Отчет о велопутешествии Адлер - Вайда-Губа

15 апреля - 30 июня 2018 года.
5 240 км.
Маршрут: Адлер - Джубга - Краснодар - Ростов-на-Дону - Таганрог - Каменск-Шахтинский - Миллерово - Кантемировка - Россошь - Воронеж - Елец - Ефремов - Щекино - Тула - Ясногорск - Серпухов - Подольск - Снегири - Москва - Сергиев-Посад - Калязин - Углич - Рыбинск - Пешехонье - Череповец - Кириллов - Белозерск - Вытегра - Подпорожье - Петрозаводск - Медвежьегорск - Сегежа - Лоухи - Кандалакша - Оленегорск- Мурманск - Титовка - Вайда-Губа - Титовка - Мурманск.


Общий километраж: 5240 км. (по велокомпьютеру)

Участники (основные): Голованова Ксения, Толубаев Сергей

Велосипеды: Merida Juliet 7.40-D, Trek 8.5 DS

Предыстория. Как я решилась на велопутешествие...

У меня давно было большое желание заняться велотуризмом, но что то ни как не получалось начать. Вавгусте 2017 года я впервые съездила ПВД и меня затянуло, поэтому когда через месяц я увидела, что Сергей собирается поехать в велопоход от Адлера до Мурманска я поняла, что хочу присоединиться. Так все и началось.

Примерно за полгода мы купили билеты на самолет и начали готовиться к путешествию (покупать снаряжение и раскатываться). Этот велопоход еще стал мои мотиватором наконец-то сменить работу. В общем я просто уволилась и отправилась путешествовать.

Хочу сразу сказать, что на маршруте нас было не всегда двое, на некоторых участках пути к нам присоединялись друзья. Стартовали мы впятером, так как у ребят были отпуска, но постепенно они уезжали, а потом снова приезжали на интересные участки маршрута.

Первая неделя похода (15-21 апреля) Адлер-Краснодар (364 км по велокомпьютеру)

Самолет у нас был утром 15 апреля, добирались до аэропорта мы электричками. Часов в 12 дня мы приземлились в Адлере, собрали велосипеды и поход начался. Хотелось начать его прямо от границы с Абхазией, поэтому посмотрев олимпийские объекты мы поехали к ней. Буквально дотронувшись до нее и поставив в уме галочку о начале путешествия, мы поехали в Сочи, там у нас было забронировано жилье.

Меня еще перед началом похода очень пугали горы, так как это начало сезона и мы еще были не особо расскатанные. За первый день ноги пока не поняли, что им предстоит пережить.

На следующий день утром посмотрели город Сочи и выдвинулись в сторону Якорной щели. Ногам дался тяжело второй день, подъемы, подъемы, зато я смогла прочувствовать дорогу на себе. К концу дня уже чередовала вкручивание в гору со вкатыванием велосипеда. Мест для палаток не нашли, поэтому опять остановились в гостевом доме.

На 3 день решили немного отклониться от маршрута и свернуть к 33 водопадам, и не пожалели, очень красивое место, да и ногам дали отдохнуть без велосипеда! Сегодня докатили до Лазаревского.

4 день (18 апреля). Ехалось уже легче, то ли горы стали более пологими, то ли организм уже привык к нагрузке. Докатили до Туапсе. Очень хотелось ночевать в палатке и решили остановиться прям на пляже. Это наша первая ночь в палатках, да еще под шум моря и потрясающим звездным небом над головой.

По графику на 5 день должна быть дневка. Сегодня погода немного испортилась, похолодало и начался дождь. Так что мы стали поторапливаться и побыстрее собирать палатки и вещи. Хотели проехать 15 км и заселиться в гостевой дом, но не вышло, пришлось ехать дальше до Ольгинки и там уже искать где остановиться. К вечеру еще похолодало, усилился ветер и иногда идет дождь. Нашли гостевой дом, и это было очень правильное решение, так как всю ночь шел сильный ливень, думаю нас смыло бы в море, если б остались на пляже в Туапсе.

На 6 день в планах Джубга, и это будет наш крайний день на Черном море, следующее море будет через неделю (Азовское). Потеплело, ветер правда все еще сильный и встречный, так что не все так легко. В Джубге прошлись по грязному пляжу, у меня был последний шанс искупаться в Черном море, и я не смогла упустить его, правда единственным кто купался в море была я.

Повернули с береговой линии и теперь держим путь на Краснодар. Когда ехали, общались с местными жителями и слышали пару раз, что перед городом Горячий Ключ будет "хороший" перевал. Я себя настраивала, что будет тяжело, но мы проехали его и даже не заметили. Сегодня закончились горы, начались поля после Горячего ключа. Не доехали сегодня до Краснодара и заночевали в полях с мелиссой и наконец-то разожгли костер, а то какой поход без костра.

В походе мы не записывали треки, что бы экономить заряд гаджетов. У меня с собой весь поход был атлас России, где я отрисовывала наш маршрут. Все треки которые приложены к этому отчету, сделаны уже после прохождения маршрута по трекам из карты, которая была со мной все путешествие. Счет километров в походе мы вели по велокомпьютерам. Отличие километража в треке и данных с велокомпьютера обосновывается тем, что на треке не учитаны "катания " по городам ( мы заезжали практически в каждый город на нашем пути и смотрели его достопримечательности). Приложенные треки отражают наш маршрут, а велокомпьютер пройденный километраж.

Приложенные к отчету треки разбиты по неделям.

Данные по пройденному километражу по дням (по велокомпьютеру)

Вторая неделя. Краснодар-Азов.(447 км. по велокомпьютеру)

8 день. Поднялся сильный порывистый ветер, и он был для нас встречный и встречно-боковой , ехалось трудно, особенно по трассе рядом с машинами, иногда приходилось ехать где то у края обочины, чтобы не снесло порывом на проезжающую машину. Добрались до Краснодара и вселились в гостиницу.

