Какую палатку взять в велопоход?

Эксплуатация походного снаряжения
Какую палатку взять в велопоход? Какие бывают виды палаток?
Вы уже купили себе велосипед, купили багажник и велосумки, теперь пришло время купить палатку для ночлега и отдыха в продолжительных велопоходах по просторам нашей планеты.

Давайте рассмотрим самые популярные виды туристических палаток и взглянем на их практичность с точки зрения велотуризма.
Советская палатка
Походные и туристические палатки со временем претерпели существенные изменения, и больше не придется таскать на себе 15-20 кг тяжелого брезента.
Даже походная группа под руководством П.Ф. Конюхова на закате советской эпохи (описано в книгах о путешествии по следам Г.Л. Травина) отказалась от этих палаток.
Вес современных палаток редко когда превышает 2 кг на одно спальное место.

Итак, какие же виды палаток бывают?

Прежде всего туристические палатки делятся по количеству спальных мест и делятся на одно-, двух-, трех- и четырехместные. Есть палатки, рассчитанные и на большее количество мест, но это уже скорее кемпинговые огромные палатки. Их возят на машине или просто ставят в кемпингах для гостей. Они значительно просторнее и тяжелее. Самые распространенные туристические палатки - одноместные и двухместные.
Упомянув про кемпинговые и туристические палатки, мы открыли еще одну классификацию палаток: по способу использования. Туристические палатки (еще их могут называть треккинговыми) - это те палатки, которые турист таскает на себе, кемпинговые - те, которые возит машина. Еще есть экстремальные - по сути те же туристические палатки, только с повышенными характеристиками и ярких цветов, созданы для экстремальных походов (высокогорных восхождений, например). С точки зрения велотуризма - они неоправданно дорогие.

Затрагивать армейские, экспедиционные и палатки МЧС мы специально не будем. Они весят от 50 кг, ну совершенно точно велосипедистам не нужны. Если только упоротым. Как и не будем рассматривать ночлег под открытым небом.

Еще палатки разделяют по количеству слоев. И как правило, это однослойные (только тент или только "палатка") и двухслойные (тент поверх палатки, отделенные друг от друга "воздушной прослойкой") палатки. Очевидно, что двухслойные палатки лучше защищают от внешних погодных условий (дождь, ветер, солнечные лучи и тд. и тп.)
Типы конструкций одноместных туристических палаток:

Одноместные палатки - отличный вариант для одиночных поездок или для поездок в группе, если вы не нашли себе "сожителя" с кем можно разделить вес общего снаряжения. Главное преимущество таких палаток - минимум веса и объема. Виды конструкций одноместных палаток бывают различные. Вот самые популярные из них:

Палатка-"чебурек" - тип палатки, единственным силовым элементом которой является продольная дуга. Вдоль дуги и располагается спящий человек.
К минусам можно отнести невозможность установки такой палатки без дополнительных оттяжек.

Палатка-"гробик" - палатка с одной или несколькими дугам. Отличительная особенность от "чебурека" - главная дуга располагается поперек спящего человека. Плюсы и минусы те же.
Можно рассматривать как вид палатки-полубочки, об этом прочтете ниже.

Купольные палатки. Также читайте ниже на примере двухместных палаток.
Типы конструкций двухместных туристических палаток:

Двухместные палатки - хороши для групповых походов или для походов с напарником. Для семейных походов тоже ничего, но с детьми будет, возможно, тесновато. Общий плюс двухместных палаток - меньший вес на единицу спального места по сравнению с одноместной.

Купольные палатки - самый распространенный вид туристических палаток. Конструкция представляет собой две перекрещивающиеся дуги (силовые элементы палатки). Под дугами - сама основа палатки, над дугами - тент. Некоторые такие палатки называют полусферами, но лично автор статьи с таким название категорично не согласен.

Самый главный плюс таких палаток - их можно ставить на любой поверхности: песок, почва, трава, доски, камни, бетон в конце концов. Палатка будет устойчива даже если нет возможности закрепить ее с помощью оттяжек и дополнительных колышков. Идеальный тип конструкции.

Полубочки. Силовые элементы (дуги) таких палаток как правило располагаются параллельно друг другу на расстоянии. Палатки таких конструкций не устойчивы и требуют закрепления путем установки дополнительных оттяжек и колышков. Как минус - нельзя поставить на те типы поверхности, в которые эти колышки не втыкаются. Или же там, где нет деревьев и еще каких-либо объектов, которые бы помогли зафиксировать конструкцию палатки.
Еще один минус - большая продольная и поперечная парусность. При сильных ветрах будет трясти.
Но есть и плюс - больше внутреннего пространства по сравнению с купольными палатками.

