крепления.

Так как отверстия позволяют крепить большинство багажников, то цена такого изделия не ударит по кошельку. И самое главное - если ваш багажник сломался в отдаленной глубинке, то вполне вероятно, что вам его удастся заменить на новый, которые вы сможете приобрести в ближайшем веломагазине. И таким образом продолжите свое путешествие практически без временных и финансовых потерь.

На некоторых велосипедах возле дропаутов вы найдете сразу два одинаковых отверстия: одно для крепления багажника, другое для крепление крыльев. Но никто не мешает использовать все отверстия для крепления багажника, если по какой-то причине одно из них непригодно. Часто бывает что "слизывает" или "срывает" резьбу от неправильного крепления или эксплуатации велосипеда. Такой вот лайфхак.
Геометрия рамы
Геометрия рамы сама по себе определяет тип велосипеда, которые мы рассмотрели в предыдущей статье. Велосипеды, которые мы рекомендуем использовать в качестве транспорта для велопутешествия имеют примерно схожую геометрию. Но и тут есть несколько нюансов.

На полках магазинов среди любительских велосипедов бывают так называемые велосипеды с "женской" и "мужской" рамой. Но ни одного профессионального велосипеда на "женской раме" вы не найдете.

Считается что "женские рамы" созданы для женщин, потому что женское бедро короче и при соскакивании с велосипеда есть риск ударения об верхнюю трубу рамы паховой областью. Но, поверьте, мужчины тоже подвержены этому риску.
Женские рамы были придуманы давным-давно, чтобы дамам было удобнее слезать с велосипеда в платьях и юбках. Стоит отметить, что подседельная труба на женском велосипеде короче по этой же причине.
Пример горного велосипеда (MTB) с женской рамой
И тут кроются несколько возможных неудобств:

1) Отверстие под крепление багажника располагается очень низко по отношению к верхней поверхности багажника. "Усики" багажника могут не дотянуться до отверстий, и вы его не сможете закрепить. Или наоборот, вы сможете дотянуться и закрепить, но верхняя поверхность багажника не будет горизонтальной или, что еще хуже, будет цеплять за колесо. Так что покупку багажника стоит производить с предварительной примеркой в магазине.

2) "Треугольник рамы" - пространство между верхней, нижней и подседельной трубами будет таким, что вы не сможете установить там флягодержатель, насос, подрамную сумку или прочие аксессуары.

Вышеописанные моменты также не являются фатальными, но их стоит учесть.
Мы рекомендуем использовать "мужские рамы" всем велотуристам независимо от пола.
Тормозная система - все то, что отвечает за снижение скорости велосипеда и за его остановку. Это и тормозные машинки (калиперы), и колодки, и тормозные диски (роторы). Всем известно что современные тормоза на велосипеде делятся на ободные и дисковые, механические и гидравлические.

С точки зрения велотуризма (тот самый, который забрасывает вас далеко от дома в любую погоду и в любую географическую точку) практичнее использовать дисковые тормоза. Самый главный плюс - эффективное торможение даже в сырую погоду и на грязных поверхностях. Грязный или влажный обод мешает как следует работать ободным тормозам - эффективность торможения падает. А если вы забрались в очень грязные места и так глубоко, что грязь налипает на покрышки - то она обязательно забьется под ободные тормоза, это всего лишь вопрос времени. Тогда даже колесо будет сложно провернуть. Придется тратить время на чистку больше, чем при аналогичной проблеме с дисковыми тормозами. И не забывайте про "восьмерки". Отрегулировать ободные тормоза на искривленном ободе - задача не простая. Устранить "восьмерку" или "яйцо" на колесе проблематично без специального инструмента и определенного навыка. Впрочем, как и выправить тормозной диск, если вам все-таки удалось его погнуть.
Если выбрали дисковые тормоза, то стоит отдать предпочтение механическим тормозам только лишь с точки зрения ремонтопригодности. Оборвавшийся тросик всегда проще поменять, чем потекшую гидролинию. И раз затронули тему ремонтопригодности, то выбирайте крепление ротора на втулках колеса с помощью шести винтов. Для ремонта подойдет обычный мультитул, и не нужно будет возить с собой специальный ключ под "Centerlock"
Трансмиссия
Она же система переключения скоростей. Основными элементами являются задний и передний переключатели, тросики и манетки/грипшифтеры.
Вдаваться в подробности работы этих механизмов будем в отдельной статье.
И как всегда остановимся на практичности и надежности механизмов.