На следующий день долго выезжали из города, меняли цепи, ремонтировались, а в это время над городом сгущались тучи. Когда мы выезжали из города начался небольшой дождь, потом этот дождик превратился в ливень, хорошо, что мы проезжали автобусную остановку. Мы спрятались под нее. Переждали дождь и поехали дальше. Но через минут 10 начался град, сильный и крупный, мы ехали по дороге между полей, нигде не спрятаться и не остановится. Едешь терпишь, хорошо, что я была в шлеме, а вот рукам и коленям было больно. Кое как доехали до какого то здания и спрятались под навес, правда к этому времени град практически закончился. Когда все утихло двинулись дальше, в ту сторону где было ясное небо, как только отказались на солнце, сразу переоделись, что бы просушить одежду и покатили дальше. Ветер опять боковой и встречно боковой, но без дождя все таки лучше. Лагерем встали недалеко от Тимашевска на озере.

Погода сжалилась над нами, улучшилась и можно было наслаждаться кручением педалей. Сегодняшней целью было доехать до Брюховецкой, так как от туда у одного из членов нашей команды стартует поезд в Москву. Добрались и вечером посадили Алексея на поезд.

Шел 11 день похода. Весь день крутили педали и к вечеру добрались до Староминской. Мы идем с опережением графика и решили сделать не запланированную дневку и поехать на море, воспользовавшись рельсовым автобусом, это ничуть не изменит маршрут, так как уже завтра или после завтра мы вернемся в эту же точку и попедалим дальше. Решено, берем билеты и едем в Ейск!

Дневка. Посмотрели город Ейск , тихий, чистый, хорошо что сейчас не сезон, людей мало!

13 день похода. Нужно возвращаться на маршрут. Утром сели на первый рельсовый автобус и возвратились туда откуда приехали - в Староминскую. Солнце шпарит во всю, в 6 утра уже можно было ходить в шортах. Сегодня уже сменили область и оказались в Ростовской. Добрались до Маргаритово, там море и очень высокий берег, поставили палатки на берегу, а сами полезли вниз купаться, именно полезли цепляясь за корни и растения, так как берег ну очень крутой. Пляж конечно там отличный, песчаный. Вечером с высокого берега были видны ночные огни Таганрога.

Решили немного поменять график движения из-за жары. Встали пораньше, быстренько вкрутили до Азова и уже днем ставили лагерь на реке Дон.
3 неделя похода. Азов - Миллерово. (597 км. по велокомпьютеру)

15 день (29 апреля). Сегодня еще один участник нашего похода отправится домой, утром провожали его. И сегодня же к нам приедут трое ребят из Москвы. Мы доехали до Азовской крепости и встретились там с друзьями, потом еще проехались по городу и выехали в Ростов-на-Дону. Успели сегодня посмотреть и Ростов-на-Дону, облагороженный к Чемпионату Мира, прокатились по набережной и поехали ставить лагерь на реке Дон. Какая же все таки холодная эта река, особенно когда купаешься при луне!

Цель дня -Таганрог. По пути заехали в Танаис, посмотрели на остатки древнего города. Сегодня солнце опять печет, а когда ветер стихает, становится еще жарче, так что пили сегодня много воды. Наши гаджеты уже нуждались в подзарядке, поэтому решили найти жилье. Основные впечатления от города у меня, это стаи камышовых комаров, которые постоянно летают на улице и которыми заполнены все тамбуры магазинов и облеплены фасады зданий. Выглядит немного апокалептически.
Сегодня получилось искупаться в Азовском море (это второе море на нашем маршруте).

На следующий день двое ребят решили не ехать с нами дальше, а остаться в Таганроге, так что выезжали вчетвером. Наша задача на сегодняшний и завтрашний день успеть посадить Лену на поезд в Москву, поэтому встали рано и выдвинулись, километраж за эти два дня нужно преодолеть не малый. Когда выехали из Таганрога поняли, что ветер встречный и сильный, а ехать нам против него все эти два дня. Мне очень сложно было сегодня. Крутила педали когда ехала с горы, когда ехала в гору, когда ехала по ровному участку, то есть весь день. Было сложно еще и психологически, иногда специально ехала сзади, что бы покричать и громко поругаться на ветер... Было правда сложно.
Дорог тут нет, от слова совсем, огромные ямы, машины, которые едут по обочине, потому что она ровнее. Примерно после того, как мы проехали 100 км, ветер стих, вот тогда можно было наконец-то и наслаждаться педалированием. В ночи искали место где встать лагерем, что бы был рядом водоем. Нашли, и всю ночь спали под напевы лягушек.
18 день. Сегодня продолжаем двигаться к цели успеть посадить Лену на поезд, для этого должны до 17:00, а лучше до 16:00 проехать 100 км. Опять ранний подъем, до обеда вкрутили 50 км и в нужное время были уже в Каменск-Шахтинском. Ветер сменил направление он уже не встречный, а преимущественно боковой, так что ехалось намного легче. Успешно посадили Лену на поезд, и втроем поехали искать место для будущей дневки. Нашли небольшой лесопарк около реки Северный Донец и разбили лагерь там.

На следующий день была дневка, мы отсыпались и отдыхали.

В походе мы стараемся объезжать трассы типа М4 (страну так не посмотришь) . Поэтому двигаемся от Каменск-Шахтинского в сторону Миллерово, в объезд трассы. С дорогами тут опять все плохо, они либо как после бомбежки, либо выложены из камней и ехать можно только по обочине....поэтому параллельно по краю поля есть две колеи, по которым ехать куда лучше.

