Провоз велосипеда в поездах дальнего следования РЖД

Эксплуатация велосипеда
Как правильно провозить велосипеды в поездах дальнего следования?
Велосипед, конечно же, прекрасное и полезное (для здоровья) средство туризма, особенно для тех, у кого много свободного времени. Но нам, велотуристам, часто приходится пользоваться общественным транспортом, чтобы успеть в свой выходной день или отпуск взять от планируемого маршрута максимум. А для этого мы прибегаем к помощи железнодорожного или авиатранспорта. Реже к помощи автобусов, водного вида транспорта и прочих услуг по перевозке.

В настоящее время самолеты стали составлять хорошую конкуренцию железнодорожному пассажирскому транспорту в плане стоимости билетов. Разница во времени перевозки велотуриста колоссальная, особенно на расстоянии свыше 1000 км.

Но тем не менее мы используем поезда потому что:

- Мы приезжаем из центра города отправления (куда очень просто попасть) точно в центр желаемого населенного пункта. А ведь зачастую веломаршрут путешествия начинается со знакомства с городом (или населенным пунктом).
- В поезде есть возможность комфортно поспать. Очень часто эта возможность неоценима, особенно при выезде в велопоход после рабочего дня.
- Можно походить и размять ноги, поприставать к молодой проводнице или соседям.
- Можно выходить на других станциях подышать свежим воздухом, купить у бабушки на перроне пирожки. Но это и минус тоже - дополнительные траты денег, которые мы не учитываем при сравнении цен на билеты.
- Твой багаж под контролем и всегда есть к нему доступ.

О прочих видах транспорта мы напишем отдельно.

О провозе велосипедов.

Наверное 95% всех перевозок велотуристов на железнодорожном транспорте осуществляет родненькое РЖД. Значительно больше половины из этих 95% осуществляют "пригородные пассажирские компании" (их много), оставшуюся часть "Федеральная пассажирская компания".

Пригородные пассажирские компании (например, ЦППК, МТППК, ППК "Черноземье" и др.), как правило, перевозят пассажиров между центрами регионов и прочими населенными пунктами региона посредством пригородных поездов (моторвагонный состав aka электрички, рельсовые автобусы, состав с локомотивом), следующих на расстояние до 150-200 км. О том, как правильно перевозить велосипеды в пригородных поездах можно ознакомиться в нашей отдельной статье.

ФПК же перевозит пассажиров между регионами и между различными странами. Для этого используют поезда дальнего следования (локомотив+вагоны) и скоростные моторвагонные составы ("Ласточки", "Стрижи", "Сапсаны" и др.). Поезда дальнего следования преодолевают более 700 км за маршрут.

О перевозе велосипеда в пригородных пассажирских компаниях мы напишем отдельно, так как правила для каждого региона свои. Главная задача во всей этой суете - не перепутать перевозчика и соблюдать их правила.

Давайте подробнее разберем ФПК и ее поезда дальнего следования. И вот что необходимо знать:

- Провозить велосипед в поездах дальнего следования можно
- Велосипед необходимо разбирать
- Велосипед необходимо упаковывать
- Велосипед можно размещать на местах для ручной клади в пассажирском вагоне или в багажном купе.
- За провоз велосипеда необходимо заплатить

На сайте РЖД есть об этом четкая информация.

Есть отдельная категория "специально обученных кем-то мудаков велосипедистов", которые будут вам доказывать, что можно не платить, можно не упаковывать и можно доказать проводнику, что у вас
не велосипед, а просто багаж (кстати, такая лазейка есть в официальных правилах). Можно, не отрицаем. Но шансы испортить себе настроение повышаются, а ответственность за несоблюдение правил никто не отменял. Зачем вам это в начале путешествия?

Также на сайте РЖД указан пример того, как можно упаковать и где можно размещать велосипед:
Упаковка и перевозка велосипеда по версии РЖД
Для перевозки велосипеда в любых видах транспорта уже давным-давно придумали велочехлы. Рекомендуем пользоваться - они не дорогие, многоразовые, легкие и простые в использовании. В продаже можно найти на любой вкус.