Долгое время на современном рынке нашей страны в большой массе велосипедов были распространены многоскоростные велосипеды. Даже в СССР появлялись первые многоскоростные велосипеды, которые использовались как правило для соревнований.

Множество скоростей (18-21-24-27-30) обеспечивало сочетание передних звезд на системе шатунов и "задних звезд" на кассете/трещотке. Как правило спереди было три звезды, сзади от 6 до 10. Сейчас же появляются и 11 и 12 звезд на кассете. При всей "крутизны" трансмиссии на 30 скоростей, фактически вы используете в два, а то и в три раза меньше скоростей, которые вам обеспечивают комфортное передаточное соотношение.
Главную мысль, которую стоит взять из этого раздела - чем больше скоростей, тем тоньше цепь (ширина кассеты остается одна). А чем тоньше цепь, тем она менее надежна. А еще чем меньше скоростей, тем дешевле стоит эксплуатация этой системы (дешевле кассеты, переключатели и цепи). Ну и дешевые компоненты проще найти в отдаленных уголках планеты.

Хочется и тут предупредить крайность - дешевое не всегда лучше или надежнее. Стоит поискать баланс.

Еще одна крайность - гнаться за весом и ставить трансмиссию "1-11" (одна звезда спереди и 11 сзади), "2-11" и т.д. и т.п. Стоит сделать главным критерием любого выбора - практичность, комфортность и универсальность. Не везде хороши "1-11", но и не везде прекрасны "3-10". Только опытным путем можно определить подходящее именно для себя.
Но если вы новичок - то не прогадаете, купив велосипед с 24 или 27 скоростями.
Вилка - еще одна составляющая велосипеда, на которую стоит обратить внимание. Существует два типа вилок: жесткая (ригидная) и амортизационная.

Сравнивать их стоит только по двум критериям: вес и комфорт.
Если ваше путешествие планируется по асфальтовым или твердым грунтовым дорогам - достаточно жесткой вилки. А бонусом в походе послужит ее малый вес.
Если же вы больше чем на 50% не знаете типа поверхности маршрута, или не исключаете отклонения в бездорожье - берите велосипед с амортизационной вилкой с небольшим ходом 63 мм или 80 мм. Такая вилка будет существенно отрабатывать жесткие неровности дороги. Вилки с ходом от 80 мм (100 мм, 120 мм и т.д.), существенно комфорта не прибавят, но уже существенно добавят вес.

И да, мы говорим о вилках, к которым крепится колесо посредством эксцентрика. Иные вилки добавят проблем с поиском запасных частей и ремонтом.
Колесо

При покупке велосипеда вы не избежите стандартного стокового колеса. Но и тут есть несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание.

- Диаметр колеса
Диаметров колес, которые устанавливаются на современные велосипеды (не считая детских) не так много. В дюймах это 26, 27,5 и 29. Все остальные колеса имею обод из того же размерного промежутка. Например, мало кто знает что шоссейный велосипед, гибридный велосипед, циклокросс и гравелбайк имеют тот же диаметр обода, что и найнер (который 29"). А самое главное - тот же диаметр обода, который используется на старых советских и самых дешевых городских велосипедах. А это в свою очередь увеличивает ремонтопригодность такого велосипеда даже в обычной деревне. Например, если у вас порезана или взорвалась покрышка.
- Спицы
До сих пор 32 спицы - самое распространенное количество спиц в колесе, так что найти замену сломанному ободу или втулке также не составит труда. Еще стоит держать в голове, что спицы должны быть постоянного круглого сечения.
Итог
Весь материал, изложенный в этой статье стоит рассматривать как дополнительую информацию при выборе велосипеда для велопутешествий. Надеемся, что эта статья позволит чуть более детально ориентироваться в многообразии велосипедов, которые представлены на современном рынке, а возможно и рынке ближайшего будущего. И как любой дополнительный материал статья носит рекомендательный и необязательный характер.

Made on
Tilda