21 день (5 мая). Утром выяснилось, что у Кости (который присоединился к нам в Азове) срезало винт на багажнике. Пытались починить, но вышло совсем ненадежно, в результате Костя решил закончить поход и поехать в Москву. Теперь мы продолжаем путь вдвоем. Солнце опять печет, поэтому приходится делать сиесту. Видели сегодня в полях много сусликов. После обеда ехали, пока уже темнеть не стало, до запланированного места немного не доехали, нашли озеро и встали около него. Сегодня полями пересекли границу областей, теперь мы в Воронежской области.
4 неделя похода. Миллерово-Елец (526 км. по велокомпьютеру)

Опять ранний подъем, так как днем будет жарко. Сегодня проехали городок Россошь, подзарядили powerbankи в кафе и поехали в Сторону Острогожска. В общем не особо примечательный день был сегодня, просто крутили педали. К концу дня встали лагерем где-то на озере.

23 день путешествия. В планах доехать Острогоржска и заселение в гостиницу. Уже хочется помыться в душе если честно, а то все реки и озера. После обеда добрались до города и немного погуляли по нему.

На следующий день нас ждала дорога на Воронеж. Вкручивали сегодня по шоссе, примерно за 30 км до Воронежа, решили сменить пейзажи и покрытие и свернули, на Гремячье. Проехали реку Дон в которой купались неделю назад. Уже когда мы въехали в город у меня случился мой первый прокол колеса (как потом выяснится и единственный за все путешествие). К вечеру добрались до Воронежа и заселились в гостиницу.

25 день. Сегодня дневка, мой день рождения и 9 мая. Так что сегодня отдыхаем, кто то работает, это я о Сергее, а я гуляю по Воронежу и смотрю, как тут отмечают День Победы.
На следующий день (10 мая) приключилась, самая запоминающаяся встреча за поход (по крайне мере дня меня) .
Мы уже собирались выезжать из Воронежа и ехали по местному "Арбату". Сергей ехал впереди и его окликнул человек, спросил откуда и куда едем, потом мужчина начал рассказывать, что сам тоже велопутешественник и много где побывал. Сергей спросил как его зовут и мужчина ответил: Павел Конюхов (младший брат Федора Конюхова), сказать что мы были удивлены, это ничего не сказать! Просто удивительная встреча, встретить такого легендарного человека на улице в одном из Российких городов. Мы немного пообщались с ним, хотелось конечно узнать о его путешествиях больше информации, но нас ждала дорога.
Дальше мы поехали смотреть усадьбу Ольденбургских в Рамонь, а после в сторону Загорска, но не доехали до города и встали лагерем в сосновом лесу.

27 день. Погода стала прохладнее и усилился ветер. Сегодня ехали по М4, ехать было сложно из-за ветра, хорошо, рельеф без крутых подъемов. После Задонска, уже не стали выезжать на М4, поехали по параллельной ей дороги в сторону Ельца. На следующий день ветер стал попутным. Посмотрели Елец, а потом решили съездить неподалеку от Ельца на скалы недалеко от места под названием Нижний Воргол, место очень красивое и живописное, где еще пока не много туристов! Потом поехали искать магазин и уже место для ночлега.

5 неделя похода. Елец-Таруса (422 км. по велокомпьютеру)

Погода стала улучшаться, потеплело. Поехали в сторону Ефремова через деревню Озерки, там расположен дом-музей Бунина, зайти в него не получилось, было закрыто, но место красивое. Сегодня опять полями пересекли границу Липецкой и Тульской областей, к вечеру мы добрались до Ефремова.

30 день (15 мая) Так как мы идем с опережением графика на 2 дня, решили сделать крюк и посмотреть Конь камень и Ведьминские камни, которые находятся восточнее Ефремова. Тоже очень живописные места. Сегодня был полноценный отдых от асфальта, наслаждались грунтовками.

Но на следующий день грунтовки уже не казались такими крутыми, моросил дождь и колеса просто переставали крутиться через пару метров из-за количества налипшей грязи, это очень бесило, особенно когда Сергей уезжал вперед, а я останавливалась через каждые 5 метров, чтобы соскрести грязь. Во второй половине дня, все таки вышли на нормальную дорогу и поехали в сторону Щекино, немного не доехав до него, встали лагерем в полях на берегу речушки у которой прямо из берега бьет ключ.

На следующий день вкрутили до Щекино на одном дыхании, сходила в музей-вокзал, дальше поехали походить по усадьбе Толстого в Ясную Поляну, самое нестандартное там для меня показалась там могила писателя - просто непримечательный холм поросший травой, без креста (это было желание самого писателя) Дальше поехали в очередной музей-вокзал: Козлову Засеку, очень атмосферное место, пропитанное духом старины и при этом действующая станция для электричек и поездов! Вечером докрутили до Тулы и заселились в гостиницу.

33 день. Сегодня дневка в Туле. Смотрим город, высыпаемся и отдыхаем.

34 день похода. Дали себе поспать подольше, проехались напоследок по Туле, потом удачно переждали проливной дождь в кафе и поехали "короткими" дорогами в Ясногорск, из за дождя грунтовки опять превратились в нечто неприятное для катания, колеса опять не крутились от налипшей грязи. Ближе к Ясногорску вышли на асфальт. Заехали в город , чтобы купить продукты и помыть велы и около автомойки Сергей проколол колесо, как раз помыли веосипеды, поменяли камеры, потом купили продукты и поехали ставить лагерь недалеко от города, так как завтра утром к нам приедут друзья покататься с нами на выходных.