Шатровые палатки. Самый древний тип палаток, такие типы до сих пор используют кочевые люди степей или коренные жители крайнего севера (и Америки, если верить фильмам). А использовать такой тип начали, наверное, еще до "туристических походов" Александра Македонского. В современном туризме такой тип палатки оправдывается только во время зимних походов с установкой печи в центре. Некоторые упоротые люди могут ратовать за минимальный вес. Так как в качестве силовой конструкции подойдет любая веточка. Посмотрим мы на этого человека и на то, как он будет искать веточку в степях или где-нибудь на крайнем севере. Но такой вариант вполне имеет право быть.

Двускатные палатки или палатка-домик. Создавались специально для тех, кто активно ностальгирует в походе по дому. Иначе оправданий такому типу конструкций для туристических палаток нет. Описывать плюсы (их нет) и минусы мы не будем. Нам достаточно приложить картинку, а вам проявить фантазию.

Несомненно, на просторах интернета или в каталогах интернет-магазинов вы найдете не мало конструкций "одна удивительнее другой". Но скорее всего это лишь частные случаи вышеприведенных примеров или настолько специфичные, что они вам пригодятся только в 0,01% всех ваших походов. Можно читать как "прекрасно можно обойтись и без этой дичи".

Кстати, к таким можно отнести "быстрораскладываемые" туристические палатки. Рекомендация: увидел - поугарал - прошел мимо. Для автопутешествий вариант неплохой.
На что еще следует обратить внимание?

Наличие тамбура. Тамбур - место под тентом палатки, но не в самой палатке, которое защищено от воздействия внешних погодных условий. Это место часто служит для хранения вещей и продуктов питания во время сна. Также тамбур может служить местом приготовления пищи на горелках во время проливного дождя или сильного ветра. А еще там можно сушить вещи.

Тамбуры могут отличаться по месту расположения в конструкции палатки. Может быть несколько тамбуров. Палатки, которые имеют два выхода и два тамбура, на взгляд автора практичнее. Но большой тамбур с торца палатки - куча места для группового барахла,а иногда и самой группы=)

Влагостойкие характеристики. У всех палаток, как правило в сопроводительном буклете, указаны характеристики водостойкости. Главный показатель - давление водяного столба в миллиметрах на единицу площади материала палатки.
Зачастую показатели дна палатки (чтобы не промок путешественник и его снаряжение) и тента отличаются. Вполне достаточные показатели: 2000 мм для тента и 5000 мм для дна. Этой палатки хватит для 90% всех ваших походов в сезон весна-осень и в пределах широт от Сочи до Мурманска.
Чем выше характеристики, тем дороже материал и, как следствие, сама палатка.
Стоит помнить, что рано или поздно любая палатка промокнет.

Цвет палатки. Казалось бы. Но тут все просто - темные палатки очень сильно нагреваются в жаркую погоду и создают не очень комфортные условия внутри. Белые - слишком видны следы грязи, яркие - помогут вас найти в случае непредвиденных ситуаций, камуфляжные и темные - помогут спрятаться в лесу.

Вентиляция. Перед покупкой обязательно убедитесь в наличии легкодоступных окошек для вентиляции. В идеале - они должны регулироваться не выходя из палатки.

Москитная сетка. Москитная сетка - это и способ вентиляции, и способ спасти себя от комаров. Хорошо, когда она тоже регулируется (отстегивается/пристегивается к дверце палатки).

Комплектация. В комплекте нормальной палатки должны быть еще и оттяжки, колышки, удобный чехол и комплект для срочного ремонта. Так как палатки служат достаточно долго, то хорошо поинтересоваться у продавца о наличии в продаже универсальных/стандартных запчастей (для дуг, например).

Время года использования. Конечно же перед покупкой туристической палатки хорошо бы определиться для каких конкретно целей она вам нужна и в какое время года вы будете ее использовать.

Цена. Мы никогда не рекомендуем брать все самое топовое. Мы рекомендуем всегда брать то, что нужно по доступной цене. Собственно цена палатки - это компромисс ваших потребностей и вашей суммы в кошельке.
А это такая индейская национальная народная изба — фиг-вам называется... (с)
В заключении опять же хочется отметить, что паталатка, которую вы купили, никогда не будет настолько хорошей как у соседа =)

Понимание того, что вам действительно нужно в походе при вполне конкретном диапазоне условий придет не сразу. И скорее всего ваша идеальная палатка будет не первой и даже не второй. А потом ее и вовсе снимут с производства.

Если у вас еще нет палатки для своего первого похода - интересуйтесь у продавцов, подкрепившись знаниями подобных статей из интернета. А еще лучше - возьмите на время у товарища, в прокат, или подселитесь к кому-либо на время первого похода. И в этом самом первом походе смотрите и слушайте опытных туристов, что они говорят о своем снаряжении и как они на самом деле с ним обходятся.
Зачастую слова расходятся с делами =)

До встречи в велопоходах!
Поделиться статьей можно в социальных сетях:
Made on
Tilda