В поездах дальнего следования, опять же видно из картинке выше, велосипеды можно перевозить на третьей полке плацкарты (места два, но можно вместить и три велосипеда), на верхней полке купе (одно место) или в багажном вагоне. Бывают случаи когда разрешают разместить велосипед в нерабочем тамбуре вагона. Но это запрещено правилами, влететь может и вам, и поездной бригаде. Багажный вагон - это, как правило, вагон купе в составе поезда, в котором часть пассажирских мест демонтировано. Эти места используются для провоза багажа. А еще в этом вагоне находится начальник поезда. Провоз велосипеда в багажном вагоне различается по стоимости провоза велосипеда на месте ручной клади (пример смотрите ниже).

В моторвагонных составах поездов дальнего следования велосипеды можно размещать в специальных местах или у неоткрывающихся дверей. Проводник поезда подскажет, как лучше сделать.
Как купить билет на велосипед?

Билет на велосипед можно купить различными способами:

1) Купить билет на велосипед можно в кассах вокзала города отправления, предъявив билет на пассажира (бумажный или распечатку электронного). Возможно, придется отстоять очередь. Лучше делать это заблаговременно или не делать вообще, так как есть следующий пункт.
Пример квитанции на провоз велосипеда
2) Купить билет на велосипед на сайте РЖД.

а) Купить билет на велосипед можно сразу при покупке билета на пассажира. Это удобно, когда вы покупаете билеты только себе любимому.

Алгоритм:
- Заходим на сайт rzd.ru, логинимся или регистрируемся, если вы покупаете билет в первый раз.
- В окне слева или во вкладке «ПАССАЖИРАМ» вводим информацию о станциях отправления и прибытия, дате отправления. По необходимости берем обратный билет, поставив галочку в соответствующее поле.
Выбор поезда
- Выбираем подходящий поезд и тип билета (сидячий, плацкартный и тд и тп)
- Выбираем подходящий вагон и переходим к "вводу данных пассажира и выбору мест".
- Вводим информацию о пассажирах
- Убеждаемся что все верно ввели и переходим к «выбору услуг и оплате»
- В поле «Багаж и перевозка животных» нажимаем «ОФОРМИТЬ» и попадаем в такое меню:
Оформление провоза велосипеда
На примере двух пассажиров при рейсе туда-обратно показана возможность оформления «билета на велосипед» и туда и обратно. Велосипед можно отправить в ручную кладь или в багажный вагон. При оформлении билета на провоз велосипеда в багажном вагоне будьте внимательны:
Оформление провоза велосипеда в багажном купе
В примере выше уже известен номер багажного вагона — №8
- Переходим к оплате заказа и оплачиваем.
- Полученные документы в личном кабинете стоит распечатать и взять с собой. На тот случай, если вдруг у проводников не будет нужной информации о пассажирах.
б) Докупить билет на велосипед к своему пассажирскому билету. Докупить можно позже и для ручной клади, и для багажного вагона. Но в багажном вагоне мест ограничено, нужно об этом помнить.

Алгоритм еще проще:
- Заходим на сайт rzd.ru и логинимся
- Через профиль аккаунта заходим в "Заказы" в разделе "Мои билеты"
- В "предстоящих поездках" находим свой билет и добавляем к нему велосипед. Можно в ручную кладь, можно и в багажный вагон.
- Оплачиваем.
- Распечатываем и берем с собой электронные билеты на всякий случай.
Обратите внимание на разницу в стоимости провоза велосипеда в ручной клади и в багажном вагоне (во втором случае за 512,8р куплено 2 билета)
Возможность докупить "велобилеты" хороша, когда вы покупаете билет на группу велосипедистов в день ажиотажного спроса (например, если выезд в велопоход приходится на майские праздники). В этот момент хорошо бы вообще успеть купить билет пассажирам. Опыт показывает что в такие дни "поезд раскупается" за 10-15 минут.

Помимо РЖД, есть еще не один перевозчик на поездах дальнего следования. Они менее востребованы среди граждан РФ, статьи о них опубликуем позже.
Поделиться статьей можно в социальных сетях:
Made on
Tilda