На следующий день встали рано, и поехали встречать ребят на станцию. Уже подустали от общения друг с другом немного, и были очень рады новым людям в походе. Все вместе попедалили в музей-заповедник Поленова. Погуляли по комплексу, и встал вопрос как нам перебраться через Оку, нашли телефон человека кто может перевести нас на лодке на другой берег, позвонили и он нас переправил в несколько ходок, по 3 человека и три велосипеда в лодке. Дальше никуда не поехали, разбили лагерь прямо на Оке.
6 неделя похода. Таруса-Пушкино. (316 км. по велокомпьютеру)

36 день похода. Утром большой компанией отправились в Тарусу, нам было 6 км до нее. Город маленький, смотреть особо нечего, так что просто прокатились по набережной и центру, и поехали в Серпухов. Начался дождь, сначала был небольшой, потом пошел чуть сильнее. По дороге заехали на огромную заброшенную мельницу. Добравшись до Серпухова, заехали в столовую покушать и погреться, а потом поехали на вокзал сажать ребят на электричку, выходные закончились, им завтра на работу, а мы с Сергеем стали выезжать из города в сторону Москвы.
Напоследок один из друзей сказал, что если докатим сегодня до Подольска, то он ждет в гости. Эта идея плотно засела у меня в голове, потом оказалось, что не только у меня. Погода сегодня целый день была не очень, холодно и днем дождь как начался, так и шел весь день. Выезжали из Серпухова было уже около 17 часов дня, и я была уже вся мокрая, мысли о том, что скоро будем уже искать место ночлега и ставить палатку в мокром лесу, и согреться будет негде, так как разжечь костер не сможем. Я ехала и думала о предложении заехать в гости, с начала ехали и мне казалось, что не успеем проехать 50 км еще сегодня, так как уже вымотались немного, но потом на одной из остановок пообщавшись с Сергеем и поняв, что он тоже за то что бы доехать до Подольска, крутить стало легче. Под проливным дождем и не всегда попутным ветром, на одном дыхании вкрутили до Подольска и позвонили Мише с которым расстались буквально 4 часа назад, он был рад нашему приезду и накормил вкуснятиной.

На следующее утро Миша еще прокатился с нами, показал церковь Знамения в Дубровицах и проводил немного. А мы Сергеем поехали в объезд Москвы в сторону наших домов, буквально через 10 км, наши пути разошлись, он поехал в Митино, а я в родные Снегири.

Наш маршрут специально проходил через Московский регион, что бы была возможность немного поменять вещи на более теплые для северной части. После обеда я была уже дома в Снегирях, когда подъезжала к родным местам, было немного странное чувство, не верилось, что я смогла доехать из Адлера до родного поселка на велосипеде. Дома ждала семья и пару дней отдыха.
(38-41 дни) Отдохнув и немного поменяв снаряжение, на более теплое (взяла зимний спальник и побольше теплых вещей) в субботу очень рано утром встала и поехала на велосипеде на Красную площадь, оттуда большой компанией мы стартовали на вторую часть маршрута. Очень долго выезжали из Москвы, выехав стало легче, нет такого трафика и светофоров. Ехали через Мытищи, проезжали Учинское водохринилище и решили встать лагерем около него.
7 Неделя. Пушкино-Череповец. (526 км. по велокомпьютеру)

43 день. С утра еле проснулась, из за длинного вчерашнего дня, собравшись поехали в сторону Сергиева Посада, дороги выбрали не самые лучшие, было все и грязь и асфальт и места где ехать просто не возможно и катишь вел рядом, выматывает такая "езда" очень сильно. По пути заехали в усадьбу Абрамцево, погуляли по ней и с попутным ветром поехали в Сергиев Посад. В городе, посадив ребят на электричку (им завтра на работу) мы с Сергеем поехали к знакомым в веломастерскую, проверить велосипеды (ничего не сломалось, просто проверка). Отмыли велосипеды и решили оставить их ТО на завтрашний день. Также сегодня к нам присоединился Алексей, он покатит с нами на север, теперь нас трое. Хозяин веломастерской приютил нас у себя дома так, что спали мы в тепле. С утра сразу пошли в мастерскую заниматься велосипедами, немного настроили нам их и только к вечеру нам удалось выехать из города. Поехали в сторону Калязина. Остановились на ночевку на поле около пруда с комарами, их там было какое-то нереально количество, так что на ужин у нас был рис не с рыбой, а с комарами.
45 день. Сегодня выехали из Московской области и выехали в Тверскую. Заехали в Калязин, посмотреть на знаменитую колокольню, больше смотреть в городе было нечего и мы поехали в Углич. Не доехав до него встали лагерем где то в полях около деревеньки.

На следующий день утром быстро добрались до Углича, покатались по нему. Город понравился, ухоженный, здания многие отреставрированные, на улице чисто, облагороженная набережная, весьма контрастно на фоне Калязина. Дальше - Мышкин. Так как мы едем по западному берегу Волги, то оказаться в город мы сможем попасть только на пароме, проезд стоит 10 рублей. Переправились и поехали смотреть город, только отъехав от центра я поняла, что с велосипедом что то не так, посмотрели, а у меня сломались две стойки багажника (из 4), починить не получилось, в 5 минутах от нас был (чуть ли не единственный в городе) магазин велосипедов, пошли смотреть багажники в надежде купить хоть, что-нибудь, так как был уже вечер и вариантов найти, что то другое в городе не было. В магазине оказался только один более-менее подходящий для моего велосипеда багажник, который я и купила. Ребята мне его установили, при этом сняв задний тормоз, так как иначе багажник было не установить, в общем пока поеду так, а через пару дней к нам должна приехать знакомая из Москвы, что бы поехать с нами, как раз и привезет мне хороший багажник. После всех этих манипуляций, мы переправились обратно через Волгу и покатили в сторону Рыбинска. Были сложности с поиском места для ночлега, то болото, то палатки ставить некуда, в результате нашли место на краю леса и разбили лагерь.
Что то погода опять испортилась, похолодало и подул холодный встречный ветер, видимо готовит нас к северу, мы утеплились и докатили до Рыбинска, посмотрели городок и поехали в сторону Череповца. Сегодня велокомпьютер показал 3 000 км! Дороги тут плохие, в заплатках, собственно думаю по этой причине мой багажник и не выдержал. Немного не доехав до Пешехонья остановились в лесу, ночь обещают холодную, так что утепляемся.

48 день. На сегодня задача, как можно ближе подъехать к Череповцу, ветер все еще встречный, погода все еще не очень, а ведь сегодня 1 июня - 1й день лета, а у нас им не пахнет. Пересекли границу областей, теперь катим в Вологодской области. Не доехали примерно 25 км до Череповца и заночевали на берегу водохранилища.
8 неделя. Череповец - Подпорожье. (543 км. по велокомпьютеру)
Выспались и никуда не торопясь поехали к Череповцу, до него нам оставалось около 30 км. Не спеша докатили до него и заселились в гостиницу, сегодня у нас полудневка, сегодня отдыхаем и смотрим город. Сил последнее время поуменьшилось, так что отдых как раз кстати.

50 день. Утром к нам прямо с поезда приехала девочка из Москвы, привезла мне новый багажник. Ребята мне его установили и вернули обратно задний тормоз. Опять долго выезжали из города, пока ставили багажник, пока собирались, потом пошел сильный дождь и мы пережидали его, затем поехали обедать, потом решили закупиться продуктами на вечер и на утро, так как не уверены что сегодня нам встретятся магазины по дороге, и после этого всего мы наконец-то выехали из города. Погода то что надо, ветер в спину и не жарко, так что мы буквально летели! Еще нашли себе сегодня весьма интересное развлечение в дороге: соревноваться с тучами, это когда видишь, что туча и думаешь или поехать побыстрее, что бы тебя не замочило, либо наоборот найти укрытие и переждать дождь. Мы с Сергеем решили втопить и попробовать обогнать ее и... - получилось! Как раз когда начался дождь мы уже прятались в укрытии, а вот ребята которые ехали позади нас уже не успели и приехали все вымокшие. Мы переждали пик дождя под навесом автобусной остановки, и покатили дальше. Уже вечерело и пора искать место лагеря. Заехали в какую-то деревушку и встали лагерем на берегу реки Шексна.

На следующий день погода разгулялась, потеплело и выглянуло солнце. Сегодня решили поехать смотреть Кириллов монастырь, вчера мы не доехали около 20 километров до него. Монастырь очень большой, прямо как целый город. Мне очень понравилось его расположение, на берегу реки и он очень хорошо вписан в окружающую природу. Этот монастырь действительно стоит посмотреть! Дальше поехали в Белозерск, на пути к нему нас ждал паром, мы переправились бесплатно и поехали дальше. Добравшись до города решили, что на сегодня хватит достопримечательностей, оставим их на завтра.
52 день. Утро началось с осмотра города. Сразу чувствуется, что находишься в Вологодской области, мне понравились резные наличники на окнах и строгие белые церкви! Белое озеро немного разочаровало, оно бушевало и было оранжевого цвета, странная картина. Посмотрев городок, поехали в сторону Вытегры. Сначала дорога была хорошая: асфальт, а потом началась песчано-каменистая дорога, которая ощущалась "стиральной доской" и так шло 40 км! Только к вечеру после Липиного Бора появился снова асфальт, к вечеру опять подул встречный ветер и снова начал моросить дождь, а один раз был град. Когда решили, что пора искать место для ночлега, я была очень рада, так как вскоре можно будет залезть в теплый, сухой спальник и уснуть.

53 день. Начались малолюдные места, где вероятность найти магазин с продуктами не высока, поэтому прямо с утра заехали в магазин и закупились едой на день и утро. Опять с утра был встречный ветер и дождь, а после обеда уже грело солнце, так что мы смогли высохнуть. Сегодня на дороге в Вытегру встретили немного странного человека, когда Сергей проезжал мимо него, он попросил воды, а потом когда увидел нас на перекусе попросил еще и еды. Мы помогли чем смогли, мужчина сказал, что идет в Вытегру пешком (ему еще оставалось до нее около 80 км, а был уже вечер). Почему-то мне он показался странным: у него не было с собой вещей, кроме небольшой сумки, не было ни еды ни воды (магазинов и населенных пунктов на той дороге не было, от слова совсем, ближайший будем через 60 км!) и он не выглядел туристом.... на наши вопросы он отвечал уклончиво... Что могли мы сделали: снабдили его немного едой и водой и поехали дальше.

Мы докатили до поселка Депо, и наша группа разделилась, ребята очень хотели в отель в Вытегре, а мы с Сергеем решили заночевать около поселка в лесу. Кто знал, что после этого вечера, наша дорога с ребятами больше не пересечется в этом походе.
Проснулись в сухом мшистом лесу, выспались и не торопясь поехали в Вытегру. Сегодня у нас полудневка. По пути заехали на Волго-Балтийский канал, посмотрели как суда проходят через шлюзы. Добрались до Вытегры, заселились в гостиницу, и пошли гулять по городу. Вытегра встретила нас не очень хорошей погодой: дождем и холодом. Сегодня спим в теплых кроватках, и это радует!

55 день. Очень не хотела я сегодня покидать теплый отель, но дорога ждала нас. Выезжали под дождем. Проехали 20 км по хорошей дороги и началась жижа, не дорога, а одна сплошная грязь и так 20 км по ней. После обеда распогодилось (это уже стало традиционно). После дороги из грязи началась дорога из мокрого песка, в общем то еще удовольствие, и вот уже под вечер начался асфальт. Немного не доехав по Подпорожья, мы встали лагерем на берегу очень красивого озера, рядом с церковью. Сегодня еще мы пересекли границу областей, и теперь мы в Ленинградской области.

На следующий день утром не торопились, помыли велосипеды от вчерашней грязи и поехали в Подпорожье (завтра туда приедут наши друзья,покататься с нами). Дорога не вышла без приключений, проехав около 10 км. Сергей проколол колесо, потом через 10 км, еще один прокол, а через еще 10 км одна из заплаток начала пропускать воздух. Заклеив все, что только можно было, добрались до Подпорожья и поехали к вокзалу. Нашли где встать лагерем недалеко от него, что бы завтра с утра поехать встречать друзей.
9 неделя. Подпорожье-Сегежа. (632 км. по велокомпьютеру)

Проснулись рано утром и поехали на вокзал встречать ребят, приехали прямо к прибытию поезда, я очень рада была видеть знакомые лица так далеко от дома. Ребята привезли с собой отличную погоду, сегодня сильно потеплело! Собрали их велосипеды и мы вместе покрутили педали в Петрозаводск. По пути заехали на то озеро, где пару дней назад мы ночевали с Сергеем, искупались в нем и поехали дальше. Добрались до Вознесения, там переправа через реку Свирь,но мы оставили ее на завтра. Сегодня ночуем на косе с потрясающими видами.

58 день. Утро началось с переправы на другой берег, переправились и покрутили педали дальше. Вскоре мы пересекли границу Ленинградской области и оказались в Карелии. К вечеру добрались до Онежского озера и встали лагерем нам берегу в сосновом лесу.

Сегодня 12 июня - день России, а мы все по прежнему крутим педали к своей цели. Сегодня она (цель) - это Петрозаводск. По пути к нему опять заехали на Онежское озеро, пообедать, а потом уже поехали в сам город. Прокатились по нему с ребятами, посмотрели набережную. Кстати, сегодня мой велокомпьютер показал 4 000 км! У ребят сегодня вечером поезд, мы проводили их, а сами поехали в гостиницу, пора заряжать гаджеты, впереди немноголюдная Карелия!
60 день. На следюущий день с утра почувствовала себя не очень хорошо, поесть ничего не смогла, сходила в аптеку за лекарствами, Сергей сколько мог оттягивал выезд, к обеду мы выехали из гостиницы, сил крутить педали у меня не было, я очень отставала. Сергей предложил мне вернуться обратно (там недалеко была станция электрички) и доехать на ней до Медвежьегорска, я отказалась (в голове сидела мысль, что хочу весь путь преодолеть на велосипеде), мы поехали дальше, я опять отстаю, еще больше, уже сама понимаю что сил нет, и Сергей второй раз предложил мне вариант с электричкой и на этот раз я согласилась пока далеко не уехали. Забронировали мне гостиницу в Медвежьегорске, и я поехала к станции Шуйская, а Сергей поехал на велосипеде дальше. 3 часа сидела ждала электричку (они там ходят два раза в день) и 3 часа ехала на ней. В результате к вечеру была в Медвежьегорске и заселилась в гостиницу.

Мы договорились с Сергеем, что как только он приедет в город позвонит мне. На следующий днем он уже был в городе (я поехала на электричке около 150 км), выселилась из гостиницы, чувствовала себя уже намного лучше, и мы встретились в кафе, пообедали и поехали из города.Очень сильно изменилась тут природа, по сравнению с тем, что было до Петрозаводска, красивые леса, камни, мох... Добрались сегодня до одного из карельских озер, где то между Медвежьегорском и Сегежей, еле нашли место под палатку, так как все было немного заболочего, но маленький клочок все таки нашли и разбили лагерь с потрясающим видом.
62 день. Проснулись с потрясающе красивом месте и поехали в Сегежу. К обеду были уже в городе, пообедали и у столовой встретили велопутешественника Ивана из Санкт-Петербурга, он едет в Мурманск. Очень долго разговаривали и делились впечатлениями, он еще собирался остаться в городе до завтра, а мы уже уезжали, мы обменялись телефонами, что бы потом встретиться на пути и может вместе прокатиться. Выехали из города поздно, погода и дорога были на нашей стороне, так что даже получилось установить рекорд дневного километража - 149 км!

Впереди нас ждал участок без населенных пунктов и магазинов, поэтому закупились продуктами на пару дней вперед и поехали уже в сторону Лоухи. В Кемь решили не заезжать, так как пока позволяет погода, нужно подобраться поближе к Мурманску. Сегодня на протяжении всего дня вокруг были только болота, леса и озера. К вечеру добрались до реки Поньгома и встали лагерем на ее высоком берегу. Дорога тут конечно прекрасная, но сегодня начался ремонт и на протяжении около 20 км ехали объезжая ямы, а в целом отличная и ровная, без особых подъемов и спусков.
На треке от станции Шуйская до Медвежьегорска идет прямая линия (это тот путь который я ехала на электричке, по причине плохого самочувствия) это участок маршрута не учтен в километраже.
10 неделя. Сегежа-Мурманск. (548 км. по велокомпьютеру)

Сегодня 64 день путешествия. Ощущения что мы движемся к нашей цели - к Мурманску у меня нет, да и дорога начала подноедать, в начале она завораживала, а сейчас немного приелась, хочется разнообразия. Сегодня мы добрались до Лоухи. Небольшой северный городок больше похожий на село. На ночлег решили не уезжать из города, а поставить палатку около озера в городе. Когда мы приехали было много подростков и детей на озере мы поставили палатку и к вечеру народ разошелся по домам, но кто же знал что тут подростки ночами плавают на надувных лодках, ночью (а тут они белые) я проснулась от того что слышу не понятные звуки вне палатки, Сергей уже давно не спал, я стала беспокоиться о велосипедах, так как они стояли прямо перед палаткой не связанные замком. Вылезла из палатки посмотреть, что за странные звуки и проверить велосипеды, оказывается местные ребята решили поплавать и накачивали лодку в паре метров от нас. Велосипеды были на месте и я не стала ничего никому выговорить, спать хотелось очень так, что даже под этот шум я уснула быстро.

65 день. Сегодня день пересечения границ. Первой мы пересекли границу полярного круга! Это было круто пересечь ее на велосипеде! А за ней буквально через пару км была граница Карелии и Мурманской области. Погода утром опять радовала, а вот вечером похолодало и пошел дождь так, что ужин готовили в тамбуре палатки. Мы уже где-то недалеко от Кандалакши.
66 день. Сегодня еле проснулась, все таки мы катим без отдыха уже давно. Не спеша фотографируя и любуясь озерами мы доехали до Кандалакши и заселились в гостиницу. Все, можно отдыхать, завтра будет первая дневка с того момента как мы выехали из Москвы.

На следующий день мы не притрагивались к велосипедам. Ходили гуляли по городу и отдыхали. Сегодня в Кандалакшу приехал Иван, с которым мы познакомились в Сегеже. Завтра поедем все вместе.

68 день. Утром проснулись, собрались и поехали за Иваном, он встал лагерем прямо на берегу Белого моря так, что не теряя шанса мы искупались в третьем для нас море в этом велопутешествии и уже втроем выехали из города. По дороге заехали на заброшенную военную базу, побродили по ней и уже поехали в сторону Мурманска. Так как Иван собирался заехать сначала в Кировск, а только потом в Мурманск то на развилке, где дорога ответвлялась на Кировск мы сделали привал с вкусняшками, кофе и разговорами о жизни. Долго не могли наговориться, но дорога ждала. Мы попрощались и снова вдвоем с Сергеем поехали дальше. Планировали сделать ночевку недалеко от Мончегорска, но было уже поздно и решили не утомлять себя и остановиться пораньше и это было очень верное решение!
69 день. Сегодня планировали добраться либо уже до Мурманска или как можно ближе подъехать к нему. Получился второй вариант. Утром проснулись и поехали в сторону Мончегорска, из далека мне показалось, что пейзаж чем-то напоминает Грецию: озеро, холмы и все это окутано дымкой. А потом при приближении вся это красота испарилась, точнее я увидела настоящую картину, большой завод и его выбросы.... Вид на город со стороны дороги был удручающий, растительности практически нет, низкие растения и какие-то небольшие разрушенные строения. Если б по дороге перемещалось бы перекати-поле, было бы похоже ка кадры из американского вестерна. Через 30 км мы оказались в Оленегорске - небольшом советском, но зеленом (в отличии от Мончегорска) городке. Проехали его на сквозь, но решили не выезжать на трассу, а поехать по параллельной дороги через деревни. Проехали деревню с интересным названием: Лапландия! (Санта Клауса так и не встретили). После обеда ехалось как всегда легче, но до Мурманска так и не доехали 30 км.


70 день. Утром успели собрать лагерь до дождя и поехали в Мурманск. Быстренько вскрутили под ливень до самого города. Я испытала странное чувство увидев табличку с названием города, наверное это чувство гордости и практически осуществления идеи, ведь мы близко к цели! Город немного удивил рельефом, здесь в Мурманске большой перепады высот, город на холмах.Заселились в гостиницу, сегодня у нас полудневка, а завтра рано с утра к нам присоединятся ребята из Москвы и мы все вместе поедем на полуостров Рыбачий. Осмотр города решили оставить на обратный путь, сегодня устали, хоть и не много крутили.
11 неделя. Мурманск - Вайда-Губа - Мурманск. (326 км. по велокомпьютеру)

71 день. Проснулись рано утром и поехали встречать друзей на вокзал. Ребята привезли из Москвы мне покрышки для бездорожья и багажник, который я купила в Мышкине, на всякий случай, говорят что на Рыбачьем часто ломаются багажники. Сегодня начинается наше недельное автономное путешествие, так что перед тем как выезжать из города, мы заехали дозакупиться продуктами и покатили в сторону Титовки. Дорога до полуострова сложная - холмистая, тут сразу два фактора усложняют движение - это встречный или встречно-боковой ветер, от которого тебя ни чего не защищает, тут мало деревьев и горки, причём кажется, что ты поднимаешься больше чем спускаешься...

Перед поселком Титовка расположено КПП (так как рядом граница с Норвегией) мы показали российские паспорта и проехали. Поворот на Средний и Рыбачий полуострова расположены практически сразу за КПП. А в самом посёлке есть небольшой магазин и даже домики, где можно остановиться на ночлег. Прикупив вкуснятины (так как это последний магазин перед неделей автономки) мы повернули в сторону полуострова Средний. Там буквально в полутора км встали лагерем на берегу красивой реки с остатками разрушенной электростанции. А ещё солнце тут солнце светит круглые сутки (оно правда уже третью неделю светит круглые сутки, но тут по-моему не темнеет вообще) , это уже дико раздражает, не знаешь когда ночь, а когда день... и нет красивого звёздного неба... И сегодня у меня на велокомпьютере было 5 000 км!
Сегодня 72 день нашего путешествия, проснулись под шум воды от находившегося рядом водопада и реки. Собрались, начал накрапывать дождик, и мы поехали к полуострову Средний. Дорога тяжеловата, живой камень, так что скорость не велика. Ребята, которые присоединились к нам имеют разный уровень подготовки, поэтому растянулись мы очень сильно, иногда ждём по 40 минут отстающих на развилках. Связи тут нет, поэтому важно никого не потерять. Дорога на полуостров идёт через перевал, я этот перевал даже не заметила, просто подъем, думала будет хуже. Может я не обратила внимание на него из-за окружающей красоты вокруг, тут находишься как будто на другой планете, камни покрытые мхом, горы, озера, и видно все на много километров вокруг!

Так мы оказались на полуострове Средний, оттуда уже видно Баренцево море, доехали до него и сделали обед на морском берегу. После обеда незаметно пересекли границу полуостровов и мы уже на Рыбачьем, поехали по его западной части. Через море видно Норвегию и тут можно поймать Норвежскую связь! Российскую мой телефон поймать не мог, зато Норвежскую поймал! Уже на Рыбачьем начались броды, очень много, сначала пыталась как то оставить обувь сухой, а после очередного брода, где просто не возможно было не замочить ног, уже смирилась, хорошо что в кофрах есть запасная пара обуви. Было уже поздно, а на улице светло как днём, поняли, что не успеем сегодня докатить до самой северной точки Европейской части России, поэтому около 10 вечера стали искать место для лагеря, нашли речку с небольшим водопадом и разбили лагерь на берегу.
73 день. К обеду добрались до посёлка Вайда-Губа (ну как посёлка? там пара домов и живут скорее всего военные). На Рыбачьем вообще живут только военные, точнее находятся действующие военные базы) приехав к самой северной точки Европейской части России оставили велосипеды на берегу, а сами пошли смотреть на Баренцево море. Видели огромную тушу мертвого кита на берегу. Нам очень повезло, если посмотреть карту, можно увидеть на ней маленький островок, вот как раз на него нам и удалось попасть во время отлива, что это остров мы поняли не сразу. Мы походили по нему, потрогали море, посидели немного поразмыслив.

Осознание, что это именно та точка в которую мы ехали из Адлера так ко мне и не пришло, не было то ли удовлетворенности, то ли хотелось ещё и мозг отказывался воспринимать происходящее, но одно могу сказать, что сидя там, я чувствовала свободу от всего, там сидела я, был океан, ветер, практически не тронутая человеком природа и друзья, на которых я знаю можно положиться в трудную минуту. На этом краю земли не было беспокойства, это было потрясающее ощущение, которое нужно хоть раз испытать в жизни.

Когда мы очнулись от всего этого великолепия, наш путь на этот островок начало немного подтапливать и мы поспешили обратно на полуостров. Приготовили обед на берегу, а после увидели, что островок уже превратился в остров, то есть приехав чуть позже мы бы на него не попали, ну или попали, но намочив ноги. Дальше поехали по берегу на восток, опять броды, иногда исчезает дорога, так как откуда то появилась река. Хочется останавливаться через каждые 5 метров и попытаться запечатлеть все на фото, но фото не передают то что видят глаза! Слева океан, с права тундра. Вечером нашли потрясающее место для лагеря, на высоком берегу с видом на океан и со снегом на горе недалёко от лагеря, рядом горная река откуда можно пить воду, даже не фильтруя.
74 день. Утром ярко светило солнце, погода все эти дни тут прекрасная солнце, жарко. Так как вчера не получилось окунуться в океан (ну или в Баренцево море) решили, сегодня, раз уж все равно стоим на берегу, правда до него идти было около километра, а казалось что меньше. Окунуться я так и не смогла, мне было холодно, сейчас конечно очень жалею об этом, стоило немного потерпеть, хотела окунуться во всех 4 морях которые были на пути нашего путешествия. Утро выдалось хоть по началу и солнечным, но тяжёлым. Дорога из живого камня мне давалась тяжело, я еле ехала, постоянные броды, потом днём, когда мы въехали на вершину подул сильный ветер, порой не то, что ехать, а идти было сложно, в какой то момент когда сил не осталась я просто взяла положила велосипед и легла на мшистую землю, как было здорово, лежать при таком сильном ветре. Ребята тоже переводили дух, набравшись сил мы двинулись дальше, сначала шли, а потом потихоньку поехали, пытаясь держать велосипед и не улететь с дороги от порывов ветра. Доехав со середины береговой линии Рыбачьего, мы свернули в его глубь и к вечеру уже оказались на Среднем полуострове. Нашли хорошее место для лагеря около родника и заночевали там.
75 день. Утро выдалось дождливым, лагерем мы стояли не далеко от реки, которую нужно было переходить вброд, там был полуразрушенный мостик через нее и мы надеялись как то попытаться перейти по нему, что бы не мочить ноги лишний раз (так как речушка в середине, думаю по пояс мне была бы) потихоньку, помогая друг другу переносить вещи, мы перешли на другой берег по мосту. Дальше доехали до скал "Два Брата". Тут нереальные пейзажи, как в фильме Властелин колец! Очень красиво океан, горы.... к обеду опять распогодилось. Все это время мы едем вдоль берега, видели кладбище военной старой, ржавой техники, заброшенный смотровой пункт на горе (конечно мы залезли полазить по нему), опять видели действующую военную базу. Сегодня уже возвращаемся на материковую часть, решили немного продлить наблюдение за прекрасным и заночевали после первого перевала в горах.
76 день. Проснулись в горах. До финиша нам оставалось совсем чуть чуть, и до обеда мы уже были на том же самом месте, где была наша первая ночевка (около Титовки). Обратный путь от Титовки до Мурманска решили ехать не своим ходом, а "заказать газель", что бы подольше насладиться окружающим великолепием. Так что сегодня отдых, купание и задушевные разговоры.

77 день. Сегодня крайний день нашего путешествия, доехали до Титовки, погрузили велосипеды в заказанную газель, а сами сели в рейсовый автобус и отправились в Мурманск. К обеду мы были в городе, а поезд только вечером. Оставили велосипеды на вокзале с теми кто не хотел пойти посмотреть город, и пошли гулять по городу, дошли до "памятника Алеше" и обратно на вокзал, паковать велосипеды и загружаться в поезд.
Пока Мурманск, пока Русский север, ты оставил во мне очень глубокое впечатление, самое глубокое за всю поездку, ты был прекрасен, ты был нереален!
Как и сидя на том островке (самой северной точке Европейской части России) я не чувствую что путешествие подошло к концу, может потому что жизнь это оно большое путешествие?...
Хочется написать немного заключительных слов.

Все это было как сон. Сон на яву, это было на столько моим и вдохновляющим меня, что порой от счастья и перенесенных испытаний захватывало дух! За все путешествие Север оставил во самое сильное впечатление! А самая невероятная встреча была с Павлом Конюховым. Говорят что путешествия меняют человека, думаю это правда, и изменения уже начались, когда я решилась на него.
Made on
Tilda